>  29 октября
Новые исполнители
Завтра, 30 октября, главную роль — Эдварда — в спектакле Глеба Черепанова «Удивительное путешествие кролика Эдварда» впервые исполнит Валерий Зазулин.
>  28 октября
Дополнительный спектакль «Свидетель обвинения»
Уважаемые зрители!
13 ноября на Основной сцене состоится спектакль Мари-Луиз Бишофберже по пьесе Агаты Кристи «Свидетель обвинения».
Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  27 октября
Дополнительный спектакль «Человек-подушка (The Pillowman)»
Уважаемые зрители!
В нашем репертуаре дополнение: 24 ноября на Малой сцене состоится спектакль Кирилла Серебренникова «Человек-подушка (The Pillowman)».
Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  26 октября
Московскому Художественному театру 122 года!
Дорогие мхатовцы и друзья Художественного театра!
Сегодня день рождения МХТ – 122 года назад на сцене театра «Эрмитаж» в Каретном ряду «художественники» сыграли свой первый спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе А. К. Толстого.
Всего несколько дней назад мы собирались отметить эту дату спектаклями (премьерной «Чайкой» Оскараса Коршуноваса по чеховской пьесе, принёсшей МХТ первый триумф, и нынешней живой легендой – «Пролётным гусём» Марины Брусникиной), а также по традиции, заложенной основателями, торжественно вручить памятные знаки нашим «ветеранам». Но пандемия вносит свои коррективы. Спектакли перенесены на новые даты, и 55 мхатовцев – артистов и работников театра, сотрудников Музея и Школы-студии МХАТ, чей стаж работы здесь от 15 до 65 лет, – получат драгоценные «чайки» 17 января, в день рождения К. С. Станиславского.
И тем не менее сегодня праздник. Мы поздравляем друг друга с тем, что причастны к великому делу, начатому таким же октябрьским днём в 1898 году, и желаем, чтобы все были здоровы, чтобы нынешнее странное, зыбкое время скорее закончилось и всё встало на свои места. Как пресловутый ломберный стол из булгаковской «Белой гвардии»: «…ибо кверху ножками ему стоять несвойственно».
С праздником!

«Мы — счастливые люди, так как во всём необъятном мире судьба дала нам несколько сотен кубических метров — наш театр, в котором мы можем создавать себе свою, особую, прекрасную артистическую жизнь, большей частью протекающую в атмосфере творчества, мечты и её сценического воплощения в коллективной художественной работе, при постоянном общении с гениями: Шекспиром, Пушкиным, Гоголем, Мольером и другими. Неужели этого мало для создания прекрасного уголка на земле».
Константин Станиславский, «Этика»


>  24 октября
Новые исполнители в спектакле «Конёк-горбунок»
25 октября в спектакле «Конёк-горбунок» роль Царя впервые исполнит Артём Волобуев, роль Рыбы-Кита – Сергей Медведев, роль Солнца – Никита Карпинский, роли Жандарма, Крестьянина, Рыбы – Даниил Феофанов.
>  24 октября
Отмена спектаклей «Лёха…» и «Офелия боится воды»
Уважаемые зрители!
К сожалению, мы вынуждены отменить спектакли «Лёха…» 24 октября и «Офелия боится воды» 25 октября.
Билеты, купленные в кассах театра, подлежат возврату по 28 и 29 октября соответственно.
Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими. Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  23 октября
Изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
В связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией мы вынуждены внести изменения в афишу октября и ноября.

Спектакль «Чайка», назначенный на 26 октября на Основной сцене, переносится на 7 ноября.
Спектакль «Пролётный гусь», назначенный на 26 октября на Малой сцене, переносится на 15 декабря.

Билеты действительны. Если новые даты вам не подходят, билеты подлежат возврату в срок по 30 октября. В случае, если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.

