>  17 января
Изменения в репертуаре: «Северный ветер» и «Звезда вашего периода» переносятся на весну
Уважаемые зрители!
Сожалеем, но в нашем репертуаре произошли изменения. 
Спектакль «Северный ветер» с 17 января переносится на 14 марта.
Спектакль «Звезда вашего периода» переносится с 18 января на 22 марта, с 19 января – на 6 апреля.
Билеты остаются действительными. Желающие вернуть билеты могут оформить возврат по месту покупки в срок с сегодняшнего дня и до пяти дней от даты перенесённого спектакля.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
>  16 января
«Мхатовские пятницы»: Ирина Пегова


21 января на Новой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоится очередной вечер из цикла встреч «Мхатовские пятницы». Героиней первого вечера в 2022 году и собеседницей постоянного ведущего цикла Вадима Верника станет заслуженная артистка России Ирина Пегова.
«Мхатовские пятницы» — это всегда неформальный и искренний разговор о жизни, творческом пути и самых неожиданных поворотах судьбы. В вечере примут участие кинорежиссер Алексей Учитель, режиссер и хореограф Алла Сигалова, режиссер, художественный руководитель театра «Современник» Виктор Рыжаков, актер и режиссер Александр Марин.
А также традиционные участники «Мхатовских пятниц» — музыкальная группа молодых актеров МХТ имени А. П. Чехова «Жена в очках» (Елизавета Ермакова, Валерий Зазулин, Даниил Феофанов, Антон Лобан).
>  16 января
150 лет со дня рождения Генри Эдварда Гордона Крэга


16 января исполняется 150 лет со дня рождения Генри Эдварда Гордона Крэга (1872 – 1966) – знаменитого английского режиссера-символиста, актера и художника. С МХТ его связывает всего одна история, но зато какая!
В МХТ Крэг попал благодаря своей возлюбленной Айседоре Дункан, которая в 1908 году познакомила его со Станиславским. Станиславский загорелся: лондонский экспериментатор непременно должен ставить в Художественном театре! Театру нужна свежая кровь! Остановились на «Гамлете»: Крэг мечтал, чтобы принца Датского сыграл сам Константин Сергеевич, но тот уклонился. Роль отдали Василию Качалову.
Один из приездов Крэга в Москву пришелся на зиму: англичанин прибыл в летнем пальто, так что пришлось подобрать ему что-то из театрального реквизита – Крэга облачили в шубу Чацкого. Все довольно быстро пошло наперекосяк: Крэг и Станиславский с Немировичем-Данченко никак не могли договориться о принципах постановки. Противоречие было глобальным: символист Крэг и к актерам относился как к символам и марионеткам, а Художественный театр исповедовал веру в актерский психологизм.
Метания создателей «Гамлета» проникли в печать. На их основе критик Влас Дорошевич в 1910 году написал блестящий, очень смешной фельетон, в котором Крэга кидает из стороны в сторону, а Станиславский мечтает лишь об одном: вывести на сцену английского дога.
Декорации к «Гамлету», которые придумал Крэг, буквально ослепляли: это были золотые ширмы. Но актеры терялись среди этого великолепия, а человеческая речь не звучала.
Сразу после премьеры, принятой холодно, Крэг сбежал из России. «Если Станиславский хотел сделать из Шекспира Горького, незачем было приглашать меня и ставить мои ширмы», – жаловался он. И даже 25 лет спустя все еще сокрушался: «Они меня зарезали! Это не мой, не мой Гамлет, совсем не то, что я хотел!»

>  16 января
Новые исполнители
16 января в спектакле Яноша Саса «Мастер и Маргарита» роль Жоржа Бенгальского впервые исполнит Армэн Арушанян, роль Марка Крысобоя — Владимир Кузнецов.
>  15 января
Спектакль «Лес» переносится с 15 января на апрель
Уважаемые зрители!
15 января спектакль «Лес» был прерван и не смог быть продолжен по причинам технического характера. Спектакль переносится на апрель, дата будет объявлена дополнительно. Билеты остаются действительными. Желающие вернуть билеты могут оформить возврат по месту покупки с 15 по 25 января включительно.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим свои извинения и благодарим наших зрителей за понимание!
>  15 января
400 лет со дня рождения Мольера


