>  31 августа
«Пролётный гусь» на Дальнем Востоке


Спектакль «Пролётный гусь» отправляется на гастроли на Дальний Восток: 1 и 2 сентября он будет показан в Благовещенске на сцене Амурского областного театра драмы, а 3 сентября – в Доме офицеров Белогорского гарнизона (город Белогорск). Постановку МХТ имени А. П. Чехова привозит в Амурскую область фестиваль «Золотая маска», который участвует в Программе развития театрального искусства на Дальнем Востоке.
«Пролётный гусь» Марины Брусникиной по рассказам Виктора Астафьева – уникальный спектакль: в Художественном театре он идёт уже 19-й год, и до сих пор с аншлагами, c огромной эмоциональной отдачей актёров и зрителей.
В чем же его секрет? Вот мнение артиста Эдуарда Чекмазова, который выходит на сцену в этом спектакле все 18 лет.
– Сила, думаю, в Астафьеве: возьмите любое его произведение и сами увидите, какое будет впечатление. И еще в очень точном попадании режиссёра, в сочетании трагического рассказа «Пролётный гусь» в первом действии и рассказа «Бабушкин праздник» во втором, истории более светлой, с юмором. У Марины Станиславовны Брусникиной удивительная режиссёрская и женская интуиция. Где бы мы ни играли спектакль – всем это оказывается близко. Иногда думаешь: ну пожалей себя! Сколько можно сердце рвать, надо хоть немного себя поберечь! Но только делаешь шаг на сцену, видишь глаза людей – заводишься и остановиться не можешь. Такая природа актёрская. И такая сила у этого текста, у этого спектакля.
>  28 августа
Новые исполнители
7 сентября роль Нины Заречной в спектакле Оскараса Коршуноваса «Чайка» впервые исполнит Софья Евстигнеева.
>  27 августа
Мужской Хор Творцов имени Гагарина: в День кино — в память об ушедших мхатовцах


Скоро Московский Художественный театр имени А. П. Чехова открывает 123-й сезон. Театр входит в привычный рабочий ритм. Важная часть нашей жизни — сохранение связи с ушедшими поколениями, память об актерах, в разные времена составлявших славу и гордость Художественного театра.
17 августа, в день 85-летия Олега Павловича Табакова, мы собрались на Новодевичьем кладбище и возложили цветы на могилы Табакова и других мхатовцев. Благодаря Олегу Павловичу появилась традиция — уход за могилами мхатовских актеров, установка памятников, восстановление обветшалых надгробий. 
Эту традицию театр продолжает и сегодня. Рассказывает народный артист России Авангард Леонтьев: «Однажды Олег Павлович Табаков попросил меня проверить состояние могилы актера Анатолия Петровича Кторова на Введенском кладбище. Со временем мы сделали там памятник, и это была одна из первых стел с изображением мхатовской шехтелевской чайки. Эта эмблема со временем появилась на многих могилах ушедших мхатовцев разных эпох. За прошедшие годы театр установил несколько десятков стел на Новодевичьем, Ваганьковском, Введенском и Троекуровском кладбищах».
К этой важной для театра работе присоединился Мужской Хор Творцов имени Гагарина (Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Михаил Трухин, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Андрей Бурковский, Станислав Дужников, Евгений Миронов, Юрий Стоянов) — актеры собрали средства на установку памятника актрисе Кире Николаевне Головко на Троекуровском кладбище. 27 августа, в День кино (а вклад мхатовцев в развитие кинематографа очевиден), Московский Художественный театр и «гагаринцы» вспоминают о тех, кого уже нет рядом, но память о них — камертон нашей сегодняшней жизни.
>  24 августа
Идут репетиции: «Месяц в деревне»


Первой премьерой нового сезона на Основной сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова станет спектакль «Месяц в деревне» в постановке Егора Перегудова. Репетиции начались в июле, премьера запланирована на ноябрь 2020 года.