Отменяются следующие спектакли:

29 октября, Малая сцена – «Спящий принц»
30 октября, Новая сцена – «Боюсь стать Колей»
2 ноября, Малая сцена – «Пьяные»
2 ноября, Новая сцена – «Лёха…»
3 ноября, Основная сцена – «Примадонны»
3 ноября, Новая сцена – «Боюсь стать Колей»
5 ноября, Малая сцена – «Ювенильное море»
8 ноября, Малая сцена – «Удивительное путешествие кролика Эдварда»
8 ноября, Новая сцена – «Механика любви»
11 ноября, Малая сцена – «Офелия боится воды»
13 ноября, Основная сцена – «ХХ век. Бал»
13 ноября, Малая сцена – «Моя дорогая Матильда»
15 ноября, Новая сцена – «Шинель»
17 ноября, Новая сцена – «Механика любви»
18 ноября, Малая сцена – «Правда – хорошо, а счастье лучше»
22 ноября, Новая сцена – «Лёха…»
23 ноября, Новая сцена – «Боюсь стать Колей»
26 ноября, Малая сцена – «Белые ночи»
27 ноября, Малая сцена – «Немного нежности»
27 ноября, Новая сцена – «Мальва»

Билеты на эти спектакли, купленные в кассах театра, подлежат возврату с 24 октября и в срок до 5 дней с даты отменённого спектакля.
Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими.

Желаем всем здоровья и приносим извинения за доставленные неудобства!
>  23 октября
Перенос спектакля «Ювенильное море»
Уважаемые зрители!
Спектакль «Ювенильное море», который должен был состояться сегодня на Малой сцене, переносится на 3 декабря. Билеты действительны.
Если новая дата вам не подходит, билеты подлежат возврату в срок по 27 октября.
В случае, если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  23 октября
Brusfest-2020. II международный фестиваль документального театра имени Дмитрия Брусникина


25 октября в Москве открывается Второй международный фестиваль Brusfest, созданный в память о Дмитрии Брусникине. В этом году фестиваль продолжает знакомить зрителей с «док»-форматом, занимавшим важное место в работе Дмитрия Владимировича. В программе — спектакли, читки и перформансы, созданные в документальной стилистике.
Международная программа представлена названиями из Финляндии и Беларуси. География российской части программы — Краснодар, Псков, Санкт-Петербург, Москва. Среди самых ярких событий — студенты 2 курса Школы-студии МХАТ (мастерская Марины Брусникиной и Сергея Щедрина) представят ультра-современный проект: читку пьес, написанных в эпоху пандемии «Спасибо, вирус» (куратор — Михаил Дурненков). Нас ждет презентация книги о Дмитрии Брусникине «Человек размером с дом» (авторы Ксения Перетрухина, Анна Банасюкевич и Елизавета Спиваковская), созданной на основе материалов с одноименной выставки, открывшейся 25 октября ровно год назад. И премьера спектакля Юрия Квятковского и Анастасии Великородной «ЧПР» — вербатим нового поколения «брусникинцев» по материалам разговоров с представителями исчезающих, а также новых, только появившихся профессий (проект Школы-студии МХАТ, Музея Москвы, театра «Практика», Мастерской Брусникина).
Не пропустите! Фестиваль Brusfest продлится месяц (организаторы — театр «Практика» и Мастерская Брусникина. При поддержке Фонда президентских грантов).
Раcписание всех событий фестиваля – brusfest.ru
>  22 октября
«Некое нечто…» — «Круг чтения» к 150-летию Ивана Бунина


16 ноября на Малой сцене Художественного театра состоится вечер из литературного цикла «Круг чтения». Программа, получившая название «Некое нечто…», посвящёна 150-летию со дня рождения Ивана Бунина.

Режиссёр Марина Брусникина: «К юбилею Ивана Алексеевича Бунина нам захотелось сделать историю, сотканную из его текстов. Он считал, что, в сущности, любую человеческую жизнь можно определить двумя-тремя строками. И вот по этому принципу из записанных им диалогов, из его рассказов, стихов, кусочков его интервью и дневниковых записей мы решили собрать такой объём текстов, чтобы их автор сегодня к нам обернулся, чтобы возникло ощущение человека, задающего вопросы и вглядывающегося, вслушивающегося в жизнь и в себя. Часто в прозаических или поэтических произведениях Бунина (хотя, я считаю, они все у него поэтические) встречаются такие фразы: „понимание своего собственного непонимания“, „некое нечто“. Он чувствовал невозможность определить неопределимое, но жаждал этого. И это стремление (вместе с его даром и индивидуальностью) делало его абсолютно уникальным даже в таком мощном русском литературном движении. 
Сейчас наша забота – вместить эту глыбу в объём, приемлемый для литературного вечера. Хочется не суетиться, не торопиться, а окунуть зрителя в поток слов и сознания прекрасного писателя.
В программе, которую мы решили озаглавить „Некое нечто…“, как всегда в вечерах „Круг чтения“, будет много участников. На сцену выйдут все поколения мхатовцев – от корифеев Художественного театра до студентов Школы-студии МХАТ».
>  22 октября
150 лет со дня рождения Ивана Бунина