Сегодня 400 лет со дня рождения Жана-Батиста Мольера (1622–1673), французского актера и драматурга, бесстрашно высмеивавшего человеческие пороки. У Художественного театра с ним всегда были особые отношения. Его пьесы дарили актерам счастье игры и импровизации. 
Так было 1913 году, когда Александр Бенуа поставил «Мнимого больного» и «Брак поневоле». В «Мнимом больном» Аргана играл Станиславский. Вместе с Бенуа они упоенно придумывали детали быта этого героя: от колпака в цветочек до ночного горшка. Михаил Чехов, выходивший в массовке докторов, вспоминал, что Станиславский дал им полную волю в придумывании трюков. Актеры устроили тотализатор, кто сильнее рассмешит публику. Ставка – 20 копеек. Продолжалось соревнование до тех пор, пока один из исполнителей не выдал все трюки одновременно – свои и чужие. Станиславский разгневался: надо же знать меру!
В 1981 году Анатолий Эфрос поставил во МХАТе «Тартюфа» со Станиславом Любшиным в главной роли. Спектакль шел 19 лет – наверное, потому что создан был в любви. «Я никогда в жизни не видела, чтобы режиссер был так сильно влюблен в актеров. “Тартюф” буквально завертел нас в вихре фантазии, импровизации», – вспоминала Анастасия Вертинская, игравшая Эльмиру.
Еще одну постановку «Тартюфа» – 2004 года, в режиссуре Нины Чусовой – любил Олег Табаков. Он выходил в ней в роли Тартюфа, и, кажется, наслаждался самой возможностью наконец играть чистую комедию. 
Впрочем, Мольер присутствовал на сцене МХАТа не только как автор пьес, но и как историческое лицо. Драма Михаила Булгакова «Кабала святош» о судьбе Мольера шла тут трижды. Первая постановка в 1936 году с Виктором Станицыным в роли Мольера репетировалась несколько лет, а сыграна была всего семь раз. Спектакль сняли по указу Сталина, Булгаков тяжело это пережил. 
В 1988 году «Кабалу святош» поставил Адольф Шапиро. Мольера играл Олег Ефремов, и казалось, будто это история о его взаимоотношениях с властью. В 2001-м Шапиро сделал новую версию спектакля, где Мольером был уже Олег Табаков. Получился совсем другой Мольер – победительный и витальный.
>  14 января
Старый Новый год в МХТ


Красивые наряды, теплые объятия, накрытые столы и много блесток. В ночь с 13 на 14 января в Московском Художественном театре встретили Старый Новый год. В эту ночь Малая сцена театра преобразилась до неузнаваемости.

«Дорогие друзья, коллеги, соратники, с наступающим Старым Новым годом! Дай Бог нам всем здоровья, счастья, полета, радости от нашего общего дела. И — закон есть закон — если люди пришли смотреть высокохудожественный капустник в Художественном театре, надо срочно его показывать. Поехали!» — предварил празднование Константин Хабенский.

Традиционный староновогодний капустник, поставленный режиссером Михаилом Рахлиным и артистами театра, — это два часа песен, шуточных сценок, пародий. Два часа непрекращающегося смеха. В эту ночь, проведенную вместе, особенно чувствовалось что Московский Художественный театр — настоящий дом и семья.

Фоторепортаж Екатерины Цветковой
>  14 января
Прощание с Анастасией Вознесенской


Прощание с народной артисткой РФ Анастасией Валентиновной Вознесенской состоится 17 января.
В 11.00 начнётся гражданская панихида в МХТ имени А. П. Чехова (Камергерский переулок, 3).
В 12.30 — отпевание в Храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Софийская набережная, 32, стр. 13).
Похороны пройдут на Троекуровском кладбище Москвы.
>  14 января
Ушёл из жизни Михаил Лобанов


