>  29 января
160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова


160 лет назад, 17(29) января 1860 года, родился Антон Павлович Чехов.

«Для МХТ Чехов был больше, чем первым среди современных драматургов, — писала историк театра Майя Туровская. — Мечта о „Чайке“, потерпевшей публичное поругание в Александринском театре, была той путеводной звездой, под которой и был учрежден Московский Художественный театр. Чехов не без колебаний и сомнений согласился предоставить молодой, неизвестной труппе свою пьесу, еще не зная, что это не только определит судьбу театра, но и его собственную судьбу. Здесь же на репетициях он познакомится со своей будущей женой Ольгой Леонардовной Книппер, которая станет неизменной исполнительницей в его пьесах, создав собирательный образ „чеховской женщины“. 
„Три сестры“ и „Вишневый сад“ Чехов напишет уже специально для МХТ, ориентируя, а иногда даже корректируя их, в соответствии с возможностями труппы. Автор был связан с театром и организационно — вступил в число пайщиков МХТ.  Уже в первые годы существования Художественного театра в репертуар вошли основные пьесы Чехова: „Чайка“, „Дядя Ваня“, „Три сестры“, „Вишневый сад“, наконец, „Иванов“, сыгранный в 1904 г. уже после смерти автора.
Молодой театр, для которого Чехов был современником, очень остро ощущал особую роль жизни, ее протекания в чеховской драме. Это она тяготила Треплева, теснила сестер, отнимала почву у Раневской, заставляя ее балансировать над пустотой, между смехом и слезами… Диагноз, поставленный Чеховым на рубеже XX века, оказался долговечнее утопий и попытки их воплощения.  „Конец великой эпохи“ выступил на пороге новой эры повсеместно на поверхность во всей своей наготе, обеспечив пьесам долгую жизнь. Если единственное, что обнадеживало автора „Чайки“, была терпеливая работа культуры, то чеховский репертуар МХТ сделал в нее свой вклад». 

С 1989 года Московский Художественный театр носит имя Антона Павловича Чехова. На протяжении 121 года МХТ многократно обращался к произведениям своего главного автора: скорая премьера — «Чайка» в постановке Оскараса Коршуноваса — станет 25-м чеховским спектаклем театра. А сегодня, в день рождения драматурга, на мхатовской сцене будут сыграны «Три сестры» в версии Константина Богомолова.
>  27 января
Продажа билетов на март
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на март в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на официальном сайте театра mxat.ru начнётся 1 февраля в 12:00.
Просим обратить внимание: формирование очереди в кассы МХТ с использованием бумажных браслетов будет начинаться в 10 часов утра.
Бронирование билетов на март по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 3 февраля с 12:00.
3 февраля начнётся продажа билетов на сайтах официальных партнёров театра: Ticketland.ru (ООО «МДТЗК»), Bigbilet.ru, Parter.ru, Kassir.ru, компании «Дилявер», Redkassa.ru.
>  22 января
1 и 2 июня — «Поколение Маугли» на сцене МХТ


«Поколение Маугли» — масштабный театральный благотворительный проект под руководством Константина Хабенского — будет возобновлен в Москве в июне. Перезапуск проекта проходит совместно с Детским музыкальным театром юного актера и театральной компанией Moscow Show. Первые спектакли можно будет увидеть 1 и 2 июня в МХТ имени А. П. Чехова, купить билеты в кассах театра можно будет с 23 января.
Средства от продажи билетов будут направлены на помощь подопечным Фонда Хабенского — детям с опухолями мозга. В первых спектаклях возобновленного проекта примут участие Диана Арбенина, Тимур Родригез и Константин Хабенский

Константин Хабенский: «Мы попытались собрать новую версию спектакля „Поколение Маугли“ — более взрослую и интересную. Это будет яркий музыкальный, драматический и танцевальный спектакль, когда на сцене одновременно находятся 120 пацанов и девчонок и 5 взрослых актеров. „Поколение Маугли“ — история про те основы, которые никуда никогда не уйдут: любовь, дружба, солнце, ветер, дождь. Они были до интернета и они останутся после того, как интернета не станет, и мы с вами останемся один на один друг с другом. Я очень надеюсь, что этот спектакль будет жить не один сезон и будет пользоваться зрительским интересом».