Сегодня 150 лет со дня рождения Ивана Бунина. Одно время он был близок Художественному театру – в первую очередь, через Антона Павловича Чехова, с которым ироничного Ивана Алексеевича связывала самая нежная дружба.
С создателями и ведущими артистами МХТ – Иваном Москвиным, Ольгой Книппер, Марией Андреевой и другими – Бунин познакомился весной 1900 года в Ялте, где Художественный театр был на гастролях. Позже описывал это так: «Все были оживлены, возбуждены, Чехов чувствовал себя сравнительно хорошо. Мы с утра отправлялись в городской театр, ходили по сцене, где шли усиленные приготовления к спектаклю, а затем всей компанией направлялись к Чехову, где проводили почти все свободное время».
Приводит Бунин и слова Станиславского, который вспоминает о тех весенних ялтинских днях в доме Чехова:
«В одном углу литературный спор, в саду, как школьники, занимались тем, кто дальше бросит камень, в третьей кучке И. А. Бунин с необыкновенным талантом представляет что-то, а там, где Бунин, непременно стоит и Антон Павлович и хохочет, помирая от смеха. Никто не умел смешить Антона Павловича, как И. А. Бунин, когда он был в хорошем настроении».
«Необыкновенный талант представлять» Бунина Станиславский ценил до такой степени, что даже предлагал ему вступить в труппу Художественного театра в качестве артиста. Причем, по свидетельству актера Григория Хмары, подумывал доверить Бунину роль Гамлета.
Предложение о вступлении в труппу последовало после триумфального выступления Ивана Алексеевича на «литературном утреннике» МХТ в честь пятидесятилетия со дня рождения Чехова. «Утренник» прошел 16 января 1910 года, Бунин читал на нем свои воспоминания об Антоне Павловиче. «Голос, интонация, речь – все было чеховское; родные и друзья Антона Павловича были так взволнованы, что многие плакали» – это свидетельство жены Бунина Веры Муромцевой.
Вскоре после этого события писателю нанесли визит Станиславский и Немирович-Данченко. Горячо поблагодарили за блестящее выступление, а затем сделали это предложение, немало удивившее Бунина. В интервью 1937 года парижскому журналу «Иллюстрированная Россия» Иван Алексеевич описывал эту сценку с юмором:
«Помилуйте, — сказал я, — я и по сцене ходить не умею. Ведь она покатая». — «Ну, этому мы вас научим, а на остальное вас хватит…»
Что же касается сотрудничества с Буниным как с литератором, то Художественный театр дважды начинал работать над мистерией Байрона «Каин» в его переводе. В первый раз – в 1907 году – пьесу запретил Синод. Поставили ее во МХАТе уже в 1920-м. Но Бунин спектакля не видел: за несколько месяцев до премьеры он покинул Россию. 
В честь юбилея Ивана Бунина ноябрьский вечер из цикла мхатовских вечеров «Круг чтения» будет посвящён его творчеству. Вечер состоится 16 ноября на Малой сцене театра и будет называться «Некое нечто…». Автор проекта – Марина Брусникина.
>  21 октября
Тифлокомментирование спектаклей


МХТ имени А. П. Чехова продолжает сотрудничать с программой «Особый взгляд» (Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт») и создаёт все условия, чтобы незрячие и слабовидящие люди могли приобщаться к театру.
Уже полтора года спектакль «№ 13D» регулярно идёт с тифлокомментированием (лаконичным, но при этом подробным описанием всего, что происходит на театральной сцене), а 19 октября в сопровождении тифлокомментатора Екатерины Негруцы был сыгран спектакль «Серёжа».



