Марина Брусникина о проекте «Память места»

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова в Год театра в России представляет новый проект – «Память места», посвященный истории и традициям МХТ. 
1 июня артисты начнут с легендарного „Царя Федора Иоанновича“ А. К. Толстого. В следующий раз, 23 июня, публике представят пьесу Г. Гауптмана „Ганнеле“.
Говорит режиссер и автор проекта Марина Брусникина:
«Мы начинаем новый проект „Память места“. Само название говорит о том, как важно помнить и знать, где мы находимся. Затея читать культовые пьесы, которые шли или планировались идти в Московском Художественном театре, вроде бы отсылает нас назад. Мы пытаемся разобраться в том, что значит традиция, и меня лично волнует вопрос, почему вдруг в обществе возникает противостояние между культурным прошлым и как бы „некультурным“ настоящим. Для меня это абсолютно не понятно. Когда начинаешь разбираться в прошлом, в частности, в традициях Московского Художественного театра, понимаешь, что он всегда был невероятным экспериментом. Уж само создание этого театра Станиславским и Немировичем-Данченко было великим экспериментом, когда все с нуля, все заново начиналось и все наперекор тому, что было раньше. Та драматургия, на которой начинался репертуар театра, — это пьесы, запрещенные цензурой. Пьеса „Царь Федор Иоаннович“ Алексея К. Толстого, ставшая поводом для первого спектакля МХТ, лежала под спудом 30 лет, пока ее не разрешили ставить именно Художественному. Следующая современная пьеса, которую собирались поставить, была „Ганнеле“ Герхардта Гауптмана. Ее запретила церковь, какая-то хористка написала донос, что в пьесе „неправильно“ изображается Иисус Христос. И тут ты уже не знаешь, в каком времени мы находимся — в современности или в ту эпоху. Все пересекается и все созвучно. Как трудно и тогда, и сегодня принимается что-то новое. Новая драма конца XIX века — Ибсен, Стриндберг, Гауптман, Метерлинк — в то время была мало кому известна. Плюс освистанная „Чайка“.
Я для себя очень хорошо поняла: традиции Художественного театра, где мы работаем, — это и есть эксперимент. И одно дело, когда это в учебниках написано, а другое — когда берешь эти тексты в работу. Всегда будет опасно говорить на живые темы, которые есть в пьесах раннего МХТ. Только живым путем можно понять современность, живость новой драматургии. 
Все это — взгляд в прошлое не для прошлого, а для настоящего. Надо суметь любой старый текст сделать нестарым, живым.
Наш художник Александр Боровский придумал общий художественный каркас, который будет единым для всех вечеров цикла „Память места“.
Дальше — после показов „Царя Федора Иоанновича“ и „Ганнеле“ — мы будем выбирать из истории театра все, что кажется созвучным сегодняшнему времени. Может быть, будет „Бронепоезд 14-69“ Всеволода Иванова, может, „Потонувший колокол“ Гауптмана. И необязательно, что пойдем по хронологии. 
Наш проект „Круг чтения“ придуман для артистов. Он - возможность работы для актеров, которых в МХТ много. Но не все востребованы в том объеме, как бы им хотелось. Тем более молодые. Эти акции очень нужны для развития труппы. Молодым тут достаются, в том числе, и крупные роли. Например, известно, что Иван Москвин, которому Станиславский и Немирович доверили сразу главную роль в „Царе Федоре Иоанновиче“, ранее ходил в подмастерье, играл в своем предыдущем театре крошечные роли. Наш проект — это возможность развернуться.
Мне очень нравится и другое наше направление: лекторий, сейчас идет интересный цикл лекций по истории Художественного театра — это все части большого процесса. Приходят очень разные люди и постигают что-то любопытное, то, что не очень хорошо известно, что забылось, затерлось. Надо тратить силы для того, чтобы помнить людей, которые здесь работали».