«Поколение Маугли» — театральный проект, который с 2014 года реализуется под руководством Константина Хабенского. Это музыкальный спектакль по мотивам сказки Киплинга, где действие происходит не в джунглях, а в большом и шумном городе. За время существования спектакля в нем были задействованы Диана Арбенина, Алексей Кортнев, Екатерина Гусева, Тимур Родригез — но большинство ролей традиционно исполняют дети и подростки. В новой версии «Поколения Маугли» принимают участие 120 мальчиков и девочек.



«Поколение Маугли» — это яркая история, в которой Шерхан исполняет рэп, бандерлоги играют в баскетбол, а главный герой заново познает мир и людей вокруг себя, сталкиваясь с философией и принципами самых разных персонажей. В основе спектакля лежат вечные ценности: семья, дружба, чувство правды, сострадание и понимание того, как важно заботиться о тех, кто нуждается в помощи.



С 2014 по 2016 годы проект собрал больше 15 миллионов рублей, которые помогли оплатить лечение более 40 детей с опухолями мозга. Последний спектакль «Поколение Маугли» прошел 1 октября 2016 года в Кремлевском Дворце. «Поколение Маугли» — лауреат Премии Станиславского в 2014 году, «Премии Рунета» в 2015, премии «Импульс добра» в 2016 и премии «Звезда Театрала» в 2017.

>  21 января
Новые исполнители
29 января роль Ирины Прозоровой в спектакле Константина Богомолова «Три сестры» впервые исполнит Александра Виноградова.
>  19 января
«Мхатовские пятницы»: Сергей Сосновский


31 января на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится очередной вечер из цикла «Мхатовские пятницы».
Это неформальные пятничные встречи с актерами разных поколений Художественного театра. В каждом «вечере» зрителей ждет искренний разговор с героем о жизни, творческом пути и самых неожиданных поворотах судьбы.
На этот раз крупным планом предстанет народный артист России Сергей Сосновский, недавно отметивший 65-летие.  В беседе с ведущим вечера Вадимом Верником он расскажет о своем непростом пути в актерскую профессию. О «звездных» годах, проведенных в Саратове — в Театре юного зрителя, а затем в Театре драмы имени И. А. Слонова. И о том, как и почему он оказался в Московском Художественном театре имени А. П. Чехова, в котором служит уже 16 лет. Здесь он работал с режиссерами Кириллом Серебренниковым, Юрием Бутусовым, Виктором Рыжаковым, Владимиром Петровым, а сейчас репетирует в спектакле Сергея Женовача «В окопах Сталинграда».
В вечере примут участие режиссер Екатерина Половцева, актриса Кристина Бабушкина, а также постоянный участник мхатовских вечеров — музыкальная группа «Жена в очках».
Режиссер вечера – Михаил Рахлин.
>  16 января
Мхатовский вечер «Память места»: «Сверчок на печи»


23 января в МХТ состоится новый вечер из цикла «Память места», посвящённого истории и традициям Художественного театра и знаковым для него пьесам.

В 1912 году молодыми актерами МХТ (среди них – Михаил Чехов, Алексей Дикий, Серафима Бирман, Евгений Вахтангов, Софья Гиацинтова) под руководством Леопольда Сулержицкого была создана Первая студия МХТ, задуманная как «собрание верующих в систему Станиславского» и положившая начало новому – студийному – типу театра. 24 ноября 1914 года в маленьком зале на Скобелевской площади, где не было сцены и дистанции, разделяющей актеров и зрителей, был сыгран «Сверчок на печи» – спектакль Бориса Сушкевича по святочному рассказу Чарльза Диккенса, прославивший Студию и ставший для нее тем же, чем была чеховская «Чайка» для МХТ. 