Анатолий Белый, исполнитель роли Каренина в спектакле «Серёжа»: «Друзья! Хочу поделиться с вами радостью – это уже второй спектакль нашего театра, который проводится с тифлокомментированием. То есть его могут „увидеть“ люди, лишённые зрения. Мне кажется, это здорово! Прекрасное начинание и пусть ещё больше спектаклей Художественного театра будут доступны таким зрителям!»
Вера Февральских, куратор программы «Особый взгляд»: «Мы остановились на спектакле „Серёжа“, прежде всего потому, что этот спектакль замечательного режиссёра и художника Дмитрия Крымова у всех на слуху. Он невероятно красивый, эффектный, в нём есть, о чем рассказать и что пояснить. В нём достаточное количество пауз между монологами актёров, можно всё успеть прокомментировать».
Билеты на спектакль с тифлокомментированием незрячие люди могут забронировать на благотворительной основе через портал http://specialview.org/events.

На фотографиях Екатерины Цветковой — Екатерина Негруца и Анатолий Белый.
>  20 октября
Ушла из жизни Ирина Скобцева


Сегодня пришла печальная весть: на 94-м году жизни не стало Ирины Константиновны Скобцевой – народной артистки России, легенды советского кинематографа, женщины, бывшей эталоном красоты для многих и многих поколений зрителей.
Она окончила Школу-студию МХАТ в 1955 году – легендарный курс Александра Карева, где учились Леонид Броневой, Галина Волчек, Игорь Кваша, Людмила Иванова, Светлана Мизери. Многие её однокурсники стали основой новорождённого театра «Современник», но Ирине Скобцевой был уготован иной путь – кинематограф. В год окончания института вышел её дебютный фильм «Отелло», где она исполнила роль Дездемоны. Фильм, на съёмках которого она встретила главного человека своей жизни – Сергея Бондарчука…
Несмотря на то, что Ирина Константиновна не была актрисой Художественного театра, она всегда оставалась нашим другом. Несколько лет назад, в январе 2017 года, на Малой сцене МХТ состоялся её творческий вечер, а вернее – душевный разговор и радостная встреча с коллегами, поклонниками и друзьями. Мы вспоминаем эту встречу как праздник, как день, в который нам повезло прикоснуться к прекрасному.
Московский Художественный театр скорбит и выражает соболезнования Фёдору Бондарчуку, Константину Крюкову, Паулине Андреевой, всей семье, всем близким Ирины Константиновны Скобцевой.
>  20 октября
Отмена спектакля «ХХ век. Бал» 22 октября
Уважаемые зрители!
Спектакль «ХХ век. Бал», назначенный на 22 октября на Основной сцене, к сожалению, отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра, подлежат возврату в срок по 26 октября. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  20 октября
Отмена спектаклей 20 октября
Уважаемые зрители!
Сегодня вместо «Зойкиной квартиры» на Основной сцене должен был состояться спектакль «Примадонны», но, к сожалению, мы вынуждены его отменить.
Напоминаем, что и спектакль «Моя дорогая Матильда», который планировалось сыграть сегодня на Малой сцене, ранее был отменён.
Билеты на эти спектакли, купленные в кассах театра, подлежат возврату в срок по 24 октября. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  20 октября
«Золотая Маска»-2020


19 октября спектакль Дмитрия Крымова «Серёжа» был в третий раз сыгран в рамках конкурсной программы Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (предыдущие показы состоялись 16 сентября и 14 октября). А через месяц – 27 и 28 ноября – спектакль будет представлен в Северной столице на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова как участник фестивального проекта «„Золотая Маска“ в Санкт-Петербурге».

«Серёжа» претендует на премию в семи номинациях: лучший спектакль в драме (большая форма), лучшая работа режиссёра (Дмитрий Крымов), лучшая женская роль (Мария Смольникова), лучшая мужская роль (Анатолий Белый), лучшая работа художника (Мария Трегубова), лучшая работа художника по костюмам (Мария Трегубова), лучшая работа художника по свету (Иван Виноградов).

Имена лауреатов премии «Золотая Маска» будут названы 10 ноября. Церемония награждения станет 26-й по счету и впервые пройдет в режиме онлайн. Прямая трансляция церемонии начнётся в 12:00 на портале «Рамблер» и будет доступна не только для номинантов, но для всех заинтересованных зрителей.

