>  13 августа
Новые даты спектаклей, перенесённых с весны на осень
Уважаемые зрители!
Мы публикуем обновлённый список спектаклей, которые должны были состояться в период с 17 марта по 10 апреля, но в связи с карантином были перенесены на осень 2020 года. Все купленные билеты действительны на новые даты.

Основная сцена

17 марта – «Свидетель обвинения» – 23 сентября
18 марта – «Серёжа» – 16 сентября
19 марта – «Чайка» – 7 сентября
20 марта – «Бег» – 19 сентября
21 марта – «Карамазовы» — 8 октября
22 марта – «Венецианский купец» — 3 октября
27 марта – «Мефисто» — 28 октября
28 марта – «Чайка» – 29 сентября
29 марта, 13.00 – «Конёк-горбунок» — 25 октября, 13.00
29 марта, 18.00 – «Конёк-горбунок» — 25 марта, 18.00
30 марта – «№ 13D» – 11 сентября
31 марта – «Серёжа» – 14 октября
1 апреля – «Мужья и жёны» – 9 сентября
5 апреля – «Человек из рыбы» — 18 октября
6 апреля – «Серёжа» – 19 октября
7 апреля – «Идеальный муж. Комедия» – 13 сентября
8 апреля – «Чайка» — 4 октября
9 апреля – «Три сестры» — 15 октября
10 апреля – «Мужья и жёны» – 22 сентября

Малая сцена

19 марта – «Офелия боится воды» — 25 октября
20 марта – «Игра в городки» – 9 сентября
21 марта – «Пролётный гусь» – 29 сентября
22 марта – «Белые ночи» — 31 октября
23 марта – «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» – 16 сентября
24 марта – «Немного нежности» — 16 октября
26 марта – «Северный ветер» – 17 сентября
28 марта – «Сахарный немец» — 21 октября
30 марта – «Весёлые времена» – 11 сентября
31 марта – «Весы» – 12 сентября
1 апреля – «Спящий принц» – 13 сентября
3 апреля – вечер «Мхатовские пятницы: Михаил Пореченков» – отменяется, билеты подлежат возврату
5 апреля – «Удивительное путешествие кролика Эдварда» — 30 октября
6 апреля – «Игра в городки» – 21 сентября
7 апреля – «19.14» — 14 октября
9 апреля – «Весёлые времена» – 20 сентября

Новая сцена

19 марта – «Шинель» — 15 октября
20 марта – «Лёха…» — 17 октября
21 марта – «Мальва» — 10 октября
24 марта – «Боюсь стать Колей» – 10 сентября, спектакль состоится на Малой сцене
28 марта – «Твой образ милый и далёкий» — 16 октября

Перечисленные ниже спектакли переносятся на ноябрь, их новые даты мы сообщим позднее:

«Мастер и Маргарита» (2 и 3 апреля)
«Карамазовы» (4 апреля)
«Телефон доверия» (17 марта и 2 апреля)
Вечер памяти Иннокентия Смоктуновского (18 марта)
«Деревня дураков» (25 марта)
Мхатовский вечер «Круг чтения» (27 марта)
«Правда – хорошо, а счастье лучше» (29 марта)
«Сахарный немец» (4 апреля)
«Дуэль» (8 апреля)
«Шинель» (9 апреля)
«Пролётный гусь» (10 апреля)

Если новые даты вам не подойдут, билеты можно вернуть следующим образом:
— если билеты куплены на сайте театра, нужно заполнить заявление о возврате и отправить его на электронный адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Стоимость билетов будет возвращена на карту, с которой производилась оплата.
— если вы купили билеты в кассе театра за наличный или безналичный расчёт, для оформления возврата вам необходимо приехать в кассу (кассовый зал работает ежедневно с 12.00 до 19.30).
— если вы купили билеты у наших официальных партнёров, возврат оформляется по месту покупки.
>  13 августа
Гастроли
Благовещенск, на сцене Амурского областного театра драмы

«Пролётный гусь» — 1 и 2 сентября

Белогорск (Амурская область), на сцене Дома офицеров Белогорского гарнизона МО РФ

«Пролётный гусь» — 3 сентября

Балашов (Саратовская область), на сцене Балашовского драматического театра

«Механика любви» — 17 сентября

Ростов-на-Дону, на сцене Ростовского театра драмы имени М. Горького

«Пролётный гусь» — 4 октября

Санкт-Петербург, на сцене Александринского театра

«Контрабас» — 4 и 5 декабря
>  12 августа
Шесть вечеров с Олегом Табаковым


17 августа исполняется 85 лет со дня рождения Олега Павловича Табакова.
В память о Мастере, начиная с сегодняшнего дня, в официальных группах МХТ в социальных сетях (FB, VK, YouTube, Instagram) мы будем публиковать архивные фотографии, видео, телепрограммы и рассказывать истории, связанные с его жизнью. Мы назвали этот цикл «Шесть вечеров с Олегом Табаковым».

