>  29 апреля
Закрытие выходов центральных станций метро 29 апреля, 4, 7 и 9 мая
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание на то, что в связи с репетициями и проведением парада Победы 29 апреля и 4 мая с 19.00, 7 и 9 мая с 5.30 и до окончания мероприятий будут закрыты выходы станций метро «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Александровский сад», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина». Входы и пересадки при этом будут работать.
Наши зрители, направляющиеся в театр, смогут выйти из метро «Театральная» на улицу Большая Дмитровка, предъявив билеты на спектакль.
Просим вас быть внимательными, заранее планировать маршрут и пользоваться другими ближайшими станциями метро.
>  27 апреля
24 мая — изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
Спектакль «Спящий принц», назначенный на 24 мая на Малой сцене, к сожалению, отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 28 мая включительно. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!

24 мая на Малой сцене состоится спектакль «Дорогое сокровище». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  26 апреля
Премьера спектакля Сергея Женовача «В окопах Сталинграда»


5, 6 и 22 мая, 4 и 22 июня в МХТ имени А. П. Чехова состоятся премьерные показы спектакля художественного руководителя театра Сергея Женовача «В окопах Сталинграда» по повести В. П. Некрасова. Жанр постановки – монологи о войне.

Виктору Некрасову было немногим более тридцати, когда он стал участником битвы за Сталинград. Рядом были его сверстники, обычные молодые ребята, но именно им предстояло определить ход войны, её перелом. В 1946 году Некрасов пишет свою первую книгу о войне «В окопах Сталинграда» — впоследствии из неё, «как из „Шинели“ Гоголя, вышла вся наша честная военная проза» (слова филолога Владимира Лакшина).

Этот спектакль не про войну, а про людей на войне. Вот как пишет о сути повести Дмитрий Быков: «Некрасов сосредоточен не на аде войны — его взгляд не фиксируется на чудовищных подробностях, — а на том, как в этом аду выплавляются сверхлюди; на том, как из Керженцева и его сверстников, в мирное время заурядных, а то и неудачливых, получаются боги войны».

Сергей Женовач: «Нам хотелось высказаться к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, но из-за пандемии премьеру пришлось перенести. Сейчас вокруг этой темы столько ведется разных разговоров, неверные оценки, наговоры. Война для многих уже не Отечественная, а только Мировая. Мне кажется, это неправильно. Для своей работы я выбрал честную повесть Виктора Платоновича Некрасова “В окопах Сталинграда”. Это полностью мужская история».

Автор инсценировки, режиссёр — Сергей Женовач
Художник — Александр Боровский
Свет — Дамир Исмагилов
Звук — Григорий Гоберник

В ролях: Артём Быстров, Сергей Сосновский, Олег Гаас, Владимир Любимцев, Александр Усов, Алексей Варущенко, Алексей Краснёнков, Евгений Сытый, Дмитрий Сумин, Артём Соколов, Иван Дергачёв, Данил Стеклов, Дмитрий Чеблаков, Артём Волобуев, Армэн Арушанян, Антон Лобан, Кирилл Власов, Валерий Зазулин, Павел Филиппов, Никита Карпинский, Даниил Феофанов, Владимир Кузнецов, а также студенты Школы-студии МХАТ Мухтар-Али Мурзин, Илья Винс, Арсентий Журид, Даниил Попов, Александр Поршин, Николай Романов, Сергей Соломин, Евгений Шишкин, Егор Кирячок.
>  26 апреля
Продажа билетов на июнь
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на июнь в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на официальном сайте театра mxat.ru начнётся 1 мая в 12:00. Формирование очереди с использованием бумажных браслетов — с 11:00.
Бронирование билетов на спектакли июня по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 3 мая с 12:00.
Обращаем ваше внимание: по решению Роспотребнадзора об условиях рассадки в продажу поступает ограниченное количество мест (50% от полной вместимости зала).
>  22 апреля
Юбилей Игоря Александрова