Напоминаем, что лауреаты специальной, почётной премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» уже известны и среди них те, чьи имена неразрывно связаны с Московским Художественным театром: народная артистка России Нина Гуляева, историк театра Анатолий Смелянский, драматург Людмила Петрушевская, театровед Алексей Бартошевич.
>  16 октября
Изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
В нашем репертуаре произошли изменения. 

18 и 25 октября на Новой сцене отменяется спектакль «Механика любви».
20 октября на Малой сцене отменяется спектакль «Моя дорогая Матильда».
27 октября на Основной сцене отменяется спектакль «Идеальный муж. Комедия».
Билеты, купленные в кассе театра, подлежат возврату согласно правилам возврата билетов — их можно вернуть в кассу с момента объявления об отмене и до 5 дней после даты спектакля. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Если вы купили билеты у наших официальных партнёров, деньги будут возвращены ими.

20 октября на Основной сцене вместо спектакля «Зойкина квартира» состоится спектакль «Примадонны».
28 октября вместо спектакля «Мефисто» будет сыгран спектакль «№ 13D».
Билеты действительны. Если замена вам не подходит, билеты можно вернуть в кассу театра до начала спектакля.
В случае, если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.

Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  15 октября
Фотовыставка «Ювенильное море Андрея Платонова»


10 октября в фойе Малой сцены МХТ имени А. П. Чехова состоялось открытие выставки «Ювенильное море Андрея Платонова», приуроченной к премьере спектакля «Ювенильное море» в инсценировке и постановке режиссёра Натальи Назаровой. Проект Музея МХАТ представляет фотографии Александра Иванишина, созданные во время съёмок репетиционных работ над спектаклем.
Выставка проходит с 10 по 31 октября 2020 года в фойе Малой сцены МХТ имени А. П. Чехова.
Вход свободный для зрителей, посещающих спектакли на Малой сцене.
>  14 октября
Спектакль «19.14» переносится на декабрь
Уважаемые зрители!
Сегодня, 14 октября, на Малой сцене должен был состояться спектакль «19.14», но, к сожалению, в связи с болезнью артиста он переносится на декабрь. Точная дата будет объявлена позже. Билеты действительны.
Желающие вернуть билеты могут в течение 10 дней (по 23 октября) оформить возврат в кассе театра или (в случае, если билеты были приобретены на сайте МХТ) прислать заявление о возврате на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  14 октября
55 лет со дня рождения Алексея Девотченко


Сегодня 55 лет могло бы исполниться Алексею Девотченко, уникальному артисту и страстному человеку, кажется, склонному пропускать через себя все несправедливости мира.
В МХТ имени А. П. Чехова Алексей проработал недолго – впрочем, в Москве он ни в одном театре надолго не задерживался, как бы его ни ценили (а масштаб актерского дара Девотченко понимали все и всегда). Обольянинов в «Зойкиной квартире» Кирилла Серебренникова (на фото), слуга Федор в «Свадьбе Кречинского» Виестурса Мейкшанса, взятый в репертуар МХТ моноспектакль Григория Козлова «Дневник провинциала в Петербурге» по роману Салтыкова-Щедрина – вот что играл Девотченко на сцене Художественного театра. Не забыть, как бился его Обольянинов в «Зойкиной квартире», возмущенный тем, что кто-то ездит на дачу, пока люди гибнут, уходящий в наркотический угар из-за власти, которая «создала такие условия, при которых порядочному человеку существовать невозможно». И как сходил с ума, попав в Петербург, его герой в моноспектакле по Салтыкову-Щедрину.
>  13 октября
Перенос юбилейного вечера В. М. Немировича-Данченко
Дорогие друзья!
23 октября на Новой сцене Художественного театра должен был состояться камерный вечер в честь юбилея заведующего музыкальной частью МХТ, заслуженного деятеля искусств РФ Василия Михайловича Немировича-Данченко (этим летом ему исполнилось 80 лет). К сожалению, по независящим от театра причинам мы вынуждены отложить чествование. О его новой дате будет сообщено дополнительно.
>  12 октября
Роспотребнадзор проверил МХТ имени А. П. Чехова


Роспотребнадзор проверил МХТ имени А. П. Чехова на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.  Грубых нарушений не выявлено. Специалисты Роспотребнадзора провели с администрацией театра профилактическую беседу о необходимости соблюдения мер по противодействию коронавирусу. Меры административного воздействия в отношении театра приниматься не будут.

