Имена

Между старшим и новым поколениями — яма. Но не оркестровая.

Светлана Полякова, Новая газета, 21.10.2006
«Мне повезло, что я попала именно в „Современник“. Есть феноменальные актерские дарования — скажем, Евстигнеев, Табаков, — которые рождены актерами. А я могла бы быть учительницей, могла бы танцевать… Во мне не было ни смелости, ни честолюбия, которые предполагают одаренность. Но „Современник“ развил мою природу, мои средние способности и, главное, научил понимать, для чего я в этом существую. В Школе-студии МХАТ мы учились профессии. А в отношении того, что происходит на улице, были полными табуретками. Ефремов и группа основателей впервые поставили меня перед вопросом: для чего театр существует сегодня? Заставили пропустить это через себя. Когда я увидела, что Ефремов, Кваша, Волчек, Табаков — совсем молодые люди — живут своим отечеством и создают театр с конкретной целью, у меня в голове все сложилось».

Это — о театре, в котором Алла Борисовна Покровская прослужила более сорока лет.

«Их живое отношение к материалу может не соответствовать моим консервативным представлениям, но от них веет свежестью хода, а мне это всегда интересно. Если бы их не было, я была бы совершенно недоразвитой старушкой». А это — о молодых режиссерах, один из которых в 2004 году пригласил ее в МХТ. В трех своих спектаклях на этой сцене актриса блестяще демонстрирует, что школа русского психологического театра не противоречит поискам режиссеров в области авангардных форм. Актриса легендарного поколения, «перекресток» знаменитой театральной династии (на втором курсе Школы-студии МХАТ учится уже ее внук, Никита Ефремов), педагог с сорокалетним стажем, она, не сознавая солидности статуса, по-прежнему сомневается…

- Преподавателю Школы-студии МХАТ с почти сорокалетним стажем интересно сегодняшнее поколение будущих актеров?

 — Интересно! Хотя они потеряли очень много в школьном образовании. В Советском Союзе что-то все же знали — была система школьного образования. А сегодня люди, которых мы принимаем из разных мест, совершенно по-разному образованы. Могут знать много такого, чего не знаю я. Например, хорошо ориентируются в современном кинематографе. Могут не знать, кто такой Тургенев, зато знают, кто такой Толкиен. И все — индивидуалисты. Для нас, преподавателей, становится серьезной проблемой, как их соединить в коллектив. 
Кроме того, сегодня, при наличии такого количества сериалов по телевизору, не очень принято ходить в театр. Понимание абитуриентами смысла театра сводится к разовым впечатлениям. Не знаю, отличают ли они хороших актеров от плохих, но они точно ничего не знают о предыдущих поколениях — в отличие от нас. Начинают с нуля — как будто до них не изобретали велосипеда. Наверное, к этому новому контингенту нужен новый подход. Но вот когда говорят об обновлении школы? Ведь школа по определению консервативна! Со всеми своими скелетами в шкафу. Зачем бороться с традицией, которая создавалась на протяжении веков?

- Насколько были верны традициям МХАТа молодые «современники»?

 — Мы не предавали методологии Школы-студии МХАТ. Но мхатовские спектакли тогда казались нам неживыми, неправдивыми. Скажем, великий Яншин играет Нахлебника. Он сидит в центре, а дворяне жмутся по бокам, потому что он народный артист и по болезни плохо ходит, и режиссер его сажает в центр. Какой же это нахлебник? Это ведь нахлебник должен жаться! Пример довольно примитивный, но нам это казалось смехотворным…
Известно, что каждые 10-15 лет сменяется поколение в театре и вырабатывается новый язык, меняются ритмы. Сейчас, когда вспоминаю старые дипломные спектакли, которые я ставила со студентами, с ужасом думаю: что я делала?

- Семидесятые стали периодом перестройки «Современника»… Что определило новый виток развития театра — уход Ефремова или наступившая эпоха застоя?