Сегодня знаменитому фотографу Художественного театра Игорю Абрамовичу Александрову исполняется 90 лет.
Жизнь МХАТа во всех ее проявлениях он снимал на протяжении более чем полувека. Его фотографии давно стали классикой, и многие из спектаклей Художественного театра мы знаем и помним именно благодаря его снимкам.
В монологе Игоря Абрамовича, опубликованном в № 2 журнала «Камергерский, 3», он так говорит о себе: «Сегодня я понимаю, что каждый день моей жизни был праздником. Мне невероятно повезло: я жил и работал только на интерес и мне никто не мешал – только помогали. Я и моя камера были всюду – даже там, где, может, нам и не надо было быть, но мы с ней бесцеремонная пара».
В день рождения мастера мы предлагаем вам прочесть его рассказ целиком и еще раз вглядеться в уникальных людей на его фотографиях. Ссылка на публикацию на нашем сайте: https://mxat.ru/press/2021/25174/ (на смартфонах статья доступна в полной, не мобильной версии сайта).
Игорь Абрамович, с днем рождения! Крепкого здоровья, бодрости, радости!
Ваш МХТ имени А. П. Чехова
>  20 апреля
Юбилейная выставка «Театр в фотообъективе Игоря Александрова»


С 22 апреля по 30 мая в Зеленом фойе МХТ имени А. П. Чехова будет открыта выставка легендарного фотографа Московского Художественного театра Игоря Абрамовича Александрова, приуроченная к его 90-летию.  Выставка, подготовленная Музеем МХАТ, называется «Театр в фотообъективе Игоря Александрова».

В Художественный театр Игорь Абрамович попал в 1958 году: вернувшись в 1955-м из армии, после участия в военных действиях в Корее, в поисках работы случайно оказался в фотолаборатории ВТО – и так стал приобщаться к искусству фотографии. А потом устроился печатником-лаборантом во МХАТ. И начал снимать. Каждый день, на репетициях и спектаклях, собраниях и юбилеях, шефских концертах и вводах новых артистов. Во время визитов во МХАТ высоких гостей – а кто только не бывал в театре: Питер Брук и Марчелло Мастроянни, Аркадий Райкин и Святослав Рихтер, Анна Ахматова и Галина Уланова и многие-многие другие. 

«В сущности, он создал летопись трудов и дней советского и постсоветского МХАТ, летопись, которая правдивее и объемнее иных придуманных “исторических” трудов. Александров знает силу фотодокумента, силу запечатленного мига, схваченного взгляда, случайной композиции. Часто он снимает одно, а важным оказывается что-то иное, что оказалось на периферии фотографии, сбоку или на ее дальнем плане. “Нам не дано
предугадать”? Он и не предугадывает. Просто снимает и снимает, складывает в свои бесконечные папки, а потом – по требованию – эти папки разбирает и извлекает оттуда драгоценности…» – писал об Игоре Абрамовиче Анатолий Смелянский. 

На юбилейной выставке можно будет увидеть много этих драгоценностей – фотографий, снятых с огромной любовью и вниманием к Художественному театру и его людям.
>  18 апреля
«Круг чтения» 24 апреля


24 апреля литературный вечер «Круг чтения» будет посвящён современной женской прозе. Актрисы Художественного театра прочтут произведения Дины Рубиной, Людмилы Петрушевской, Натальи Мещаниновой, Анны Старобинец, Линор Горалик, Гузель Яхиной, Аллы Горбуновой, Александры Николаенко и других писательниц, определяющих «феномен женской литературы» последних лет.

Режиссёр и идеолог – Марина Брусникина.

В вечере примут участие Ольга Воронина, Юлия Ковалёва, Янина Колесниченко, Ольга Литвинова, Анастасия Скорик, Мария Сокольская, Вероника Тимофеева, Алёна Хованская, Дарья Юрская.
>  18 апреля
Юбилей Нины Гуляевой


