>  31 января
Продажа билетов на март
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на март в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на сайте театра начнётся 5 февраля в 12:00.
Формирование очереди с использованием бумажных браслетов — с 10:00.
Бронирование билетов на спектакли марта по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 5 февраля с 16:00.
Обращаем ваше внимание на то, что, согласно приказу Министерства культуры РФ от 26 октября 2021 года, с 30 октября 2021 года посетить спектакли МХТ имени А. П. Чехова можно только при предъявлении паспорта и QR-кода, подтверждающего факт вакцинации от COVID-19 или уже перенесённого заболевания новой коронавирусной инфекцией.
Зрителям, имеющим медицинские противопоказания для вакцинации, необходимо иметь при себе справку о медотводе и отрицательный результат ПЦР-исследования (в бумажной форме или в виде QR-кода), выполненного не более чем за сутки до визита в театр.
Иностранным гражданам на входе в театр нужно предъявить бумажную справку с отрицательным результатом ПЦР-исследования, сделанного не более чем за сутки до мероприятия. 
Зрителям младше 18 лет QR-код не требуется.
Также остаётся необходимым ношение масок или респираторов на протяжении всего пребывания в театре.
>  31 января
120 лет со дня рождения Алексея Грибова


Сегодня, 31 января, 120 лет со дня рождения Алексея Грибова (1902 – 1977), одного из самых любимых артистов «старого» Художественного театра.
Алексей Грибов обладал внешностью комика и даром трагика. Играть мог абсолютно все, разрушая сам принцип театрального амплуа. Его игру называли гениальной, и в этом не было преувеличения.  Родом из бедной рабочей семьи, в 14 лет Грибов и сам устроился на шелкоткацкую фабрику. Увлекся театром в 1919 году – в школе при Сытинской типографии, а потом поступил в школу при Третьей студии МХАТ. Его жизнь кардинально изменилась в 22 года, когда учебный спектакль школы при Третьей студии МХАТ «Битва жизни» по повести Чарльза Диккенса взяли в репертуар МХАТа. Наконец-то Грибов смог уйти с фабрик! В 1924 году он стал артистом Художественного театра. На репетиции той самой «Битвы жизни» случился примечательный диалог. Грибов играл адвоката Крэгса, в зале сидел Станиславский. Неожиданно К. С. обратился к Алексею.
— Не могу понять, почему вы так не верите себе, как актеру. Вы обладаете хорошим, тонким, мягким юмором, выразительной внешностью, чистой дикцией, пластичны, темпераментны, а так стараетесь произнести свою фразу, как будто вы последний в труппе статист, которому наконец дали роль с одной фразой и он, как это бывает всегда в таких случаях, решил сделать из этой фразы монолог… Боитесь, что вас не запомнили?
– Да! – признался Грибов – Меня преследует мысль, что когда я выйду, зритель будет спрашивать своего соседа: а это кто такой вылез?
– Не беспокойтесь, – ответил Станиславский. – Вас все запомнили. Видите, сколько в вас юмора. Рассмешили меня, когда я совсем не собирался смеяться!
Станиславский тогда назвал Грибова комиком, а тот возразил, что хочет сыграть «глубокую драму». Жизнь показала, что Грибов одинаково хорош и в драме, и в комедии. И что публика всегда его запоминает, даже если у его героя лишь пара реплик. 
У Алексея Николаевича был дар концентрированной игры – когда каждая деталь настолько продумана и отточена, что работает на образ. «Прекрасно зная черты персонажей “по жизни”, он их не копировал, а сгущал и суммировал; прокрашивал ярким и едким юмором» – так писала о нем историк МХАТа Инна Соловьева.
>  30 января
При поддержке компании JTI: бесплатное посещение театра для людей с инвалидностью


Уважаемые зрители!
Благодаря поддержке компании JTI МХТ имени А. П. Чехова предоставляет возможность бесплатного посещения спектаклей следующим категориям зрителей:

инвалидам – участникам Великой Отечественной войны;
инвалидам-колясочникам и их сопровождающим (1 человек);
инвалидам 1 и 2 группы.