Режиссёр Егор Перегудов: «Пьеса Ивана Тургенева „Месяц в деревне“ — знаковая. На русской сцене ее ставили Станиславский, Эфрос – их режиссёрские разборы, к счастью, сохранились. У нас – другой ракурс взгляда на эту историю, авторский текст существенно перемонтирован и сокращен, но „тургеневское кружево“, „тургеневская вязь“ никуда не исчезли. Это очень мощная драматургия, которую безумно интересно разгадывать. Произносимые здесь слова скорее прячут истинные мечты и желания персонажей, чем раскрывают их. 
На мой взгляд, это история про людей, которые не позволили себе совершить поступок, не позволили проверить, что будет, если разрешить себе быть „нехорошим“ и поступать, как хочется, а не как должно. Все сохраняют представление о самих себе как о прекрасных людях, но счастливы ли они в этом? Может быть, нужно шагнуть за рамки и позволить совершить что-то немыслимое, чтобы понять, что такое настоящее счастье…
Сценограф Владимир Арефьев предложил для спектакля смелые, даже радикальные декорации, в которых артистам очень непросто работать. Мы действительно попадём на месяц в деревню, с её атмосферой, живыми фактурами и ароматами».

В спектакле заняты заслуженные артисты РФ Наталья Рогожкина, Эдуард Чекмазов, Станислав Дужников, артисты Павел Ворожцов, Александр Усов, Надежда Калеганова, Кузьма Котрелев, Софья Райзман.
Над сценографией спектакля работает Владимир Арефьев (народный художник РФ, главный художник Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и театра «Московская оперетта»).
Художник по свету – Дамир Исмагилов, композитор — Сергей Филиппов.
>  24 августа
Продажа билетов на октябрь
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на октябрь в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на официальном сайте театра mxat.ru начнётся 5 сентября в 12:00.
Бронирование билетов на спектакли октября по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 7 сентября с 12:00.
По решению Роспотребнадзора об условиях рассадки в продажу поступает ограниченное количество мест.
Обращаем ваше внимание: часть спектаклей, представленных в афише, должна была состояться весной, но из-за эпидемиологической ситуации была перенесена на осень. Перечень этих спектаклей можно найти в новостях на главной странице сайта.
>  22 августа
Юбилей Наталии Егоровой


Сегодня, 22 августа, юбилей Наталии Егоровой, народной артистки России. 
Актёрские наклонности проявились у неё рано – так же, как и сильный характер, как и яркий темперамент. «В школе у меня было два прозвища: Артистка и Тигрица, – рассказывает Наталия Сергеевна, – с Артисткой всё понятно, а Тигрица — это всё от моей реакции на происходящие вокруг меня вещи. Реакция часто может быть резкой и до конца непонятной мне самой. Многие, глядя на Наташу-блондинку, думали и думают, что я беленькая, миленькая и нежная, но обижать меня не стоит».
Нежная, трепетная, прозрачная красота и сильный, цельный характер – удивительное сочетание. Публика сразу приняла и полюбила её Нину в фильме Виталия Мельникова «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Фильм, где Егорова сыграла вместе с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским, Светланой Крючковой, вышел на экраны в 1975-м. Этот год стал счастливым для начинающей актрисы – тогда же на основе курса Виктора Монюкова в Школе-студии МХАТ, на котором училась Егорова, был создан Новый драматический театр. Событие по тем временам невероятное, но такой это был невероятный и талантливый курс!
А в 1984-м Наталия Егорова вошла в труппу МХАТ. И кого бы она здесь ни играла – Эру в «Московском хоре» или Варю в «Вишнёвом саде», Наташу в легендарных «Трёх сестрах» Олега Ефремова или Полину Андреевну в его же «Чайке», Марью Дмитриевну в «Дворянском гнезде» Марины Брусникиной или Хороших в «Прошлым летом в Чулимске» Сергея Пускепалиса – завораживает дар её героинь любить, их личностная сила, их витальное обаяние. И российская императрица Екатерина I, сыгранная Егоровой в кино, оказывается близкой и понятной, несмотря на все тяжёлые кринолины и пудреные парики. Которые, кстати, актриса умеет носить, как никто.
Московский Художественный театр сердечно поздравляет Наталию Сергеевну с юбилеем и желает ей крепкого здоровья и радости!

