Имена

Лена Ясная, Лена Золотая… К 95-летию премьеры «Дней Турбиных»

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.10.2021
5 октября 1926 года, 95 лет, назад в Художественном театре состоялась премьера пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных». А значит, мир впервые увидел одну из самых очаровательных женщин русской драматургии – Елену Тальберг. Сестру Алексея и Николки Турбиных, возлюбленную Шервинского, предмет воздыханий Лариосика. Лену Ясную, Лену Золотую, Лену Рыжую – как называют ее в пьесе восхищенные мужчины.
Прототипом Лены Ясной была Варя, младшая сестра Михаила Афанасьевича. В Киеве, в доме на Андреевском спуске, где жили Булгаковы, она была душой компании. «Варя была на редкость веселой: хорошо пела, играла на гитаре… Ее никто не называл Варей, все называли Варюшей. Она была из всей семьи самая изящная, самая хорошенькая. Если кому-то из молодых надо было что-либо попросить у матери, обращались к Варе: “Варя, похлопочи”» – так вспоминали о ней.



В Художественном театре Елену Тальберг играли разные красавицы. Первой исполнительницей была Вера Соколова – сам Булгаков, который очень ценил занятых в спектакле артистов, ставил ее превыше всех. Историк МХАТа Виталий Виленкин писал, что Соколова была «непревзойденной исполнительницей этой роли, отличавшейся у нее особым изяществом, тонкостью сценического рисунка и необыкновенным женственным обаянием».



Впрочем, появились свои поклонники и у других исполнительниц. Милиционер Алексей Гаврилов, дежуривший на спектаклях МХАТа в конце 1920-х годов и тайно влюбленный в Аллу Тарасову, считал, что с его любимицей в этой роли не сравнится никто.



Ни Клавдия Еланская…



…ни Ольга Андровская, ни даже сама Соколова. «Начать хотя бы с внешности, – писал он в дневнике – у В. С. Соколовой прекомичный курносый нос и какой-то недостаток в произношении, тогда как у А. К. Тарасовой – очень красивая внешность и прекрасный звучный голос».



В 1982 году Николай Скорик стал режиссером дипломной постановки курса Школы-студии МХАТ, в которой играли Дмитрий Брусникин, Роман Козак, Александр Феклистов. Еленой была Полина Медведева, и вся эта постановка была так хороша, что студенческий спектакль включили в репертуар театра.



В 2004 году в МХТ вышел спектакль Сергея Женовача «Белая гвардия». Для многих стала открытием нежная и тонкая Елена в исполнении Натальи Рогожкиной. Хотя сама Наталья считает, что современным людям трудно понять изнутри булгаковских героев, ведь мы не можем по-настоящему ощутить, что это такое – испытывать ужас разрушения своего мира, жить, каждую секунду ожидая смерти.



Второй исполнительницей роли Лены Золотой в этом спектакле стала актриса «Мастерской Петра Фоменко» Ксения Кутепова.

Предлагаем вам посмотреть на блистательных Елен Художественного театра. В нашей фотогалерее: Елены Тальберг 1920-х годов: Вера Соколова (1), Алла Тарасова (2), Клавдия Еланская (3), Ольга Андровская (4).
Полина Медведева (Елена) и Роман Козак (Шервинский) в спектакле 1982 года (5).
Наталья Рогожкина (6) и Ксения Кутепова (7) в «Белой гвардии» 2004 года.
Фото из фондов Музея МХАТ и Екатерины Цветковой
Пресса
Лена Ясная, Лена Золотая… К 95-летию премьеры «Дней Турбиных», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.10.2021
Как Алла Тарасова стала мамой для бойцов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.05.2020
Алла Тарасова. Загадочная королева сцены, Мария Морозова, SuperStyle, 20.01.2016
«Великая старуха» Малого театра, Лев Колодный, Московский комсомолец, 26.12.2012
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998