Внимание! Количество бесплатных билетов ограничено, для их получения необходимо предварительно записаться по телефону + 7 (495) 629-53-70. При получении билетов у администраторов и при входе в зал требуется предъявить документы, подтверждающие право на льготу.
>  29 января
Юрию Стоянову вручена премия «Звезда Театрала»


28 января в МХТ по окончании спектакля «Игра в „Городки“» его создателю, народному артисту РФ Юрию Стоянову под аплодисменты публики была вручена премия «Звезда Театрала».
Это уникальная театральная премия, где победителей определяют зрители, отдавая свои голоса за лучшие актёрские и режиссёрские работы года. Торжественная церемония награждения традиционно состоялась в декабре на сцене Вахтанговского театра, но Юрий Стоянов, ставший победителем в номинации «Лучшая роль театрального актёра в кино» (дед Слава в телесериале «Вампиры средней полосы»), не смог тогда присутствовать на вручении. И вот, наконец, награда нашла героя. Главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков, поздравляя Юрия Николаевича, отметил, как важно было не просто передать заветную статуэтку артисту, но сделать это именно в присутствии зрителей – ведь это их премия, их признание и решение. 
Художественный театр поздравляет Юрия Стоянова с наградой и желает новых успехов!

>  29 января
Поздравляем Филиппа Янковского с кинопремией «Золотой орёл»!


28 января на киностудии «Мосфильм» состоялась церемония вручения Национальной кинематографической премии «Золотой орёл». В номинации «Лучшая мужская роль в кино» награду получил Филипп Янковский – за исполнение главной роли в фильме «Иван Денисович» по рассказу Александра Солженицына (режиссёр картины Глеб Панфилов также стал лауреатом «Золотого орла»).
Получая премию, Филипп Олегович поблагодарил создателей фильма и свою семью, отметив, что эту работу он посвятил своей маме: «Помимо сержанта Шухова я подсознательно играл своего дедушку Сашу, маминого папу, – его судьба как две капли воды похожа на судьбу моего персонажа. А приз этот я хочу посвятить людям, которые сгинули во время войны и после войны в лагерях… Надеюсь, это никогда не повторится».
Поздравляем Филиппа Янковского с заслуженной наградой и желаем дальнейших успехов!
>  28 января
30 января — замена спектакля «Человек из рыбы» на «Контрабас»
Уважаемые зрители!
В связи с болезнью артиста 30 января вместо спектакля «Человек из рыбы» мы вновь сыграем «Контрабас» с участием Константина Хабенского.
Билеты действительны. Если вы решите их сдать, сделать это можно по месту покупки до начала спектакля. Билеты, приобретённые на сайте МХТ, можно вернуть, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.

>  28 января
Юбилей Миндаугаса Карбаускиса


Сегодня, 28 января, юбилей у Миндаугаса Карбаускиса – художественному руководителю Театра имени Вл. Маяковского исполняется 50 лет. Свои первые профессиональные шаги он сделал в «Табакерке» и в Художественном театре. И все благодаря удивительной интуиции Олега Павловича Табакова, который разглядел в студенте курса Петра Фоменко в ГИТИСе и в его дипломном спектакле «Гедда Габлер» большой режиссерский потенциал. В одном интервью Миндаугас несколько лет назад сказал: «У меня в профессии отцов не было. Вот только Олег Павлович Табаков, возможно, обладал и обладает такой отцовской природой. Я считаю, что без него много чего не состоялось бы в моей жизни».
А вот другие его слова: «Табаков брал наотмашь». Действительно, сходу – неограниченный кредит доверия. Первой же работой Миндаугаса в МХТ – гоголевскими «Старосветским помещиками» – открылась Новая сцена театра. «Старосветские помещики» шли семнадцать лет, спектакль преданно и верно любили зрители.
И первая постановка Карбаускиса на большой сцене тоже состоялась в МХТ. Это был «Копенгаген» Майкла Фрейна. Настоящий театр мысли, где два великих физика – Нильс Бор (Олег Табаков) и Вернер Гейзенберг (Борис Плотников) и жена Бора Маргарет (Ольга Барнет) вели насыщенные интеллектуальные баталии. 
На сцене МХТ шли спектакли Театра под руководством Олега Табакова «Дядя Ваня» и «Похождение. ..» по «Мертвым душам». Во всех этих работах Карбаускиса было то, что и отличает настоящий театр – жизнь человеческого духа.
МХТ имени А. П. Чехова сердечно поздравляет Миндаугаса Карбаускиса с юбилеем. Здоровья и вдохновения!


С Олегом Табаковым на репетиции спектакля «Копенгаген» (2003 год).