В свою очередь, мы благодарим наших зрителей, соблюдающих меры предосторожности, и напоминаем о необходимости использования масок или респираторов в помещениях театра (в том числе и во время спектакля). Берегите себя и тех, кто рядом!
>  12 октября
Новые исполнители
15 октября роль Марты в спектакле «Пьяные» впервые исполнит Елизавета Ермакова.
>  12 октября
Лекция Майи Волчкевич «Зачем театру „Чайка“»


Внимание! Регистрация на лекцию закрыта!

28 октября в 19 часов на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится лекция Майи Волчкевич «Зачем театру „Чайка“».

Майя Волчкевич, кандидат филологических наук, автор книг «„Три сестры“. Драма мечтаний», «„Дядя Ваня“. Сцены из непрожитой жизни», «„Чайка“. Комедия заблуждений»:
«Пьеса Чехова „Чайка“ больше ставит вопросов, чем дает ответов. Появившаяся в конце позапрошлого века, она знаменовала собой начало „новой“ драмы и нового языка в драматургии. 
Почему „Чайка“ написана вопреки „законам сцены“? Какой эксперимент ставил Чехов в своей пьесе? Зачем ему была нужна эта странная комедия, какие задачи он решал в ней как художник и как человек? Почему „Чайка“ до сих пор самая „опасная“ чеховская пьеса для тех, кто решается ее играть и ставить?..»

Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать слушателем лекции можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  11 октября
Замена спектакля «Немного нежности» 16 октября
Уважаемые зрители!
16 октября вместо спектакля «Немного нежности» на Малой сцене МХТ состоится спектакль «Дом». Билеты действительны!
Желающие вернуть билеты могут до начала спектакля оформить возврат в кассе театра или (в случае, если билеты были приобретены на сайте МХТ) прислать заявление о возврате на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  11 октября
Новые исполнители
13 октября актриса Ксения Теплова впервые примет участие в спектакле «ХХ век. Бал».

Особо обращаем внимание зрителей: недавно мы анонсировали ввод народной артистки РФ Натальи Теняковой в спектакль «Дом», но в планах актрисы и театра произошли изменения. 16 октября роли Валентины Николаевны и Бабушки Игоря в спектакле «Дом» впервые сыграет Вера Харыбина.
>  9 октября
Александр Семчев в спектакле «Чайка»
11 октября роль Шамраева в спектакле «Чайка» впервые исполнит заслуженный артист РФ Александр Семчев.
>  8 октября
Установлен памятник на могиле Киры Головко


Благодаря артистам МХТ имени А. П. Чехова 1 октября на Троекуровском кладбище был установлен памятник на могиле народной артистки РСФСР Киры Николаевны Головко.
На днях театр получил письмо от дочери актрисы Наталии Арсеньевны Головко:
«Хочу от всей моей изумленной и восхищенной души поблагодарить актеров театра МХТ имени А. П. Чехова, которые по своей собственной инициативе профинансировали и установили на Троекуровском кладбище замечательной красоты и лаконичности надгробие на могиле моей мамы – Киры Николаевны Головко – народной артистки РСФСР, артистки МХТ с 1938 года, проработавшей в нем почти 80 лет.
Есть такое понятие – благородная простота. Вот в этом стиле, так совпадающим с характером моей мамы, и выполнено надгробие… Все, что она любила: Чайка, шехтелевский шрифт, теплый цвет камня и плитки… Все просто на высочайшем уровне вкуса. И что совсем для меня удивительно – эти актеры предложили помощь сами… Я уже понимала, что не справлюсь финансово, но в такое непростое для театров время не решалась обратиться в театр за помощью. Они предложили ее сами… Хочу поименно поклониться им в этом письме: насколько я знаю, это Константин Хабенский – главный автор всего проекта, Игорь Верник, Алексей Кравченко, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Анатолий Белый, Евгений Миронов, Станислав Дужников, Михаил Пореченков, Андрей Бурковский, словом, Мужской Хор Творцов имени Гагарина.
Совершенно особую роль сыграл в этом благородном деле Авангард Николаевич Леонтьев. Так тонко и тактично он предложил мне эту помощь, и дальше именно он руководил всем процессом с удивительным тактом и художественным вкусом. Ему отдельная горячая благодарность!
И отдельное спасибо Игорю Золотовицкому за его всегдашнее внимание и заботу.
В Художественном театре со дня основания умели сохранять память об актерах, да и обо всех работниках этого необыкновенного театра. Так радостно, что лучшие традиции жизни МХТ сохранились до сих пор!
С уважением и благодарностью, Головко Наталия Арсеньевна».
>  8 октября
Оскарас Коршуновас — номинант на премию журнала «Сноб»