>  20 августа
День Олега Табакова на Первом канале


22 августа на Первом канале — День Олега Табакова.
В программе, посвящённой 85-летию артиста:
10.15 — премьера документального фильма «Олег Табаков. Всё, что останется после меня…»
17.05 — документальный фильм «Олег Табаков и его „цыплята Табака“»
17.55 — программа «Сегодня вечером» (2015 г.)
23.05 — Олег Табаков гость программы «Познер»
>  20 августа
Юбилейный вечер Николая Скорика


11 сентября 2020 года исполняется 75 лет режиссёру и педагогу, заслуженному артисту России Николаю Лаврентьевичу Скорику.
Этой дате будет посвящён праздничный вечер, который состоится на Малой сцене МХТ 27 сентября.
Почти полвека Николай Скорик работает в Московском Художественном театре — здесь им поставлено множество спектаклей (включая легендарную «Ундину», не сходившую со сцены два десятилетия) и мхатовских вечеров, на протяжении многих лет он был сорежиссёром на постановках Олега Ефремова, завершил его последний замысел — «Сирано де Бержерак» и восстановил его «Чайку».
Последние десять лет Николай Лаврентьевич заведует кафедрой режиссуры и мастерства актёра в Московском государственном институте культуры. В 2015 году из его театральной мастерской на базе МГИК был создан новый театр — Театр Скорика. Основу его репертуара составили 12 дипломных спектаклей, а за несколько последующих лет было выпущено более десятка премьер. 
27 сентября  спектакль Театра Скорика «Блок» будет представлен на Малой сцене МХТ в ходе юбилейного вечера режиссёра.
Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра. Стоимость билетов от 500 до 1000 рублей.
>  18 августа
Новые и прежние исполнители
11 сентября в спектакле «№ 13D» роль Джейн Уорзингтон впервые исполнит Ксения Теплова, роль Управляющего — заслуженный артист РФ Александр Семчев.

20 сентября роль Алексея Буланова в спектакле «Лес» сыграет Юрий Чурсин, первый исполнитель этой роли. После многолетнего перерыва он вернулся в спектакль в марте этого года.
>  17 августа
Памяти Олега Табакова: «Мхатовские пятницы online» с Мариной Зудиной


21 августа в 14.00 Марина Зудина станет героиней нового выпуска программы Вадима Верника «Мхатовские пятницы online». Прямой эфир состоится в нашем Instagram и будет посвящён памяти Олега Табакова.
>  17 августа
85 лет со дня рождения Олега Табакова


17 августа исполняется 85 лет со дня рождения Олега Павловича Табакова.
Он ушёл от нас два года назад, прожив большую, невероятно наполненную жизнь, которая – страшно представить – могла оборваться гораздо раньше. Несколько раз он был на волосок от смерти: в детстве едва не сорвался под колёса с подножки набравшего скорость трамвая; был пассажиром самолёта, у которого в полёте загорелся двигатель; пережил два инфаркта, первый – в 29 лет (написал потом в воспоминаниях: «Главное, что я понял, выйдя из больницы: впредь я буду заниматься только тем, что сочту интересным и нужным. С тех пор так и живу»).
Воспринимавший жизнь как подарок, как увлекательную, хотя порою и сложную игру, он был уверен, что храним высшей силой и любовью мамы. Убеждённо считал любовь врождённой потребностью человека и основным его защитным свойством. Возможно, он был так любим судьбой и людьми именно потому, что сам любил щедро («Любить интересно. Вообще, надо, по возможности, пока ещё жив, только этим и заниматься»), – любил жить и делать дело, растить детей и учеников, строить театры и множить радость.
МХТ выпало счастье 18 лет быть объектом не сентиментальной, но деятельной любви и заботы Олега Павловича. Мы помним его в первые годы правления с увесистой хозяйской связкой ключей на поясе – нам, как и Анатолию Мироновичу Смелянскому, казалось, что «он может открыть ими любую дверь на этом свете. И на том тоже».
Деятельность его была неохватна, но главной страстью оставалось лицедейство: «Как будто кто-то пёрышком по сердцу скребёт нежно-нежно, а ты его подставляешь, подставляешь… А потом уже сам бежишь за этим самым пёрышком. Не можешь без этого жить. В детстве, в юности это был поиск чувств, погоня за эмоцией. Потом для меня таким засасывающим удовольствием стала сцена».
Сцене он посвятил жизнь, и она, ответно, эту жизнь продлевала. Как Морис Ходжер в «Юбилее ювелира» (предпоследняя и во многом исповедальная роль) жил вопреки всему, потому что дал слово дождаться свою королеву, так и великий актёр Олег Табаков в последний, очень нелёгкий свой год жил, потому что ставил себе задачу выходить на подмостки.
Последний спектакль он сыграл 17 ноября 2017 года – это была недавняя премьера, «Дракон» Константина Богомолова по пьесе Евгения Шварца, у Олега Павловича была роль Бургомистра. Он не собирался прощаться ни с жизнью, ни с театром, в афише ещё стояли его спектакли, он строил планы, но игра всё-таки подошла к концу.
Сегодня, в день рождения Олега Павловича Табакова, в день его юбилея, нам хочется поздравить себя с тем, что 85 лет назад он родился и был с нами так долго, благодарно поклониться его памяти и сказать то, что он и сам знал: всё не зря. Всё, совершенно точно, не зря. «Любовь никогда не перестаёт».