Фото Сергея Кузнецова и Екатерины Цветковой.
>  27 января
250-й спектакль «Пролётный гусь»


Сегодня, 27 января, «Пролётный гусь» по прозе Виктора Астафьева в постановке Марины Брусникиной будет сыгран в 250-й раз! А в феврале этому легендарному спектаклю МХТ исполнится двадцать лет.
И можно не сомневаться: сегодня, как и каждый раз на протяжении этих двадцати лет, публика будет плакать и смеяться. Потому что её накроет то, ради чего и существует искусство и что совсем не часто удается пережить в театре – катарсис, чувство очищающего сопереживания. 
В чём загадка этого спектакля? Почему все двадцать лет он идёт с аншлагом – в Москве ли, на гастролях? Почему два рассказа Виктора Астафьева – «Пролётный гусь», о трагической судьбе молодого фронтовика и его семьи после войны, и «Бабушкин праздник» о том, как родственники собрались в деревне на дне рождения бабушки, – производят и сегодня такое впечатление? Наверное, потому, что спектакль вызывает сильнейшее чувство сопричастности к истории своей страны, к её главным болевым точкам, к осознанию своей личной ответственности за всё, что с нами происходит. 
«Ты не можешь не сделать этот спектакль» – так сказал Олег Павлович Табаков двадцать лет назад Марине Брусникиной. По её словам, прикосновение к прозе Астафьева было как электрический разряд. И она сумела это «электричество» запечатлеть в спектакле, а артисты стали его проводниками – по сей день.
>  26 января
27 января — отмена спектакля «Лёха…»
Уважаемые зрители!
Спектакль «Лёха…», который должен был состояться 27 января на Новой сцене, к сожалению, отменяется. Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 31 января включительно. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  26 января
Дополнительные билеты на спектакль «Контрабас»


Дорогие друзья!
Спешим сообщить, что в продажу поступили дополнительные билеты на спектакль «Контрабас» с участием Константина Хабенского на 26 и 27 января. Это уникальная возможность увидеть спектакль, который на протяжении семи лет с огромным успехом шёл на сцене Художественного театра и с которым мы попрощались минувшим летом. И только в эти два дня «Контрабас» можно увидеть вновь!
>  26 января
Спектакль «№ 13D» переносится с 28 января на 6 марта
Уважаемые зрители!
Спектакль «№ 13D», назначенный на 28 января на Основной сцене, переносится на 6 марта (начало в 19.00). Билеты остаются действительными.
Желающие вернуть билеты могут сделать это по месту покупки до 1 февраля включительно.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим свои извинения и благодарим за понимание!
>  25 января
26 и 27 января — замена спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» на «Контрабас»
Дорогие друзья!
В связи с болезнью актёров 26 и 27 января спектакль «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», к сожалению, состояться не сможет. Взамен мы решили возобновить – и только на эти два дня! – спектакль «Контрабас» с Константином Хабенским. «Контрабас» был в репертуаре Художественного театра семь лет и все эти годы шёл с неизменным успехом. Мы попрощались с ним совсем недавно, минувшим летом. И вот теперь у вас есть уникальная возможность вновь увидеть этот спектакль.
Билеты, приобретённые ранее, действительны. Если вы решите их сдать, сделать это можно по месту покупки до начала спектакля. Билеты, приобретённые на сайте МХТ, можно вернуть, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
>  25 января
Новые исполнители
25 января в спектакле Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода» роли продюсера Крауга и режиссёра Любича впервые исполнит Николай Сальников, роли журналиста Малахольнева и Режиссёра театра— студент Школы-студии МХАТ Павел Филиппов.
>  25 января
Александр Марин в спектакле «Карамазовы»


29 января заслуженный артист России Александр Марин впервые исполнит роли Зосимы и Смердякова в спектакле Константина Богомолова «Карамазовы».
Один из первых учеников Олега Табакова, в 1980 году он окончил в ГИТИСе тот самый курс, который стал основой «Табакерки». Без преувеличения можно сказать, что тем, кто видел на подвальной сцене его Хлестакова в «Ревизоре», Давида Шварца в «Матросской тишине», Володю Телескопова в «Затоваренной бочкотаре», никогда не забыть эти филигранные актёрские работы.
В начале 1990-х Александра Валентиновича увлекла режиссура. Он поставил десятки спектаклей в России (только в Театре О. Табакова – более двадцати), Канаде, Японии, США. В Монреале создал целый театр — Théâtre Deuxième Réalité.
В Московском Художественном театре был режиссёром нескольких постановок (среди них «Утиная охота» с Константином Хабенским), но как актёр он выходит на мхатовскую сцену впервые. Впрочем, «Карамазовы» – не первая встреча артиста Марина с режиссёром Богомоловым, они уже работали вместе над сериалом «Хороший человек».
Ждём «Карамазовых» и желаем Александру Валентиновичу успеха!
>  24 января
25 января — замена спектакля «Свидетель обвинения» на «Звезду вашего периода»
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание: 25 января вместо спектакля «Свидетель обвинения» будет сыгран спектакль «Звезда вашего периода».
Билеты действительны. Если вам не подходит замена и вы хотите вернуть билеты, сделать это можно по месту покупки до начала спектакля. Билеты, приобретённые на сайте МХТ, можно вернуть, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
>  22 января
24 января — замена спектакля «Пьяные» на «Весёлые времена»
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание: 24 января на Малой сцене вместо спектакля «Пьяные» будет сыгран спектакль «Весёлые времена».
Билеты действительны. Если вам не подходит замена и вы хотите вернуть билеты, сделать это можно по месту покупки до начала спектакля. Билеты, приобретённые на сайте МХТ, можно вернуть, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
>  22 января
110 лет со дня рождения Татьяны Серебряковой
Сегодня, 22 января, 110 лет со дня рождения Татьяны Серебряковой (1912 – 1989), художника-декоратора Художественного театра, дочери знаменитой художницы Серебряного века Зинаиды Серебряковой.