Сегодня, 18 апреля, исполняется 90 лет народной артистке России Нине Ивановне Гуляевой.
Впервые на сцену Художественного театра она вышла в начале 50-х годов: еще студенткой второго курса Школы-студии МХАТ играла Сережу в «Анне Карениной».
В книге «Нина Гуляева. Монолог актрисы» Нина Ивановна рассказывает, как однажды, в студенческие годы, опоздала на спектакль «За власть Советов!» – ее просто забыли предупредить. «Наутро меня вызвал заведующий труппы, его слова я запомнила на всю жизнь. Девочка, сказал он, мы тебя взяли, потому что ты нам подошла, оказалась ко двору. Актеры очень редко попадают на ту сцену, которая станет их судьбой. Многие полжизни ищут свой театр, свою сцену…»
Это было невероятное везение – еще в юности обрести свой театр. И Гуляева действительно «оказалась ко двору» – прав был строгий завтруппой. Неслучайно ее так полюбили старейшины МХАТа. А она мечтала узнать у них секрет: как владеть залом, как чувствовать публику? Но этим секретом мхатовские «старики» не делились – такое не расскажешь. Спустя годы она это сама ощутила. Сделала паузу – и мертвая тишина. «Знаете, мне кажется, я вижу, чувствую, как у людей слезы наворачиваются на глазах. Вот оно – сопереживание».
Начинала Гуляева как травести. Одна из самых знаменитых ролей – Суок в «Трех толстяках» 1961 года. Эту роль критики называли смыслом всего спектакля, писали о том, с каким «блеском точности Гуляева изображает куклу – настоящую куклу наследника Тутти».
Играла Нина Ивановна и лирических героинь, и трагедийные роли (за образ старухи Анны в «Последнем сроке» по роману Валентина Распутина Гуляева в 1978 году получила Госпремию), и комедийных персонажей, вроде Дорины в искрометном «Тартюфе» Анатолия Эфроса. И всегда зал замирал, вслушиваясь в ее серебряный голос.
Голос этот звучал во многих кинокартинах и мультфильмах. Мало кто знает, что Гуляева озвучила Анастасию Вертинскую в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Рецензенты писали: какая красивая Гуттиэре в «Человеке-амфибии» и какой голос! «Нина, ты открыла мне путь», – сказала однажды Вертинская Гуляевой. В Художественном театре их гримерки были расположены рядом.
Творчество, любовь, жизнь – все заключено для Нины Ивановны в этих стенах. В Портретном фойе МХАТ Вячеслав Михайлович Невинный, тогда просто Слава, подарил ей кольцо и сказал: «Я вас люблю и хочу иметь от вас детей». Их сын Вячеслав Невинный-младший – артист Художественного театра.
И в самой Нине Ивановне, и в ее героинях по сей день море тепла, витальности, даже озорства. Какие кокетливые фиоритуры выводит ее Бабушка в «Белых ночах» Айдара Заббарова! И как очаровательна другая ее бабушка – из «Деревни дураков» Марины Брусникиной.
Мы сердечно поздравляем Нину Ивановну с юбилеем и желаем ей здоровья и бодрости!
>  15 апреля
Новые исполнители


16 апреля роли Нелли и Куклы в спектакле Глеба Черепанова «Удивительное путешествие кролика Эдварда» впервые сыграет Юлия Чебакова.
>  12 апреля
150-й спектакль «Дуэль»


Завтра, 13 апреля, спектакль Антона Яковлева «Дуэль» будет сыгран в 150-й раз!
Режиссер спектакля, сын знаменитого актера Юрия Яковлева, признается, что Антоном его назвали в честь Чехова. Но впервые поработать с текстом своего великого тезки ему удалось только в 2010-м году — к 150-летнему юбилею писателя он выбрал для постановки на сцене Художественного театра повесть Чехова «Дуэль». «Здесь есть надежда, в пьесах Чехова надежды нет совсем» — объяснил свой выбор режиссер.
На сцене до этого «Дуэль», как ни странно, никогда не ставилась, а вот в кино из повести Чехова получился шедевр — в 1973 году Иосиф Хейфиц снял фильм «Плохой хороший человек» с Олегом Далем (Лаевский) и Владимиром Высоцким (фон Корн) в ролях непримиримых антагонистов. Даль играл неврастеника и «лишнего человека» и в финале сочувствие зрителя доставалось ему – недаром он хоть и плохой, но все-таки хороший человек.
Но время изменило акценты, и вот уже нет больше ни «лишних» людей, ни противостоящих им прагматиков. «Случайные люди, объединенные только временем и пространством. Почти все в состоянии конфликта. Постоянная дуэль с самим собой или друг с другом… Может ли их что-нибудь объединить?» — задается вопросом Антон Яковлев. И находит на него ответ.
В спектакле играют: Александр Усов, Евгений Миллер, Дмитрий Назаров, Валерий Трошин, Ольга Васильева, Алексей Агапов, Армэн Арушанян, Виктор Кулюхин, Дмитрий Купцов
>  11 апреля
Прощание с Эмилем Верником
Прощание с народным артистом России Эмилем Григорьевичем Верником состоится во вторник, 13 апреля.
Гражданская панихида пройдёт в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова с 11 до 12 часов.
Эмиль Григорьевич будет похоронен на Востряковском кладбище Москвы.
>  11 апреля
Ушёл из жизни Эмиль Верник