«Вы помните, какие тогда были дни, чем был насыщен воздух. Истекли четыре месяца войны… Пока не начался спектакль, хмурые зрители перекидывались вопросами, слухами, мнениями. Ясно чувствовалось: всем здесь не до театра, не до искусств и их радостей… И случилось чудо. Осуществилось неожидаемое. Иллюзорность, „зеркальность“ театра, — они на несколько часов стали реальнее самой действительности и подчинили ее себе, очистили через себя. „Будьте как братья“ — это струилось через все поры спектакля, властно ложилось в душу. И это сумело заглушить, хоть не надолго, мысль о человеке, который человеку — волк… При свете, зажженном спектаклем-сказкою, показалось, что жизнь еще будет справедлива, чиста, добра и прекрасна. И не через двести — триста лет». (Н. Е. Эфрос)

23 января 2020 года в таком же маленьком зале на сотню мест – на Новой сцене МХТ – «Сверчок на печи», «побеждая страшный бред современности, вселяя в сердце надежду», будет прочитан нынешними артистами Художественного театра.

Режиссёр и автор проекта — Марина Брусникина
Художник — Александр Боровский

В вечере принимают участие Павел Ващилин, Олег Тополянский, Дарья Юрская, Ростислав Лаврентьев, Николай Сальников, Анастасия Скорик, Валерий Зазулин, Янина Колесниченко, Елизавета Ермакова, Юлия Ковалёва, Антон Лобан, Даниил Феофанов.
>  13 января
Лекция Алексея Варламова «Михаил Булгаков: бег от судьбы»


Внимание! Запись на лекцию закрыта!

29 января в 19 ч. на Новой сцене Художественного театра состоится лекция писателя, исследователя истории русской литературы XX века Алексея Варламова «Михаил Булгаков: бег от судьбы».

В русской литературе есть писатели, судьбой владеющие и судьбой владеемые. Михаил Булгаков — из числа вторых. Все его бытие было непрерывным, осмысленным, обреченным на страшное поражение в жизни и на блистательную победу в литературе поединком с Судьбой. Что надо сделать с человеком, каким наградить его даром, через какие взлеты и падения, искушения, испытания и соблазны провести, как сплести жизненный сюжет, каких подарить ему друзей, врагов и удивительных женщин, чтобы он написал «Белую гвардию», «Собачье сердце», «Театральный роман», «Бег», «Кабалу святош», «Мастера и Маргариту»? Прозаик, доктор филологических наук, лауреат литературной премии Александра Солженицына, а также премий «Антибукер», «Большая книга» и др., автор жизнеописаний М. М. Пришвина, А. С. Грина и А. Н. Толстого Алексей Варламов предлагает свою версию судьбы писателя, чьи книги на протяжении многих десятилетий вызывают восхищение, возмущение, яростные споры, любовь и сомнение, но мало кого оставляют равнодушным и имеют несомненный, устойчивый успех во всем мире.

Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать слушателем лекции можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  11 января
Мхатовский вечер «Память места»: «Ганнеле»


18 января на Новой сцене театра в рамках нового мхатовского цикла «Память места», посвящённого истории и традициям МХТ, состоится театрализованная читка пьесы Герхарта Гауптмана «Ганнеле» (режиссёр Марина Брусникина).

Общеизвестно, что МХТ открылся в 1898 году исторической драмой А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», но немногие знают, что второй премьерой и первой современной пьесой на сцене Художественного театра в том же 1898 году должна была стать «Ганнеле» — мистическая история о бедной девочке, ожидающей смерть как праздник избавления от земных страданий. Театр возлагал на эту постановку большие надежды, однако, буквально в день генеральной репетиции уже готовый спектакль был снят с репертуара по требованию церковной цензуры. Впоследствии пьесы Гауптмана многократно ставились на мхатовской сцене, но к «Ганнеле» театр больше не возвращался.

Пьесу «Ганнеле» прочтут артисты Мария Сокольская, Армэн Арушанян, Кристина Бабушкина, Алексей Варущенко, Ульяна Глушкова, Иван Дергачёв, Елизавета Ермакова, Антон Ефремов, Валерий Зазулин, Антон Лобан, Николай Сальников, Дмитрий Сумин, Вероника Тимофеева, Валерий Трошин, Даниил Феофанов, Алёна Хованская, Дмитрий Чеблаков.