На картине «За завтраком», где трое детей сидят за столом, маленькая девочка, положившая ладошку на тарелку, – и есть Тата. Годы революции прошлись по этой семье катком: от тифа умер муж Зинаиды Серебряковой, семейное имение было сожжено и разграблено. Зинаиде едва удавалось прокормить четверых детей. В 1924 году по протекции своего родственника Александра Бенуа она уехала в Париж, получив заказ на роспись панно. Из Ленинграда отплывала на пароходе, Тате было 12 лет: «Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью».



Они расстались на 36 лет и увиделись лишь в 1960-м. Двоим детям Серебряковой – Александру и самой младшей Кате – удалось уехать к маме в Париж. Тата и Евгений остались в России с бабушкой. В тридцатые годы бабушка умерла от голода. Брата и сестру спасали работы матери – иногда они относили их коллекционерам за буханку хлеба. А еще Татьяну спасало увлечение балетом – она училась в Ленинградском хореографическом училище, позже танцевала на сцене Малого оперного театра. Потом изобразительное искусство пересилило, Татьяна поступила в Институт имени Репина и стала театральным художником.



Во МХАТ она пришла в 1943 году. Ее балетная выправка была видна всегда: художник-конструктор театра Екатерина Кузнецова рассказывала, что и в старости Татьяна Борисовна подолгу стоя расписывала лежащий на полу задник, водя по нему длинной кистью. Тогда как ее куда более молодые коллеги быстро уставали, садились на стул.
Татьяна Серебрякова участвовала в выпуске множества спектаклей. В том числе и «Тартюфа» Анатолия Эфроса. Сценограф «Тартюфа» Дмитрий Крымов так вспоминал о ней: «Внутреннее благородство, достоинство в сочетании с юмором, небоязнь черной работы, серьезность и высокий профессионализм делали ее в моих глазах аристократкой… Я впервые испытал тогда чувство, которое, наверное, должен испытывать художник в настоящем театре, когда его маленькая игрушка-макет отдана в заботливые, умелые руки, которые ее холят и лелеют как любимого ребенка, а не обращаются как с чужим ребенком в детском саду».

На фото: картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» (1914) и «Тата в танцевальном костюме» (1924), Татьяна Борисовна в старости.
>  20 января
Online-трансляция вечера «Мхатовские пятницы» с Ириной Пеговой


Дорогие зрители!
«Мхатовские пятницы» можно будет посмотреть онлайн.
Первая творческая встреча в 2022 году состоится 21 января на Малой сцене МХТ. Гостья и собеседница ведущего цикла Вадима Верника — заслуженная артистка России Ирина Пегова.
Зрители смогут присоединиться к online-трансляции на любом устройстве. Полное погружение и эффект присутствия: зрители увидят каждую деталь и ощутят теплую и душевную атмосферу творческой встречи прямо c экранов гаджетов.
Организатор трансляции Lookport даёт возможность личного общения с артистами в Zoom для зрителей с категорией билетов meet&greet (количество билетов ограничено).
Трансляция состоится 21 января 2022 года в 19:00. Билеты и просмотр: https://lookport.live/live/mht-pegova
>  18 января
Новые исполнители
20 января в спектакле Яноша Саса «Мастер и Маргарита» роль Берлиоза впервые исполнит заслуженный артист России Олег Тополянский, роль Ивана Бездомного — Данил Стеклов.
>  18 января
Свободная рассадка на спектакле «Пьяные» 19 января
Уважаемые зрители!
Как мы уже сообщали, 19 января на Малой сцене вместо спектакля «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» будет сыграна постановка «Пьяные». В связи с тем, что на этих спектаклях разная расстановка рядов (на первом четыре зрительских сектора, на втором – один), просим отнестись с пониманием к тому, что рассадка в этот день будет свободной.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
>  18 января
Вечер «Мхатовские пятницы» с Ириной Пеговой состоится на Малой сцене театра


Дорогие зрители!
Обращаем ваше внимание на то, что вечер «Мхатовские пятницы», героиней которого станет заслуженная артистка России Ирина Пегова, 21 января состоится не на Новой сцене МХТ, как было объявлено ранее, а на Малой сцене.
Купленные ранее билеты действительны.
В продажу поступили дополнительные билеты, приобрести их можно в кассах и на сайте театра.
>  18 января
Изменения в репертуаре 19, 20, 21 января
Уважаемые зрители!
В нашем репертуаре произошли новые изменения. 