Фото Сергея Берменьева
>  14 августа
Об условиях посещения театра в сентябре
Уважаемые зрители!
7 сентября Московский Художественный театр открывает новый сезон. Мы с нетерпением ждём вас и готовимся к встрече в соответствии со всеми рекомендациями Роспотребнадзора.
В сентябре 2020 года залы будут заполняться на 50%. Если вы придёте в театр с семьёй или с людьми, с которыми общаетесь постоянно, то при желании сможете сидеть рядом. Между остальными зрителями при рассадке будет соблюдаться дистанция. 
Ежедневно в зале и в целом в зрительской зоне будет проводиться полная дезинфекция, в том числе с использованием специальных ламп. При входе в театр мы установим тепловизор, измеряющий температуру тела, и санитайзеры для рук. Разумеется, все работники театра, контактирующие с публикой, будут в медицинских масках и перчатках. Просим и вас беречь себя и тех, кто рядом, и пользоваться маской.
Ждём вас! До скорой встречи в театре!
>  12 августа
Шесть вечеров с Олегом Табаковым


17 августа исполняется 85 лет со дня рождения Олега Павловича Табакова.
В память о Мастере, начиная с сегодняшнего дня, в официальных группах МХТ в социальных сетях (FB, VK, YouTube, Instagram) мы будем публиковать архивные фотографии, видео, телепрограммы и рассказывать истории, связанные с его жизнью. Мы назвали этот цикл «Шесть вечеров с Олегом Табаковым».

12 августа. Вечер первый
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
18.00 — Вадим Верник о программе «Субботний вечер с Олегом Табаковым» — видео
19.00 — телепрограмма Вадима Верника «Субботний вечер с Олегом Табаковым»

13 августа. Вечер второй
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
18.00 — вступительное слово Анатолия Смелянского — видео
19.00 — цикл телепрограмм Анатолия Смелянского «Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах» (часть 1 — «Школа», часть 2 — «Современник»)

14 августа. Вечер третий
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
19.00 — цикл телепрограмм Анатолия Смелянского «Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах» (часть 3 — «Бесстыдство таланта», часть 4 — «Подвал», часть 5 — «Кризисный менеджер»)

15 августа. Вечер четвёртый
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
19.00 — документальный фильм Кирилла Серебренникова «Олег Табаков. Отражение»

16 августа. Вечер пятый
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
19.00 — телеверсия спектакля «Юбилей ювелира» (режиссёр Константин Богомолов, 2015 год)