Скорбная весть: вечером 10 апреля на 97 году жизни не стало Эмиля Григорьевича Верника, народного артиста России, легендарного главного режиссёра литературно-драматического вещания Всесоюзного радио, доцента Школы-студии МХАТ, нашего родного человека.
Завершилась долгая, яркая, насыщенная большими событиями жизнь. Она не была безоблачной, но совершенно точно была счастливой. С раннего детства Эмиль Верник мечтал стать артистом и стал им, несмотря на тяготы и скитания военных лет, на которые выпала его юность. Ему повезло найти своё призвание – режиссура на радио, театр у микрофона; он был признанным богом эфира: более двухсот радиопостановок, работа с великими мастерами, спектакли, вошедшие в «золотой фонд». Семья Эмиля Григорьевича была примером гармонии и невероятной любви. Его дети пошли по его стопам, выбрав своею судьбою театр. Его энергии и жизнелюбия хватило почти на век…
С Художественным театром Эмиль Верник был связан всю жизнь. В ГИТИСе он учился у знаменитого мхатовца Василия Орлова, его диплом подписан одной из основательниц МХТ Ольгой Книппер-Чеховой. Будучи студентом, работал монтировщиком в филиале МХАТ на улице Москвина, а став режиссёром на радио, создал множество постановок с участием ведущих актёров Художественного театра, среди которых были Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Юрий Богатырёв, Олег Табаков. Как вспоминал Олег Павлович, для артиста попасть на радио означало вытянуть счастливый билет, вступить в касту избранных. Именно Табаков был инициатором приглашения Эмиля Верника в Школу-студию МХАТ, где он впоследствии преподавал много лет. И, конечно, Эмиль Григорьевич был преданным зрителем Художественного театра. Совсем недавно он приходил на «Чайку» Оскараса Коршуноваса и радовался успеху сына…
МХТ имени А. П. Чехова выражает соболезнования Игорю, Вадиму, Григорию Верникам, Ростиславу Дубинскому и всем, кто знал и любил Эмиля Григорьевича. Нам будет очень его не хватать.

Прощание состоится во вторник, 13 апреля.
Гражданская панихида пройдёт в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова с 11 до 12 часов. Далее — похороны на Востряковском кладбище Москвы.
>  9 апреля
Новые исполнители


Сегодня вечером в спектакле Аллы Сигаловой «ХХ век. Бал» впервые примет участие Елизавета Струнина, студентка Школы-студии МХАТ, ученица Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова. Это будет её дебют на профессиональной сцене.
>  6 апреля
В день памяти Давида Боровского: авторская трилогия Анатолия Смелянского «Изобретение пространства»
6 апреля — день памяти великого театрального художника Давида Боровского. Ровно 15 лет назад Давид Львович ушел из жизни.
Сегодня в память о нём мы представляем авторскую трилогию Анатолия Смелянского о театральных художниках «Изобретение пространства», снятую в 2019 году для телеканала «Культура».
Давид Боровский, Эдуард Кочергин, Сергей Бархин – великие сценографы и наши современники, они создали свои театральные миры, реформировав представление о сценическом пространстве. Судьба каждого из них в том числе связана и со МХАТом, театром, в котором художники во все времена выступали полноправным сотворцами спектаклей, будь то Виктор Симов или Александр Бенуа, Мстислав Добужинский или Владимир Дмитриев.
Специально для показа Анатолий Миронович Смелянский записал видеообращение, которое мы предлагаем вашему вниманию. 