19 января на Малой сцене вместо спектакля «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» состоится спектакль «Пьяные».
20 января на Основной сцене вместо спектакля «Бег» будет сыгран спектакль «Мастер и Маргарита».
Билеты действительны. Если вам не подходит замена и вы хотите вернуть билеты, сделать это можно по месту покупки до начала спектакля. Билеты, приобретённые на сайте МХТ, можно вернуть, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.

21 января на Малой сцене отменяется спектакль «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025».
Билеты подлежат возврату по месту покупки в срок по 25 января включительно. Если билеты были приобретены на сайте МХТ, деньги автоматически будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.

Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  17 января
Изменения в репертуаре: «Северный ветер» и «Звезда вашего периода» переносятся на весну
Уважаемые зрители!
Сожалеем, но в нашем репертуаре произошли изменения. 
Спектакль «Северный ветер» с 17 января переносится на 14 марта.
Спектакль «Звезда вашего периода» переносится с 18 января на 22 марта, с 19 января – на 6 апреля.
Билеты остаются действительными. Желающие вернуть билеты могут оформить возврат по месту покупки в срок с сегодняшнего дня и до пяти дней от даты перенесённого спектакля.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
>  16 января
«Мхатовские пятницы»: Ирина Пегова


21 января на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоится очередной вечер из цикла встреч «Мхатовские пятницы». Героиней первого вечера в 2022 году и собеседницей постоянного ведущего цикла Вадима Верника станет заслуженная артистка России Ирина Пегова.
«Мхатовские пятницы» — это всегда неформальный и искренний разговор о жизни, творческом пути и самых неожиданных поворотах судьбы. В вечере примут участие кинорежиссер Алексей Учитель, режиссер и хореограф Алла Сигалова, режиссер, художественный руководитель театра «Современник» Виктор Рыжаков, актер и режиссер Александр Марин.
А также традиционные участники «Мхатовских пятниц» — музыкальная группа молодых актеров МХТ имени А. П. Чехова «Жена в очках» (Елизавета Ермакова, Валерий Зазулин, Даниил Феофанов, Антон Лобан).
>  16 января
150 лет со дня рождения Генри Эдварда Гордона Крэга


16 января исполняется 150 лет со дня рождения Генри Эдварда Гордона Крэга (1872 – 1966) – знаменитого английского режиссера-символиста, актера и художника. С МХТ его связывает всего одна история, но зато какая!
В МХТ Крэг попал благодаря своей возлюбленной Айседоре Дункан, которая в 1908 году познакомила его со Станиславским. Станиславский загорелся: лондонский экспериментатор непременно должен ставить в Художественном театре! Театру нужна свежая кровь! Остановились на «Гамлете»: Крэг мечтал, чтобы принца Датского сыграл сам Константин Сергеевич, но тот уклонился. Роль отдали Василию Качалову.
Один из приездов Крэга в Москву пришелся на зиму: англичанин прибыл в летнем пальто, так что пришлось подобрать ему что-то из театрального реквизита – Крэга облачили в шубу Чацкого. Все довольно быстро пошло наперекосяк: Крэг и Станиславский с Немировичем-Данченко никак не могли договориться о принципах постановки. Противоречие было глобальным: символист Крэг и к актерам относился как к символам и марионеткам, а Художественный театр исповедовал веру в актерский психологизм.
Метания создателей «Гамлета» проникли в печать. На их основе критик Влас Дорошевич в 1910 году написал блестящий, очень смешной фельетон, в котором Крэга кидает из стороны в сторону, а Станиславский мечтает лишь об одном: вывести на сцену английского дога.
Декорации к «Гамлету», которые придумал Крэг, буквально ослепляли: это были золотые ширмы. Но актеры терялись среди этого великолепия, а человеческая речь не звучала.
Сразу после премьеры, принятой холодно, Крэг сбежал из России. «Если Станиславский хотел сделать из Шекспира Горького, незачем было приглашать меня и ставить мои ширмы», – жаловался он. И даже 25 лет спустя все еще сокрушался: «Они меня зарезали! Это не мой, не мой Гамлет, совсем не то, что я хотел!»