Журнал «Сноб» опубликовал список первых претендентов на свою ежегодную премию «Сделано в России» в номинации «Театр». Среди них — режиссёр Оскарас Коршуновас со спектаклем МХТ «Чайка».

«Сноб»: «В этом году МХТ отметил 160-летие со дня рождения Антона Павловича Чехова, имя которого театр носит с 1987 года. Большой юбилей ознаменовался большой премьерой — возвращением чеховской „‎Чайки“ на родную сцену. Постановка как будто соткана из дуальностей: здесь прошлое переплетается с будущим, реальная жизнь актеров — с их амплуа на сцене, классическая мхатовская школа — с почерком приглашенного зарубежного режиссера Оскараса Коршуноваса. В этих сочетаниях проглядывается самое главное — МХТ сохраняет театральные традиции, при этом постоянно обновляясь».
>  5 октября
Интервью к премьере: сценограф Юлиана Лайкова о работе над «Ювенильным морем»


10 и 11 октября на Малой сцене Художественного театра премьера – режиссер Наталья Назарова выпускает «Ювенильное море» по повести Андрея Платонова. Сценограф спектакля Юлиана Лайкова – выпускница мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в РАТИ, по образованию она и режиссер, и художник. В 2016 году Юлиана стала обладателем звания «Лучший молодой художник» на выставке сценографов имени Олега Шейнциса. Юлиана Лайкова обладает удивительным даром идти вглубь первоисточника, вскрывать его новые смыслы, и, исходя из этого, находить очень точную визуальную форму и слову, и тому неуловимому, что она сама называет «дуновением ветра». Проза Андрея Платонова стала для художницы новым вызовом.

Премьеру «Ювенильного моря» мы должны были сыграть в июне, сегодня – октябрь. Я живу с этим произведением, желая его выпустить, с костюмами, предметами, образами персонажей уже полгода. И пока спектакль не будет сыгран на сцене, материал меня не отпустит, я знаю. Конечно, я волнуюсь. Потому что это Художественный театр – театр со своей историей, с огромной жизнью «до», и ты приходишь в него своими новыми ногами молодыми, и ты должен с собой что-то принести: что-то важное. Как пошутила Наталья Вадимовна Назарова: «Юлиана, скажи, а что ты сделала для искусства?»

В работе над спектаклем у меня три этапа. На первом я пытаюсь погрузиться в видение материала режиссером. Бывает «прямая сценография», когда режиссер конкретно рассказывает, чего он хочет. А бывает иначе – нужно изобразить «дуновение ветра». И я пытаюсь угадать, почувствовать, вытащить из этого «дуновения ветра» тот визуальный образ, который нужен режиссеру для создания атмосферы спектакля.
Второе. Начинаешь вкрадчиво и въедливо читать: само произведение и все вокруг него. Это как путешествие в колодец: ты погружаешься все глубже между строк и первоначальных видимых смыслов, пытаясь разглядеть мир, придуманный автором.
Третье. Происходит соединение смыслов – того, что открывает тебе режиссер, и того, который ты сам находишь в тексте. Так рождается третий мир – придуманный тобой.

Обсуждая «Ювенильное море», Наталья Назарова не давала описания декорации, она рассказывала об атмосфере. Ей хотелось уйти от того Платонова, образ которого устойчиво сформировался, разрушить стереотип восприятия платоновских текстов. В художественном отношении это означает, что мы должны были уйти и от привычного колорита. Ведь у каждого текста есть, условно говоря, «цвет», к которому привыкаешь, который кажется уже единственным.
Точкой опоры в наших поисках художественного решения спектакля стала догадка о месте, где разворачиваются события «Ювенильного моря». У Платонова – где-то на юге-востоке России.  Мы вычислили, что это север Казахстана, который обладает своими ярко выраженными, особыми природными качествами. Я сама долгое время жила в Казахстане, и я хорошо понимаю, чувствую эту разницу, влияние «энергии места» на жизнь человека – там и, к примеру, здесь, в средней полосе.