 — Конечно, революционным событием для театра был уход Ефремова. И слава богу, что молодые актеры, которые тогда пришли в театр, оказались такими яркими личностями и художниками. Мы еще играли «Восхождение на Фудзияму», другие спектакли, продолжавшие линию молодого «Современника», но уже в «Валентине и Валентине» с Фокиным, с Костей Райкиным, с Юрой Богатыревым, Мариной Нееловой в «Современник» пришло поколение острых индивидуальностей, которые стали «выворачивать» зал. Они лично (а не так, как мы, — все вместе) обращались не к залу, а к каждому в зале. Олег Даль приходил — уходил (он в принципе одиночка), и далевское страшно пессимистическое понимание времени тоже оказало влияние. 
Все это было защитой неординарности человеческой натуры во времена застоя. Потом пришли Елена Яковлева и Сергей Гармаш, потом — Чулпан Хаматова, появление которой, кстати, в чем-то сходно с появлением Марины Нееловой. Но Марина привносила свой внутренний дискомфорт — примерно так: «Я буду жить, как я хочу, и я очень нервничаю по этому поводу». А Чулпан Хаматова — гармоничная фигура: «Я не дам мою внутреннюю гармонию порушить ничем».

- Чего недодает сегодня российская система актерского образования?

 — Не знаю! Я нахожусь сейчас в состоянии серьезных сомнений: может, мое время прошло?

- Можете вспомнить последнее сильное зрительское впечатление от театральной постановки?

 — В молодости, поскольку хуже знаешь жизнь, острее воспринимаешь то, что дает театр. Поскольку я прожила трудную для себя жизнь (Грета Гарбо, с которой мы родились в один день, начинает свою книгу фразой: «Моя жизнь, как и любая другая, не удалась»), меня трудно удивить чем-либо.
Но вот совсем недавно я видела в Нью-Йорке, как Мерил Стрип играет мамашу Кураж в Центральном парке (осталась после летней школы в Америке — решила, что умру, если не увижу Мерил Стрип вживую!). Бесплатно для публики — в течение целого месяца. Чтобы достать билет, люди стоят сутками. Свой билет мне уступил Вася Арканов — из того, что полагалось российским журналистам.
Каждый день на протяжении месяца Мерил Стрип играет в Центральном парке, то есть на улице. Необычный спектакль, очень брехтовский и соответствующий тому месту, где его играют. И вот Мерил Стрип потрясла меня — как профессионал! У нее такая интеллигентная, гармоничная фактура, казалось бы, совсем не соответствующая роли этой тетки, и вдруг такая необычная пластика, внутреннее и внешнее перевоплощение, причем почти без грима. Столько находок!
Я рыдала! Оказалось к тому же, что у нее профессиональный слух, она гениально поет. С ней играли и другие звезды, но она — поверх барьера. Четыре года назад она играла Аркадину в «Чайке», а сейчас — Матушку Кураж.
Брехтовское, низменное представление. Все очень просто: выезжает Кураж на повозке, кроме повозки на сцене ничего нет, война, грязь. Мамаша Кураж — торговка и сволочь, гибнут дети — вот что такое война…

- Я знаю, что вы следите за работой молодых актеров. В частности, смотрите спектакли студии Женовача…

 — Я отсматривала спектакли курса Женовача, когда они еще не были студией. Следила за ними на третьем, четвертом курсах — они были такие «ровненькие». А теперь один за другим стали «вылезать».

- Вы сыграли в трех спектаклях Кирилла Серебренникова — «Мещане», «Изображая жертву» и «Господа Головлевы». В работе с режиссером-новатором у вас есть совещательный голос?

 — Кирилл Семенович обсуждает со всеми своими актерами все возникающие проблемы. И создает совершенно замечательную репетиционную атмосферу. Он человек очень открытый, я очень закрытая, трусливая, зажатая, застенчивая; я не могу сразу выдавать результат, я очень долго «коплю», а режиссер мается со мной: понимает она — не понимает? Я привыкла к тому, что режиссер об этом знает — о том, что надо подождать.
Впрочем, первые два спектакля работалось довольно легко, а вот «Господа Головлевы» не шли у меня совсем, был период непонимания: чего Кирилл Семенович хочет от меня и что я хочу от него. Я в основном раньше работала с режиссерами, которые сами являлись актерами — Ефремов, Волчек — и поэтому знали, как помочь актерской индивидуальности, им не составляло труда куда-то меня направить незаметно для меня. Кирилл не актер, он другого воспитания и мировоззрения, и я поначалу долго не могла услышать его подсказок.

- Неужели актриса с вашим опытом нуждается в подсказках?