17 августа. Вечер шестой
18.00 — видеозапись спектакля «Дракон» (режиссёр Константин Богомолов, 2017 год) — видео
20.00 — телеверсии юбилейных вечеров Олега Табакова:
Бенефис к 60-летию (режиссёр Владимир Машков, 1995 год) — видео
Юбилейный вечер к 70-летию (режиссёр Кирилл Серебренников, 2005 год) — видео
Вечер в честь 75-летия «Признание в любви» /«Юбилей среди друзей»/ (режиссёр Евгений Писарев, 2010 год) — видео
Юбилейный вечер «Табаков-80» (режиссёр Михаил Рахлин, 2015 год) — видео

Фото Екатерины Цветковой
>  11 августа
«Ювенильное море» — первая премьера нового сезона


Первой премьерой в новом сезоне станет спектакль по повести Андрея Платонова «Ювенильное море» — инсценировка и постановка режиссера Натальи Назаровой. Репетиции идут каждый день.

Слово режиссеру:
«Знаете, когда видят на афише фамилию Платонова, часто думают, что будет, конечно, стильно, атмосферно, но скучновато. Безусловно, это имеет право быть, Платонов очень разный. Но мне хотелось бы в это непростое время поговорить о серьезных вещах весело. Платонов ведь очень остроумный автор, он – наследник Гоголя, из компании Маркеса. Его проза — фантастический реализм. Словом, у нас получается временами страшная, временами веселая и очень абсурдная сказка.
Это спектакль о том, как люди впадают в великие коллективные иллюзии, и как эти иллюзии приводят к катастрофам. У Марии Скобцовой, богослова и монахини, есть гениальная фраза: „XX век будет веком величайших коллективных химер и иллюзий“. Это то, что мы наблюдали в фашистской Германии, в советской России. .. XXI век, к слову, век не меньших иллюзий. Но при этом по жанру наш спектакль — комедия. Мы постарались отойти от стереотипов постановок Платонова.
В спектакле заняты замечательные актеры: Алена Хованская, Павел Ващилин, Мария Сокова, Евгений Перевалов, Валерий Трошин, Николай Сальников, Артем Волобуев, Юлия Чебакова. И новое поколение — мхатовская молодежь. Когда я подбирала актеров, прежде всего обращала внимание на то, как они существуют в ансамбле. Могу сказать: тот ансамбль, который случился — идеальный».

Премьера спектакля запланирована на октябрь. Билеты поступят в продажу 5 сентября.
>  10 августа
Юбилей Александра Боровского


Сегодня исполняется 60 лет главному художнику МХТ имени А. П. Чехова и «Студии театрального искусства», заслуженному художнику России Александру Давидовичу Боровскому.

По его рассказам, впервые в театр его привела мама — на работу к папе. Великий театральный художник Давид Боровский работал тогда в театрах Киева, родного города Александра Давидовича. А затем была Москва, учёба в Школе-студии МХАТ и открытие нового театра — Театра-студии под руководством Олега Табакова, где недавний выпускник постановочного факультета с первого дня и на многие годы стал главным художником. Там им были оформлены десятки спектаклей, многие из которых («Смертельный номер», «Матросская тишина», «Страсти по Бумбарашу», «Звёздный час по местному времени») стали легендами.
Вместе с Олегом Табаковым в 2000-м он пришёл во МХАТ. Первая работа в Художественном театре — первая премьера новой эпохи, первый и сразу грандиозный успех – «№ 13» Владимира Машкова, знаменитый «спектакль в клеточку», где даже занавес с чайкой был сшит из шотландки.
С 2006 года Александр Давидович – главный художник МХТ. При его участии здесь созданы спектакли «Ю» Евгения Каменьковича, «Ретро» Андрея Мягкова, «Копенгаген» Миндаугаса Карбаускиса, «Тот, кто получает пощёчины» Райи-Синикки Ранталы, «Лунное чудовище» Александра Григоряна, «Иванов» Юрия Бутусова, «Белая гвардия» и «Бег» Сергея Женовача.
Сейчас за плечами мастера сотни спектаклей (причём значительная их часть – в главных театрах нашей страны), многолетнее сотворчество с Валерием Фокиным, Львом Додиным, Сергеем Женовачом и сочинение не только постановок, но и театральных пространств Центра имени Вс. Мейерхольда, Другой сцены «Современника», Театра наций, «Студии театрального искусства», а также Новой сцены Малого драматического театра – Театра Европы, которая еще только строится. Его идеи задают стиль, ритм, способ существования целых театров.
Творческий тандем с Сергеем Женовачом — особая глава в биографии Александра Боровского. Их сотрудничество началось в 1990-е годы в Театре на Малой Бронной, пятнадцать лет назад они придумали и создали СТИ, а сейчас вместе творят в МХТ. 