>  16 января
Новые исполнители
16 января в спектакле Яноша Саса «Мастер и Маргарита» роль Жоржа Бенгальского впервые исполнит Армэн Арушанян, роль Марка Крысобоя — Владимир Кузнецов.
>  15 января
Спектакль «Лес» переносится с 15 января на апрель
Уважаемые зрители!
15 января спектакль «Лес» был прерван и не смог быть продолжен по причинам технического характера. Спектакль переносится на апрель, дата будет объявлена дополнительно. Билеты остаются действительными. Желающие вернуть билеты могут оформить возврат по месту покупки с 15 по 25 января включительно.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим свои извинения и благодарим наших зрителей за понимание!
>  15 января
400 лет со дня рождения Мольера


Сегодня 400 лет со дня рождения Жана-Батиста Мольера (1622–1673), французского актера и драматурга, бесстрашно высмеивавшего человеческие пороки. У Художественного театра с ним всегда были особые отношения. Его пьесы дарили актерам счастье игры и импровизации. 
Так было 1913 году, когда Александр Бенуа поставил «Мнимого больного» и «Брак поневоле». В «Мнимом больном» Аргана играл Станиславский. Вместе с Бенуа они упоенно придумывали детали быта этого героя: от колпака в цветочек до ночного горшка. Михаил Чехов, выходивший в массовке докторов, вспоминал, что Станиславский дал им полную волю в придумывании трюков. Актеры устроили тотализатор, кто сильнее рассмешит публику. Ставка – 20 копеек. Продолжалось соревнование до тех пор, пока один из исполнителей не выдал все трюки одновременно – свои и чужие. Станиславский разгневался: надо же знать меру!
В 1981 году Анатолий Эфрос поставил во МХАТе «Тартюфа» со Станиславом Любшиным в главной роли. Спектакль шел 19 лет – наверное, потому что создан был в любви. «Я никогда в жизни не видела, чтобы режиссер был так сильно влюблен в актеров. “Тартюф” буквально завертел нас в вихре фантазии, импровизации», – вспоминала Анастасия Вертинская, игравшая Эльмиру.
Еще одну постановку «Тартюфа» – 2004 года, в режиссуре Нины Чусовой – любил Олег Табаков. Он выходил в ней в роли Тартюфа, и, кажется, наслаждался самой возможностью наконец играть чистую комедию. 
Впрочем, Мольер присутствовал на сцене МХАТа не только как автор пьес, но и как историческое лицо. Драма Михаила Булгакова «Кабала святош» о судьбе Мольера шла тут трижды. Первая постановка в 1936 году с Виктором Станицыным в роли Мольера репетировалась несколько лет, а сыграна была всего семь раз. Спектакль сняли по указу Сталина, Булгаков тяжело это пережил. 
В 1988 году «Кабалу святош» поставил Адольф Шапиро. Мольера играл Олег Ефремов, и казалось, будто это история о его взаимоотношениях с властью. В 2001-м Шапиро сделал новую версию спектакля, где Мольером был уже Олег Табаков. Получился совсем другой Мольер – победительный и витальный.
>  14 января
Старый Новый год в МХТ


Красивые наряды, теплые объятия, накрытые столы и много блесток. В ночь с 13 на 14 января в Московском Художественном театре встретили Старый Новый год. В эту ночь Малая сцена театра преобразилась до неузнаваемости.

«Дорогие друзья, коллеги, соратники, с наступающим Старым Новым годом! Дай Бог нам всем здоровья, счастья, полета, радости от нашего общего дела. И — закон есть закон — если люди пришли смотреть высокохудожественный капустник в Художественном театре, надо срочно его показывать. Поехали!» — предварил празднование Константин Хабенский.

Традиционный староновогодний капустник, поставленный режиссером Михаилом Рахлиным и артистами театра, — это два часа песен, шуточных сценок, пародий. Два часа непрекращающегося смеха. В эту ночь, проведенную вместе, особенно чувствовалось что Московский Художественный театр — настоящий дом и семья.