 — В них нуждаются все актеры — мастера и не мастера. У всех — с нуля, каждый раз: я ничего не знаю, ничего не понимаю. Когда я недавно в качестве режиссера по работе с актерами работала с Костей Райкиным над спектаклем «Косметика врага», он слушал объяснение роли как ребенок, даже пошутил, что каждая роль репетируется так, как это было на четвертом курсе. Конечно, есть набор штампов, в которые иногда превращается мастерство, кажется, что все уже делали, найти что-то новое становится все труднее и труднее. Мой замечательный педагог Виктор Яковлевич Станицын, у которого я кончала Школу-студию МХАТ, нам говорил, что первые тридцать лет в театре сложно, а следующие тридцать лет — еще сложнее. Мы тогда смеялись, а сейчас я уже понимаю, о чем говорил Виктор Яковлевич. 

- Вы нашли какие-то новые краски в роли Головлевой?

 — Не знаю. Но никогда прежде я не играла резко отрицательных ролей. Я была под очень сильным впечатлением от Георгиевской и думала: мне надо удивить чем-то необычным в себе — что у меня совершенно не получалось. А время разное, разные инсценировки, другой взгляд, на который имеет право всякий режиссер. Сравнивать нас, конечно, нелепо.
Долго не могла приспособиться к Жене Миронову. Смоктуновский играл такого злого гения, которым я ужасалась, но никак не относила этого к себе: надо же, какие бывают ужасные люди! А Женя играет так, что я вдруг подумала: так ведь я тоже такая. Не я - Арина Петровна, а я - Алла Борисовна. Я ничем не отличаюсь в каких-то вещах от своей героини. Как только поняла, что если бы я, Алла Покровская, сидела в этом тесте… Эта история — об отсутствии любви вообще, любой.

- Какие новые темы сегодня интересны вашему поколению? Которое, кстати, имеет такое же право высказаться, как и поколение двадцати-, тридцати- и девяностолетних. ..

 — Вот Фоменко и высказывается. Он берет вечные темы и такой способ выражения, который лежит во времени. Способ выражения — это не обязательно формальные вещи, но и внутренние. Я прочла в «Новой газете» интервью с Коршуновасом, в котором он говорит: «Только не вздумайте слушать старшее поколение!». Образовалась действительно яма между старшим поколением, воспитанным в советском пространстве, и новым поколением, выросшим в постсоветском пространстве. Найти общие точки довольно трудно. С одной стороны, он прав, с другой — что же нас, поубивать теперь?! А может быть, уже и правда пора…
Пресса
Прощание с Аллой Покровской, видеосюжет «Московского комсомольца», 27.06.2019
В Москве простились с Аллой Покровской, фоторепортаж kino.mail.ru, 27.06.2019
В Москве простились с Аллой Покровской, видеосюжет телеканала «Культура», 27.06.2019
Памяти Аллы Покровской, Сергей Коковкин, Анна Родионова, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Царство Покровской, Виктория Пешкова, Культура, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2019
Алла Покровская. Тень гениев, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 25.06.2019
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Авангард Леонтьев, Известия, 25.06.2019
Актриса и театральный режиссер Алла Покровская. Досье, Елена Слободян, Аргументы и факты, 25.06.2019
«Её любили абсолютно все…», Анна Тимина, Театрал, 25.06.2019
Современница «Современника», Коммерсантъ, 25.06.2019
Гафт о кончине Аллы Покровской: Не могу прийти в себя!, Национальная служба новостей, 25.06.2019
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, видеосюжет телеканала «Культура», 25.06.2019
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.06.2019
Алла Покровская в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 1.12.2017
Сергей Собянин поздравил Аллу Покровскую с юбилеем, официальный сайт Мэра Москвы, 18.09.2017
Сегодня отмечает юбилей Алла Покровская, телеканал «Культура», 18.09.2017
Другая Алла Покровская, Виктор Борзенко, Театрал, 14.09.2017
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
В МХТ сегодня вручали «Чаек», телеканал «Культура», 30.10.2014
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Алла Покровская в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 23.09.2012
Алла Покровская принимает поздравления, видеосюжет телеканала «Культура», 18.09.2012
Алла Покровская отмечает юбилей, телеканал «Культура», 18.09.2012
«Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Шлягер для интеллектуалов, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004