Сергей Женовач: «Работа режиссёра начинается с замысла, и она определяется не столько им самим, сколько художником. Я очень счастливый человек, потому что рядом большой мастер — Александр Давидович Боровский. Что всегда импонирует в работе с ним — он сочиняет спектакль, он соавтор спектаклей. Не просто человек, который придумывает „оформление“ сцены – это слово очень не люблю. Он предлагает сценическую идею, пространственную идею. Как только театральная затея находит свое пространство, мы начинаем предполагать, как в нём развернуть намечающуюся историю. Пространство определяет взаимоотношения с залом. Если пространство не талантливо, его приходится преодолевать, бороться, и это мука. Мне повезло, я работаю с большим художником. Остаётся только придумывать, как соответствовать».

Мы поздравляем Александра Давидовича с юбилеем, благодарим за вклад в искусство Художественного театра и желаем здоровья, вдохновения, успеха!
>  8 августа
О главном!


И вновь о главном — начале новой жизни!
Московский Художественный театр поздравляет заслуженного артиста РФ Валерия Трошина и его жену Жанну с рождением сына! Всем сердцем желаем здоровья, счастья, любви!
>  4 августа
125 лет со дня рождения Софьи Гиацинтовой


Сегодня 125 лет со дня рождения актрисы Софьи Гиацинтовой (1895-1982).
Ее мемуары «С памятью наедине», одна из лучших актерских книг воспоминаний, какие только были написаны, начинается с счастливейшего дня ее жизни – дня поступления в Художественный театр. Случилось это в 1910 году, Соне, девушке из интеллигентной дворянской семьи, дочке профессора-искусствоведа, едва исполнилось 15.
«Мне было ясно, что это лучший в мире театр, с лучшими в мире артистами и спектаклями. И теперь я в него допущена, и пусть совсем едва, но уже причастна его жизни, и мне дозволено дышать одним воздухом с кумирами и богинями моих недавних гимназических дней и скромно раскланиваться с ними при встрече. Позже Василий Иванович Качалов рассказал мне, что восхищение, сквозившее в моих поклонах, веселило их всех и вызывало симпатию к неизвестной барышне».
В театре ее быстро полюбили, с легкой руки того же Качалова дали нежное прозвище – Фиалочка. А вскоре полюбили и зрители, хотя в МХТ тех лет не было недостатка в ярких дарованиях. Но ее роли на этой сцене, а затем и в спектаклях Первой студии, волновали, запоминались. «Гиацинтова приносила с собой на подмостки благородную интеллигентность, духовность высокой — чеховской или серовской — пробы» – объяснял уникальность ее таланта критик Константин Рудницкий. Парадокс заключался в том, что в годы расцвета Гиацинтовой Чехова ставили мало, и ни одну из знаковых чеховских ролей Софья Владимировна так и не сыграла (разве что Раневскую – но уже много позже, в 1950-е, и совсем в другом театре). Однако богатство внутренней жизни, тонкость рефлексии ее героинь были теми – чеховскими. А еще в ней была жизнерадостность, какая-то легкая, чистая, сияющая витальность, что придавало тонкому психологизму ее игры особое обаяние. 
Софья Владимировна прожила очень долгую жизнь, 86 лет. Она всегда была востребована, много играла, без особого труда перешла на возрастные роли, ставила как режиссер, после смерти мужа Ивана Берсенева в 1951 году была назначена художественным руководителем Театра имени Ленинского комсомола. Но ее судьбу язык не поворачивается назвать действительно благополучной. Потому что по этой судьбе трагическим разломом прошло закрытие любимого театра, в котором она была с первых его шагов и до самой гибели, – МХАТа Второго.
Неслучайно ее мемуары хронологически обрываются именно в этот момент – когда в 1936 году занавес МХАТа Второго опустился в последний раз. Эти страницы невозможно читать спокойно: «… Мы вышли из театра. Кто-то, что-то забыв, рванулся обратно, но дверь служебного подъезда была уже заперта, для нас — навсегда. “Софочка, как страшно!” — прижалась ко мне Сима (Серафима Бирман – прим. ). На тротуаре долго прощались. Потом долго шли по ночной, сырой от мокрого снега, улице. Помню сочувственно качающуюся надо мной бороду Фаворского и его слова: “Теперь вы исторические личности”. Теперь мы мертвецы, думала я».
Что было дальше, не было сил писать, и Гиацинтова в книге возвращается назад, с головой окунается в спасительный мир своего счастливого детства. Словно бежит от боли.
Если вы вдруг не читали мемуары Софьи Владимировны Гиацинтовой «С памятью наедине», то обязательно прочтите, благо книга доступна в интернете по ссылке: http://teatr-lib.ru/Library/Giatsintova/memory/
>  3 августа
Юбилей Сергея Чонишвили