Фоторепортаж Екатерины Цветковой
>  14 января
Прощание с Анастасией Вознесенской


Прощание с народной артисткой РФ Анастасией Валентиновной Вознесенской состоится 17 января.
В 11.00 начнётся гражданская панихида в МХТ имени А. П. Чехова (Камергерский переулок, 3).
В 12.30 — отпевание в Храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Софийская набережная, 32, стр. 13).
Похороны пройдут на Троекуровском кладбище Москвы.
>  14 января
Ушёл из жизни Михаил Лобанов


Ещё одна невосполнимая утрата для Московского Художественного театра: 13 января ушёл из жизни заслуженный деятель искусств РФ Михаил Андреевич Лобанов.
Один из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ, он воспитал множество учеников, ставших гордостью отечественного театра. Сам выпускник Школы-студии (курс Павла Массальского), с 1972 по 1988 год он был артистом и режиссёром МХАТ. С 1980-го преподавал в alma mater, вместе с О. П. Табаковым выпустил четыре актёрских курса. Был педагогом Московской театральной школы Олега Табакова.
Олег Павлович писал о нём: «Лобанов – человек театральный до „душевного дна“. Он целиком и полностью вкладывается в ту работу, которую предлагает нам Школа-студия, являясь своего рода фундаментом, цементирующим наши усилия по воспитанию курса. У Миши нет семьи, и его семьей, его детьми становятся студенты. Он опекает их и как наседка, и как заботливый тренер, и просто как старший, заботясь не только об их духовном росте, но и о хлебе насущном. Я упоминаю это отнюдь не для красного словца, а говорю о душевной потребности старших заботиться о младших… Думаю, что во многом успешность работы Лобанова связана с тем, что более интересного, более важного дела в жизни у него нет».
Художественный театр скорбит и соболезнует всем, кто осиротел с уходом Михаила Андреевича, – его ученикам, близким людям, Школе-студии МХАТ. 
Прощание с Михаилом Лобановым состоится в субботу, 15 января, в 11:00 в Учебном театре Школы-студии МХАТ. Похороны пройдут на Пятницком кладбище.
>  14 января
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская


Сегодня, 14 января, ушла из жизни народная артистка России Анастасия Валентиновна Вознесенская. Ей было 78 лет.
Она стала «звездой», сыграв первую главную роль в кино – радистку Аню Радионову в фильме «Майор Вихрь», но предпочла кинематографу сцену, возвращаясь на экран редко, но ярко (всем памятен её директор рынка в рязановском «Гараже»). В театре же ею сыграны десятки ролей. Олег Ефремов часто занимал её в своих спектаклях в «Современнике», куда она была приглашена в 1965 году после учёбы в Школе-студии МХАТ, а впоследствии и в Художественном театре, где Анастасия Валентиновна работала с 1977 года. Здесь она играла Галину и Веру в «Утиной охоте», Машу в «Чайке», Бабакину в «Иванове», Наташу в «Мишином юбилее»…
Последними её ролями стали Роза Песочинская в «Ретро» и Вета в «Белом кролике». Обе эти работы связаны с именем её мужа, Андрея Васильевича Мягкова – один спектакль он поставил, в другом играл главную роль. Они прожили вместе 57 лет, и история их любви важнее любых творческих достижений. Вместе они учились в Школе-студии, вместе работали в «Современнике», вместе перешли во МХАТ, вместе оставили сцену, когда начало подводить здоровье. Последнее десятилетие они жили замкнуто, посвящая себя заботе друг о друге. Менее года назад мы проводили Андрея Васильевича в последний путь. Теперь они снова вместе…
Московский Художественный театр скорбит и выражает соболезнования родным и близким Анастасии Валентиновны Вознесенской.
О времени и месте прощания будет сообщено позднее.
>  13 января
Поздравляем всех со Старым Новым годом!
Сегодня не совсем обычный день. Хотя новогодние праздники и закончились, но, как неожиданно найденный под ёлкой подарок, нас ждёт ещё один — в ночь с 13 на 14 января отмечается Старый Новый год. Поэтому весь день мы можем отвлекаться иногда от рабочих дел, чтобы снова ощутить атмосферу наступающего праздника.
Со Старым Новым годом вас поздравляют наши Дед Мороз и Снегурочка!

>  12 января
День рождения Ренаты Литвиновой


12 января — день рождения Ренаты Литвиновой, актрисы, сценариста и драматурга, режиссера. На сцене МХТ  она оказалась по воле случая, но 16 лет спустя может сказать: «Сегодня я воспринимаю театр как свою вторую половину, как неотъемлемую часть самой себя».

…Однажды Олег Табаков предложил режиссеру Адольфу Шапиро выпустить спектакль «Вишневый сад», к столетию первой постановки Станиславского в 1904 году. Согласие было получено, но Шапиро прямо сказал Табакову, что не видит актрисы, которая ему нужна для роли Раневской. Поиски были долгими и безрезультатными. Ренату Литвинову режиссер увидел по телевизору: «Она вела какую-то дурацкую передачу, в костюме наездницы рассказывала о лошадях. Меня она поразила. Я увидел, что Рената дурит, „стебается“, и понял, что это она, моя Раневская. Да, она инопланетянка. Раневская настолько же чужда пространству Дома, как Литвинова – МХТ. Они обе живут не здесь, приехали сюда ненадолго, мало понимают в том, что происходит, их чувства далеки, они только вписаны в определенную ситуацию, которую надо пережить и вернуться туда, где привычнее: в Париж. ..»