Разговор с Давидом Боровским был записан за две недели до его смерти.
Пятнадцать лет назад, в апреле 2006 года, вся театральная Москва прощалась с великим сценографом и главным художником МХТ. Прощание проходило на Основной сцене Художественного театра в декорациях «Вишневого сада», последней работы Давида Боровского в этих стенах.
В его книге «Убегающее пространство» есть размышление о том, как ставить в МХТ «Вишневый сад»: «Павильоны чеховских спектаклей на этой сцене Симова и Дмитриева превзойти трудно. Вернее, невозможно…
Нам досталась пустота. Но зато какая!
Пол сцены так же вращается, как и сто лет назад. Занавес цвета сухой травы с двумя чайками в центре, так же раздвигается, как и на первом представлении “Сада”. Это уже богатство! А что, если “это” и есть родовой дом Раневской, куда она возвращается из сиреневого далека, из Парижа… А затем навсегда покидает?..»
15 лет назад Давид Львович навсегда нас покинул – но все равно остался с нами. И сегодня у нас есть возможность услышать его живой голос и вновь прикоснуться к его искусству.



7 апреля в 19:00 на YouTube-канале МХТ будет представлен фильм «Эдуард Кочергин. Зимняя страна».
8 апреля в 19:00 – фильм «Сергей Бархин. Театр для себя».
>  6 апреля
День рождения Станислава Любшина


Сегодня день рождения у Станислава Андреевича Любшина, народного артиста России, дорогого нам всем человека. Дата не круглая, но красивая – 88. Эти цифры внушают трепет и удивление. Ведь, с одной стороны, Станислав Андреевич – старейшина, патриарх Художественного театра, а с другой – он моложе большинства из нас.
В книге Виктора Гвоздицкого «Последние» есть глава, посвящённая Любшину, а в ней – зарисовка, прекрасно его характеризующая. В начале 2000-х Любшин и Гвоздицкий вместе работали над спектаклем «Тот, кто получает пощёчины». Молодые артисты скучали на репетициях (мол, «всё это не моё»), и режиссёр, приглашённая из Финляндии, решила как-то взбодрить ситуацию, попросив всех, кому до сорока, встать в круг.
«Станислав Андреевич побежал в круг не потому, что хотел скрыть возраст, а потому, что очень молодо себя чувствует. И он наверняка подумал, что сейчас начнутся какие-то полезные опыты. Он вошёл в круг и услышал просьбу режиссёра: „А теперь я прошу всех четыреста раз подпрыгнуть“. Нужно было видеть, как Станислав Андреевич деликатно отходил из круга „кому до сорока“! Сначала он, правда, пытался прыгать, но очень скоро расхотел…»
Зрители, которые придут сегодня вечером на спектакль по автобиографической книге Юрия Стоянова «Игра в „Городки“», ощутят силу магической органики Любшина. Станислав Андреевич рассказывает (не читает!) историю о маленьком Юре, настолько присваивая текст, что мы (даже те, кто видел спектакль неоднократно) верим – он говорит о себе, о своём детстве, это ему пришло письмо из „Пионерской правды“, странно только, что начиналось оно „Дорогой Юра!“, а не „Дорогой Слава!“.
Дорогой Станислав Андреевич! С днём рождения! Ждём вечера, чтобы обнять Вас.

Полностью главу „Есть несколько Любшиных“ из книги Виктора Гвоздицкого „Последние“ можно прочесть на сайте театра по ссылке https://mxat.ru/press/2007/25150/ (на смартфонах текст доступен в полной, не мобильной версии сайта).
>  5 апреля
Отмена вечера памяти Иннокентия Смоктуновского
Уважаемые зрители!
Год назад мы планировали провести в театре вечер памяти Иннокентия Смоктуновского «У каждого свой листопад…», он был приурочен к 95-летию со дня рождения артиста. К сожалению, дата мероприятия совпала с началом пандемии, вечер был перенесён на осень, затем на весну, а сейчас мы вынуждены сообщить о его отмене.
Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 15 апреля включительно. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  2 апреля
Перенос спектакля «Чайка» с 16 апреля на 30 мая
Уважаемые зрители!
Спектакль «Чайка», назначенный на 16 апреля на Основной сцене, переносится на 30 мая. Билеты остаются действительными.
Если новая дата вам не подходит, билеты можно вернуть по месту покупки до 20 апреля включительно.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!

16 апреля на Основной сцене состоится спектакль «Звезда вашего периода». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.