Стоимость билетов от 750 до 1200 рублей. Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.


Фото Екатерины Цветковой
>  10 января
Юбилей Маргариты Анастасьевой


10 января празднует 95-летие заслуженная артистка РСФСР Маргарита Викторовна Анастасьева – обладательница диплома № 1 Школы-студии МХАТ, актриса Художественного театра в 1947-1985 гг.

Весной 1943 года она увидела объявление об открытии театральной студии при МХАТ и о первом наборе на актерский факультет.
«Экзамен мы сдавали буквально перед всей труппой театра. В комиссии были Книппер-Чехова, Качалов, Тарханов, присутствовали Тарасова, Андровская, Зуева… Возглавлял приемную комиссию Иван Михайлович Москвин, он в ту пору был директором театра. И вот, сдав экзамены, после томительных дней ожидания я увидела в самом начале списка принятых на актерский факультет свою фамилию. Невозможно описать ощущение счастья, восторга, легкости, которое я тогда испытала. Я летела по улице домой, как птица, чтобы скорее сообщить эту радостную новость… Оканчивать студию было очень грустно. Помню, я тайком даже плакала. Сдавали экзамены очень торжественно, дипломы подписывал В. И. Качалов – у меня диплом № 1…»
Первыми ее ролями в театре стали Магда в «Заговоре обреченных» Н. Вирты и Елена в «Чужой тени» К. Симонова. В дальнейшем ее творческая судьба во многом была подчинена политизированному советскому репертуару – ей поручались роли положительных «социальных» героинь в расчете на то, что обаяние и органичность актрисы оживят предложенные в пьесах схемы. «И я „размачивала“ блеклые роли („Залп Авроры“, „За власть Советов“, „Третья патетическая“). Пожалуй, наиболее удачной и принесшей мне большой успех, была роль Маши в пьесе Николая Погодина „Кремлевские куранты“. С этим спектаклем я объездила все страны».
Но были и иные работы: Душа Света в «Синей птице», Елена в «Мещанах», Елена Андреевна в «Дяде Ване»…
Маргарита Викторовна ушла из МХАТ в 1985 году, но не рассталась с ним: мхатовцем был её муж – народный артист РСФСР Владлен Давыдов; их сын, заслуженный артист РФ Андрей Давыдов, служит в театре с 1973 года. В последний раз Маргарита Анастасьева выходила на родную сцену чуть более года назад – на праздновании 75-летия Школы-студии МХАТ. Уже единственная, она представляла ее первый выпуск.



Московский Художественный театр сердечно поздравляет Маргариту Викторовну с царственным юбилеем и желает ей здравствовать!

Музеем МХАТ к юбилею актрисы в фойе Новой сцены театра открыта фотовыставка «Марго. Королева. Первая из первых».
>  9 января
«Венецианский купец» — к юбилею Сергея Сосновского


9 января спектакль Екатерины Половцевой «Венецианский купец» будет сыгран в честь юбилея народного артиста РФ Сергея Сосновского — в первый день нового года ему исполнилось 65 лет.

Художественный руководитель МХТ Сергей Женовач: «Когда Катя Половцева затевала „Венецианского купца“, она была уверена, что Шейлока должен играть Сергей Валентинович Сосновский. Я знал, что он замечательный артист, но когда Катя позвала меня на репетицию, работа Сергея Валентиновича меня поразила. Притом что это была именно репетиция – не спектакль, не итог его сочинения, а этап, который ты застигаешь врасплох. Я увидел большого артиста, сумасшедшего мастера, который, по нашему театральному жаргону, не хлопочет, не суетится, не пытается понравиться, – он несёт тему. Это очень редкое качество. Обычно артисты – лицедеи: прикинься, притворись, меняй маски… А здесь – это только у больших артистов бывает – есть тема, которая сверлит, и ты находишь созвучие того, что ты играешь, с тем, что у тебя внутри. И когда это смыкается, происходит чудо театральности. Я не выдержал и сказал об этом Сергею Валентиновичу сразу после репетиции. Он даже сам застеснялся, застыдился моих слов, но я был искренен и эмоционален, потому что, хоть в „Венецианском купце“ были замечательные работы и у других актёров, у Сосновского я увидел совсем иной пилотаж».