Сегодня празднует 55-летие актёр театра и кино, человек, чей голос, как гоголевский Нос, давно живёт своей жизнью и звучит отовсюду, — заслуженный артист России Сергей Чонишвили!
Можно сказать, что он родился в Тульском драмтеатре, а вырос в легендарной Омской драме, где работали его родители, народные артисты РСФСР Ножери Чонишвили и Валерия Прокоп (Валерия Ивановна и сейчас одна из ведущих актрис Омского академического театра драмы). Затем были Щукинское училище, более двадцати лет в труппе Ленкома, «Табакерка», Театр Наций, Театр на Таганке, независимые театральные проекты, кино, радио, телевидение, книги… Нам радостно, что за последние 8 лет в обширном списке театральных работ артиста появилось пять спектаклей МХТ имени А. П. Чехова: детектив Агаты Кристи «Свидетель обвинения» в постановке Мари-Луиз Бишофберже, где Сергей Чонишвили играет главную роль — адвоката Уилфрида, и спектакли Константина Богомолова «Событие» (Алексей Трощейкин), «Идеальный муж. Комедия» (Дориан Грэй), «Мушкетёры. Сага. Часть первая» (Карлсон), «Мужья и жёны» (Пол и Майкл). 
Московский Художественный театр поздравляет Сергея Ножериевича с юбилеем и от души желает ему здоровья, счастья и успеха во всех его многочисленных начинаниях!
>  2 августа
О главном!


Московский Художественный театр от всего сердца поздравляет Александру Ребенок и Алексея Верткова с рождением второго ребёнка, на этот раз — дочки! С новой жизнью, дорогие родители! Здоровья и счастья вашей прекрасной семье!
>  1 августа
Юбилей Надежды Муравьёвой


1 августа празднует юбилей человек, который знает каждого в огромном мхатовском коллективе и о каждом знает многое и в силу должностных обязанностей, и потому, что пользуется абсолютным доверием труппы, служб и цехов МХТ, – Надежда Михайловна Муравьёва, начальник отдела кадров Художественного театра.
Мы верим, что эти знания умножают не только печаль (кадры у нас многочисленные и, как и все творческие люди, непростые), но и любовь, которая длится уже без малого двадцать лет. В 2003 году, после многих лет работы юристом в Центросоюзе СССР и Международном экономическом содружестве, Надежда Михайловна пришла в МХТ, и с тех пор всю её деятельность без преувеличения можно назвать служением театру и его людям, служением самоотверженным, безусловным.
Сегодня, поздравляя Надежду Михайловну с днём рождения, мы благодарим её за то, что она из тех самых – незаменимых, желаем ей здоровья и счастья на долгие-долгие годы, и чтобы всё это время Московский Художественный театр оставался для неё делом жизни и источником радости!