12 августа. Вечер первый
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
18.00 — Вадим Верник о программе «Субботний вечер с Олегом Табаковым» — видео
19.00 — телепрограмма Вадима Верника «Субботний вечер с Олегом Табаковым»

13 августа. Вечер второй
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
18.00 — вступительное слово Анатолия Смелянского — видео
19.00 — цикл телепрограмм Анатолия Смелянского «Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах» (часть 1 — «Школа», часть 2 — «Современник»)

14 августа. Вечер третий
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
19.00 — цикл телепрограмм Анатолия Смелянского «Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах» (3-5 серии)

15 августа. Вечер четвёртый
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
19.00 — документальный фильм Кирилла Серебренникова «Олег Табаков. Отражение»

16 августа. Вечер пятый
12.00 — рубрика «История в фотографиях»
19.00 — телеверсия спектакля «Юбилей ювелира» (режиссёр Константин Богомолов, 2015 год)

17 августа. Вечер шестой
18.00 — видеозапись спектакля «Дракон» (режиссёр Константин Богомолов, 2017 год)
20.00 — телеверсии юбилейных вечеров Олега Табакова в постановке Кирилла Серебренникова (2005 год), Евгения Писарева (2010 год), Михаила Рахлина (2015 год)

Фото Екатерины Цветковой
>  11 августа
«Ювенильное море» — первая премьера нового сезона


Первой премьерой в новом сезоне станет спектакль по повести Андрея Платонова «Ювенильное море» — инсценировка и постановка режиссера Натальи Назаровой. Репетиции идут каждый день.

Слово режиссеру:
«Знаете, когда видят на афише фамилию Платонова, часто думают, что будет, конечно, стильно, атмосферно, но скучновато. Безусловно, это имеет право быть, Платонов очень разный. Но мне хотелось бы в это непростое время поговорить о серьезных вещах весело. Платонов ведь очень остроумный автор, он – наследник Гоголя, из компании Маркеса. Его проза — магический реализм. Словом, у нас получается временами страшная, временами веселая и очень абсурдная сказка.
Это спектакль о том, как люди впадают в великие коллективные иллюзии, и как эти иллюзии приводят к катастрофам. У Марии Скобцовой, богослова и монахини, есть гениальная фраза: „XX век будет веком величайших коллективных химер и иллюзий“. Это то, что мы наблюдали в фашистской Германии, в советской России. .. XXI век, к слову, век не меньших иллюзий. Но при этом по жанру наш спектакль — комедия. Мы постарались отойти от стереотипов постановок Платонова.
В спектакле заняты замечательные актеры: Алена Хованская, Павел Ващилин, Мария Сокова, Евгений Перевалов, Валерий Трошин, Николай Сальников, Артем Волобуев, Юлия Чебакова. И новое поколение — мхатовская молодежь. Когда я подбирала актеров, прежде всего обращала внимание на то, как они существуют в ансамбле. Могу сказать: тот ансамбль, который случился — идеальный».

Премьера спектакля запланирована на октябрь. Билеты поступят в продажу 5 сентября.
>  10 августа
Юбилей Александра Боровского


Сегодня исполняется 60 лет главному художнику МХТ имени А. П. Чехова и «Студии театрального искусства», заслуженному художнику России Александру Давидовичу Боровскому.