Режиссёр Екатерина Половцева: «Думаю, что для каждого режиссёра встреча с Сергеем Валентиновичем – это счастье и обогащение. Помимо того что он актёр невероятного дара, Сергей Валентинович очень искренний и душевный человек. Его коллекция анекдотов многих спасала от уныния и тоски. Его случаи из жизни невероятны и впечатляющи. Его трогательные конфеты, пироги и мандарины по любому поводу – 8 Марта, День театра, дни рождения близких, да и просто по случаю хорошего настроения – всегда настраивают на тёплую атмосферу. Это бесценный учитель для молодых, он душа компании, объединяет людей вокруг себя, вдохновляет, мягко наставляет и ведёт за собой. Для меня возможность работать с актёром такого уровня таланта – большое счастье».

Сегодня Сергей Сосновский отметит юбилей на Основной сцене Художественного театра, а 31 января на Новой сцене — в очередную «Мхатовскую пятницу» — состоится его творческий вечер.
>  2 января
Юбилей Маргариты Логиновой


2 января отмечает юбилей Маргарита Михайловна Логинова — начальник административно-хозяйственного отдела Московского Художественного театра.
Приглашение работать во МХАТе она получила в 1999 году, когда театр переживал не лучшие времена. Маргарита Михайловна вспоминает: «Театр был запущенный, если не сказать сильнее. Директор немножечко с краю меня поводил, потом я сама пошла по лестницам и с верхнего этажа посмотрела вниз на сцену. Боже мой! Я ахнула: объёмы колоссальные, везде грязища ужасная. Тушили сигареты не только о батареи, но даже о кресла. И я решила отказаться, сказать: „Нет, я здесь работать не буду. Я не смогу, я не потяну“… А потом так себя накрутила, что подумала: ну, а кто, если не я?»
И вот уже двадцать лет она входит в здание театра в Камергерском, как настоящая хозяйка этого огромного дома, следит за его чистотой, обстановкой, обеспечивает уют, решает все его бытовые проблемы. И делает это с искренней любовью – к людям, к намоленным стенам, к искусству; с достоинством и профессионализмом, вызывающими общее уважение и восхищение. 
Художественный театр поздравляет Маргариту Михайловну с юбилеем, желает здоровья и счастья на долгие годы и от всего сердца благодарит за все эти двадцать лет большого труда и любви!
>  1 января
Юбилей Сергея Сосновского


1 января юбилей у народного артиста РФ Сергея Сосновского, ему исполнилось 65 лет.
Не все знают, что прежде чем стать ведущим актёром Художественного театра, он был «звездой» Саратова — сначала ТЮЗа, а потом Театра драмы. Сергей Валентинович переиграл там множество главных ролей, а в начале нулевых отозвался на предложение Олега Павловича Табакова войти в труппу МХТ. Сосновский — это Призрак в «Гамлете» и Шабельский в «Иванове» Юрия Бутусова, это старший Головлёв в «Господах Головлёвых», следователь Тупольски в «Человеке-подушке» и Джонатан Пичем в «Трёхгрошовой опере» — спектаклях Кирилла Серебренникова, это Сарафанов в «Старшем сыне» и Сорин в «Чайке» Константина Богомолова, поставленных в «Табакерке».
Чтобы понять масштаб дарования этого артиста, достаточно пойти на «Венецианского купца» Екатерины Половцевой, недавнюю премьеру Художественного театра. Сосновский играет там Шейлока. Надо видеть, как его герой в полном одиночестве, преданный любимой дочерью, противостоит целой компании легкомысленных и праздных венецианцев. И как замирает зал, когда Шейлок произносит свой знаменитый обличающий монолог. 9 января «Венецианский купец» будет сыгран в честь юбилея артиста.
А 31 января, в очередную «Мхатовскую пятницу», на Новой сцене состоится творческий вечер Сергея Сосновского.
Сердечно поздравляем Сергея Валентиновича с днём рождения и желаем ему здоровья и новых прекрасных ролей!