Премьера «Вишневого сада» состоялась в 2004 году. Спектакль вызвал ажиотаж – от категорического «нет!» до восторженного «да!». Он шел почти пятнадцать лет с неизменными аншлагами, а Рената между тем уже сыграла на мхатовской сцене свои следующие роли в спектаклях «Шага» и «Свидетель обвинения» у француженки Мари-Луиз Бишофберже. В голливудском фильме Билли Уайлдера «Свидетель обвинения» 1957 года главную героиню играла Марлен Дитрих и выбор Литвиновой на ту же роль – и постмодернистская цитата, и режиссерский жест восхищения самой Ренатой.

В 2017 году состоялся режиссерский дебют Литвиновой на Малой сцене МХТ со спектаклем по ее собственной пьесе «Северный ветер», а в прошлом сезоне она представила свой авторский проект уже на Основной сцене. В спектакле «Звезда вашего периода» Рената играет кинозвезду великого кинематографа, оставшегося в прошлом,  и из осколков разбитого вдребезги собирает ушедший мир большого стиля и сильных человеческих чувств. «Запечатлеть себя на земле как можно отчетливей – осознавая, что след все равно исчезает. Я настаиваю только на одном: смысл нам всем тут проживать в том, чтобы найти любовь. Если у вас ее нет, то все покрывает и охватывает абсолютный хаос, разруха, убийства, так называемая нелюбовь. Моя сверхидея только в поисках любви. И в надежде ее дождаться» – так Литвинова определяет и свое творческое кредо, и жизненную позицию. 

Мы поздравляем Ренату Муратовну с днем рождения и желаем ей неисчерпаемости вдохновения и фантазии, новых замыслов и свершений, всех мыслимых благ!
>  11 января
Юбилей Константина Хабенского


Сегодня, 11 января, празднует 50-летие художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова, народный артист России Константин Хабенский.
В начале 2000-х он был одним из первых, кого позвал в труппу Олег Табаков, вставший у руля Художественного театра с намерением создать «сборную страны по актёрскому мастерству». В то время Константин уже был ведущим артистом Театра имени Ленсовета в родном Петербурге, театралы ценили его за роли в спектаклях Юрия Бутусова, а широкая публика знала по работам в кино и на телевидении. Когда у Табакова спросили, почему он пригласил на роль Зилова в «Утиную охоту» именно Хабенского – «Разве не было других вариантов?», – Олег Павлович ответил: «Были. Но не выдержали конкуренции».
Виктор Зилов, Алексей Турбин в «Белой гвардии», Клавдий в «Гамлете», Мэкки-Нож в «Трёхгрошовой опере», Контрабасист в «Контрабасе» – роли, сыгранные Константином Хабенским на мхатовской сцене в спектаклях Александра Марина, Сергея Женовача, Юрия Бутусова, Кирилла Серебренникова, Глеба Черепанова. Здесь же шла «Чайка» Театра п/р О. Табакова, поставленная Константином Богомоловым, в которой Хабенский играл Тригорина.
Юбилей Константин Юрьевич отмечает новой главной ролью – в день рождения он выйдет на сцену в спектакле Виктора Крамера «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». И уже в новом статусе – худрука МХТ. 
Почти два десятилетия назад, в первые годы работы в Художественном театре, ему задали вопрос в интервью: «МХТ в вашей жизни – это всерьёз и надолго?» Он ответил: «Не знаю. Пока для меня важно быть здесь. Пока мне нравится то, что здесь происходит. Мне нравятся человеческие взаимоотношения внутри театра. Я могу кому угодно сказать: вы знаете, у меня есть театр, куда я должен идти, где я должен работать, потому что там люди уважительно ко мне относятся и мне следует отвечать им тем же. Бывают театры, куда не хочется приходить вне зависимости, работаешь ты там или просто друзей навещаешь. В МХТ приходить хочется».
Поздравляя Константина Юрьевича с юбилеем, мы всем сердцем желаем, чтобы приходить в МХТ – и ему, и нам, его коллегам, и зрителям – хотелось всегда и только по нарастающей, чтобы всем его начинаниям сопутствовал успех. И конечно, желаем здоровья, сил, терпения и удачи! С днём рождения!