По его рассказам, впервые в театр его привела мама — на работу к папе. Великий театральный художник Давид Боровский работал тогда в театрах Киева, родного города Александра Давидовича. А затем была Москва, учёба в Школе-студии МХАТ и открытие нового театра — Театра-студии под руководством Олега Табакова, где недавний выпускник постановочного факультета с первого дня и на многие годы стал главным художником. Там им были оформлены десятки спектаклей, многие из которых («Смертельный номер», «Матросская тишина», «Страсти по Бумбарашу», «Звёздный час по местному времени») стали легендами.
Вместе с Олегом Табаковым в 2000-м он пришёл во МХАТ. Первая работа в Художественном театре — первая премьера новой эпохи, первый и сразу грандиозный успех – «№ 13» Владимира Машкова, знаменитый «спектакль в клеточку», где даже занавес с чайкой был сшит из шотландки.
С 2006 года Александр Давидович – главный художник МХТ. При его участии здесь созданы спектакли «Ю» Евгения Каменьковича, «Ретро» Андрея Мягкова, «Копенгаген» Миндаугаса Карбаускиса, «Тот, кто получает пощёчины» Райи-Синикки Ранталы, «Лунное чудовище» Александра Григоряна, «Иванов» Юрия Бутусова, «Белая гвардия» и «Бег» Сергея Женовача.
Сейчас за плечами мастера сотни спектаклей (причём значительная их часть – в главных театрах нашей страны), многолетнее сотворчество с Валерием Фокиным, Львом Додиным, Сергеем Женовачом и сочинение не только постановок, но и театральных пространств Центра имени Вс. Мейерхольда, Другой сцены «Современника», Театра наций, «Студии театрального искусства», а также Новой сцены Малого драматического театра – Театра Европы, которая еще только строится. Его идеи задают стиль, ритм, способ существования целых театров.
Творческий тандем с Сергеем Женовачом — особая глава в биографии Александра Боровского. Их сотрудничество началось в 1990-е годы в Театре на Малой Бронной, пятнадцать лет назад они придумали и создали СТИ, а сейчас вместе творят в МХТ. 

Сергей Женовач: «Работа режиссёра начинается с замысла, и она определяется не столько им самим, сколько художником. Я очень счастливый человек, потому что рядом большой мастер — Александр Давидович Боровский. Что всегда импонирует в работе с ним — он сочиняет спектакль, он соавтор спектаклей. Не просто человек, который придумывает „оформление“ сцены – это слово очень не люблю. Он предлагает сценическую идею, пространственную идею. Как только театральная затея находит свое пространство, мы начинаем предполагать, как в нём развернуть намечающуюся историю. Пространство определяет взаимоотношения с залом. Если пространство не талантливо, его приходится преодолевать, бороться, и это мука. Мне повезло, я работаю с большим художником. Остаётся только придумывать, как соответствовать».

Мы поздравляем Александра Давидовича с юбилеем, благодарим за вклад в искусство Художественного театра и желаем здоровья, вдохновения, успеха!
>  8 августа
О главном!


И вновь о главном — начале новой жизни!
Московский Художественный театр поздравляет заслуженного артиста РФ Валерия Трошина и его жену Жанну с рождением сына! Всем сердцем желаем здоровья, счастья, любви!
>  4 августа
125 лет со дня рождения Софьи Гиацинтовой


Сегодня 125 лет со дня рождения актрисы Софьи Гиацинтовой (1895-1982).
Ее мемуары «С памятью наедине», одна из лучших актерских книг воспоминаний, какие только были написаны, начинается с счастливейшего дня ее жизни – дня поступления в Художественный театр. Случилось это в 1910 году, Соне, девушке из интеллигентной дворянской семьи, дочке профессора-искусствоведа, едва исполнилось 15.
«Мне было ясно, что это лучший в мире театр, с лучшими в мире артистами и спектаклями. И теперь я в него допущена, и пусть совсем едва, но уже причастна его жизни, и мне дозволено дышать одним воздухом с кумирами и богинями моих недавних гимназических дней и скромно раскланиваться с ними при встрече. Позже Василий Иванович Качалов рассказал мне, что восхищение, сквозившее в моих поклонах, веселило их всех и вызывало симпатию к неизвестной барышне».
В театре ее быстро полюбили, с легкой руки того же Качалова дали нежное прозвище – Фиалочка. А вскоре полюбили и зрители, хотя в МХТ тех лет не было недостатка в ярких дарованиях. Но ее роли на этой сцене, а затем и в спектаклях Первой студии, волновали, запоминались. «Гиацинтова приносила с собой на подмостки благородную интеллигентность, духовность высокой — чеховской или серовской — пробы» – объяснял уникальность ее таланта критик Константин Рудницкий. Парадокс заключался в том, что в годы расцвета Гиацинтовой Чехова ставили мало, и ни одну из знаковых чеховских ролей Софья Владимировна так и не сыграла (разве что Раневскую – но уже много позже, в 1950-е, и совсем в другом театре). Однако богатство внутренней жизни, тонкость рефлексии ее героинь были теми – чеховскими. А еще в ней была жизнерадостность, какая-то легкая, чистая, сияющая витальность, что придавало тонкому психологизму ее игры особое обаяние. 
Софья Владимировна прожила очень долгую жизнь, 86 лет. Она всегда была востребована, много играла, без особого труда перешла на возрастные роли, ставила как режиссер, после смерти мужа Ивана Берсенева в 1951 году была назначена художественным руководителем Театра имени Ленинского комсомола. Но ее судьбу язык не поворачивается назвать действительно благополучной. Потому что по этой судьбе трагическим разломом прошло закрытие любимого театра, в котором она была с первых его шагов и до самой гибели, – МХАТа Второго.
Неслучайно ее мемуары хронологически обрываются именно в этот момент – когда в 1936 году занавес МХАТа Второго опустился в последний раз. Эти страницы невозможно читать спокойно: «… Мы вышли из театра. Кто-то, что-то забыв, рванулся обратно, но дверь служебного подъезда была уже заперта, для нас — навсегда. “Софочка, как страшно!” — прижалась ко мне Сима (Серафима Бирман – прим. ). На тротуаре долго прощались. Потом долго шли по ночной, сырой от мокрого снега, улице. Помню сочувственно качающуюся надо мной бороду Фаворского и его слова: “Теперь вы исторические личности”. Теперь мы мертвецы, думала я».
Что было дальше, не было сил писать, и Гиацинтова в книге возвращается назад, с головой окунается в спасительный мир своего счастливого детства. Словно бежит от боли.
Если вы вдруг не читали мемуары Софьи Владимировны Гиацинтовой «С памятью наедине», то обязательно прочтите, благо книга доступна в интернете по ссылке: http://teatr-lib.ru/Library/Giatsintova/memory/
>  3 августа
Юбилей Сергея Чонишвили