Картинка земли, выжженной солнцем. Этот образ, возникнув раз, уже не покидал меня. Это картинка моего детства, эта та земля, которую я видела. И чувство, которое рождало во мне воспоминание, очень точно накладывалось на чувство, вызванное текстом Платонова. Так образ выжженной земли стал доминантой сценографии, от него мы двигались и в остальных решениях. Механизмы, машины, металл, с помощью которых платоновские герои покоряют и переделывают эту скудную землю, эту выжженную вселенную, вступают в прямой контакт с природой, они уходят в песок, возникают из песка. Созданное людьми солнце – механическое, но оно светит как настоящее. Одушевленная и неодушевленная материя соединяются и становятся единым миром.

У костюмов тоже есть определенный замысел. Под обжигающим солнцем меняются не только люди, но и предметы. Меняются ткани, пропустившие через себя испепеляющие лучи. Ткани выцветают, приобретают оттенок этой земли; как и она, изменяются от соприкосновения с придуманным людьми миром механизмов. Ткани теряют свою первоначальную плотность, грубость, они становятся акварельными, переливающимися. Это еще одна, уже третья стихия художественного образа спектакля.
Воплощение в костюмах придуманного мной колорита было чрезвычайно важным. И, пожалуй, самым сложным. Мы их собирали из настоящих старых фактурных тканей, идентичных или близких по антуражу тому времени, перешивали, перекрашивали заново. А иногда в закромах театра находили бесценные вещи. На Евгении Перевалове, исполнителе центральной роли Николая Вермо, будет рубашка из сценического гардероба Евгения Евстигнеева, которую удалось найти в запасниках театра. Рубашку перешили, перекрасили. Теперь на ней такая бирочка – «Евстигнеев-Перевалов». И Женя говорит: я буду играть только в ней.

По сложности и интересу «Ювенильное море» стоит для меня на особенном месте. Бывает, что моя работа театрального художника предполагает такой одномоментный выплеск энергии или фантазии, но этот проект потребовал очень долгой и кропотливой проработки всех деталей. Театр – условное искусство, но достоверность предметов, которые окружают героев Платонова, которыми они пользуются, должна быть безусловной. Я говорю, в том числе, о внутренней, если хотите, метафизической достоверности, а не о том или другом фасоне костюма.
Даже после работы над спектаклем Андрей Платонов остался для меня загадкой. Платонов – это отдельная планета, идешь как по минному полю и не знаешь, где взорвется. И я до сих пор не знаю, права ли в интерпретации его произведения, его мира? Достойна ли я прикосновения к нему, пожатия его руки? Может быть, я это пойму, когда увижу спектакль уже на сцене? Правильно ли мы с ним поговорили, когда придумывали все наедине друг с другом.
>  5 октября
Гастроли
Нижний Новгород, на сцене Театра юного зрителя

«№ 13D» — 19 ноября
«Крейцерова соната» — 20 ноября

Санкт-Петербург, на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова /в рамках фестиваля «Золотая маска»/

«Серёжа» — 27 и 28 ноября

Санкт-Петербург, на сцене Александринского театра

«Контрабас» — 4 и 5 декабря
>  2 октября
Николай Чиндяйкин в спектакле «Чайка»
4 октября народный артист России Николай Чиндяйкин впервые сыграет роль Дорна в спектакле Оскараса Коршуноваса «Чайка».
>  1 октября
«Пролётный гусь» — участник фестиваля «Завтра была война»


Спектакль Марины Брусникиной «Пролётный гусь» едет в Ростов-на-Дону. Там открывается фестиваль «Завтра была война», в программу которого войдут постановки, посвящённые Великой Отечественной войне. Рассказы Виктора Астафьева «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник» в исполнении артистов МХТ имени А. П. Чехова зрители увидят 4 октября на сцене Ростовского театра драмы им. М. Горького. И можно не сомневаться, что публика на этом спектакле будет плакать и смеяться точно так же, как и другие зрители из самых разных уголков страны, где гастролировал «Пролётный гусь» на протяжении всей своей долгой жизни.