Сегодня празднует 55-летие актёр театра и кино, человек, чей голос, как гоголевский Нос, давно живёт своей жизнью и звучит отовсюду, — заслуженный артист России Сергей Чонишвили!
Можно сказать, что он родился в Тульском драмтеатре, а вырос в легендарной Омской драме, где работали его родители, народные артисты РСФСР Ножери Чонишвили и Валерия Прокоп (Валерия Ивановна и сейчас одна из ведущих актрис Омского академического театра драмы). Затем были Щукинское училище, более двадцати лет в труппе Ленкома, «Табакерка», Театр Наций, Театр на Таганке, независимые театральные проекты, кино, радио, телевидение, книги… Нам радостно, что за последние 8 лет в обширном списке театральных работ артиста появилось пять спектаклей МХТ имени А. П. Чехова: детектив Агаты Кристи «Свидетель обвинения» в постановке Мари-Луиз Бишофберже, где Сергей Чонишвили играет главную роль — адвоката Уилфрида, и спектакли Константина Богомолова «Событие» (Алексей Трощейкин), «Идеальный муж. Комедия» (Дориан Грэй), «Мушкетёры. Сага. Часть первая» (Карлсон), «Мужья и жёны» (Пол и Майкл). 
Московский Художественный театр поздравляет Сергея Ножериевича с юбилеем и от души желает ему здоровья, счастья и успеха во всех его многочисленных начинаниях!
>  2 августа
О главном!


Московский Художественный театр от всего сердца поздравляет Александру Ребенок и Алексея Верткова с рождением второго ребёнка, на этот раз — дочки! С новой жизнью, дорогие родители! Здоровья и счастья вашей прекрасной семье!
>  1 августа
Юбилей Надежды Муравьёвой


1 августа празднует юбилей человек, который знает каждого в огромном мхатовском коллективе и о каждом знает многое и в силу должностных обязанностей, и потому, что пользуется абсолютным доверием труппы, служб и цехов МХТ, – Надежда Михайловна Муравьёва, начальник отдела кадров Художественного театра.
Мы верим, что эти знания умножают не только печаль (кадры у нас многочисленные и, как и все творческие люди, непростые), но и любовь, которая длится уже без малого двадцать лет. В 2003 году, после многих лет работы юристом в Центросоюзе СССР и Международном экономическом содружестве, Надежда Михайловна пришла в МХТ, и с тех пор всю её деятельность без преувеличения можно назвать служением театру и его людям, служением самоотверженным, безусловным.
Сегодня, поздравляя Надежду Михайловну с днём рождения, мы благодарим её за то, что она из тех самых – незаменимых, желаем ей здоровья и счастья на долгие-долгие годы, и чтобы всё это время Московский Художественный театр оставался для неё делом жизни и источником радости!