Ещё одна невосполнимая утрата для Московского Художественного театра: 13 января ушёл из жизни заслуженный деятель искусств РФ Михаил Андреевич Лобанов.
Один из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ, он воспитал множество учеников, ставших гордостью отечественного театра. Сам выпускник Школы-студии (курс Павла Массальского), с 1972 по 1988 год он был артистом и режиссёром МХАТ. С 1980-го преподавал в alma mater, вместе с О. П. Табаковым выпустил четыре актёрских курса. Был педагогом Московской театральной школы Олега Табакова.
Олег Павлович писал о нём: «Лобанов – человек театральный до „душевного дна“. Он целиком и полностью вкладывается в ту работу, которую предлагает нам Школа-студия, являясь своего рода фундаментом, цементирующим наши усилия по воспитанию курса. У Миши нет семьи, и его семьей, его детьми становятся студенты. Он опекает их и как наседка, и как заботливый тренер, и просто как старший, заботясь не только об их духовном росте, но и о хлебе насущном. Я упоминаю это отнюдь не для красного словца, а говорю о душевной потребности старших заботиться о младших… Думаю, что во многом успешность работы Лобанова связана с тем, что более интересного, более важного дела в жизни у него нет».
Художественный театр скорбит и соболезнует всем, кто осиротел с уходом Михаила Андреевича, – его ученикам, близким людям, Школе-студии МХАТ. 
Прощание с Михаилом Лобановым состоится в субботу, 15 января, в 11:00 в Учебном театре Школы-студии МХАТ. Похороны пройдут на Пятницком кладбище.
>  14 января
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская


Сегодня, 14 января, ушла из жизни народная артистка России Анастасия Валентиновна Вознесенская. Ей было 78 лет.
Она стала «звездой», сыграв первую главную роль в кино – радистку Аню Радионову в фильме «Майор Вихрь», но предпочла кинематографу сцену, возвращаясь на экран редко, но ярко (всем памятен её директор рынка в рязановском «Гараже»). В театре же ею сыграны десятки ролей. Олег Ефремов часто занимал её в своих спектаклях в «Современнике», куда она была приглашена в 1965 году после учёбы в Школе-студии МХАТ, а впоследствии и в Художественном театре, где Анастасия Валентиновна работала с 1977 года. Здесь она играла Галину и Веру в «Утиной охоте», Машу в «Чайке», Бабакину в «Иванове», Наташу в «Мишином юбилее»…
Последними её ролями стали Роза Песочинская в «Ретро» и Вета в «Белом кролике». Обе эти работы связаны с именем её мужа, Андрея Васильевича Мягкова – один спектакль он поставил, в другом играл главную роль. Они прожили вместе 57 лет, и история их любви важнее любых творческих достижений. Вместе они учились в Школе-студии, вместе работали в «Современнике», вместе перешли во МХАТ, вместе оставили сцену, когда начало подводить здоровье. Последнее десятилетие они жили замкнуто, посвящая себя заботе друг о друге. Менее года назад мы проводили Андрея Васильевича в последний путь. Теперь они снова вместе…
Московский Художественный театр скорбит и выражает соболезнования родным и близким Анастасии Валентиновны Вознесенской.
О времени и месте прощания будет сообщено позднее.
>  13 января
Поздравляем всех со Старым Новым годом!
Сегодня не совсем обычный день. Хотя новогодние праздники и закончились, но, как неожиданно найденный под ёлкой подарок, нас ждёт ещё один — в ночь с 13 на 14 января отмечается Старый Новый год. Поэтому весь день мы можем отвлекаться иногда от рабочих дел, чтобы снова ощутить атмосферу наступающего праздника.
Со Старым Новым годом вас поздравляют наши Дед Мороз и Снегурочка!

>  12 января
День рождения Ренаты Литвиновой


12 января — день рождения Ренаты Литвиновой, актрисы, сценариста и драматурга, режиссера. На сцене МХТ  она оказалась по воле случая, но 16 лет спустя может сказать: «Сегодня я воспринимаю театр как свою вторую половину, как неотъемлемую часть самой себя».

…Однажды Олег Табаков предложил режиссеру Адольфу Шапиро выпустить спектакль «Вишневый сад», к столетию первой постановки Станиславского в 1904 году. Согласие было получено, но Шапиро прямо сказал Табакову, что не видит актрисы, которая ему нужна для роли Раневской. Поиски были долгими и безрезультатными. Ренату Литвинову режиссер увидел по телевизору: «Она вела какую-то дурацкую передачу, в костюме наездницы рассказывала о лошадях. Меня она поразила. Я увидел, что Рената дурит, „стебается“, и понял, что это она, моя Раневская. Да, она инопланетянка. Раневская настолько же чужда пространству Дома, как Литвинова – МХТ. Они обе живут не здесь, приехали сюда ненадолго, мало понимают в том, что происходит, их чувства далеки, они только вписаны в определенную ситуацию, которую надо пережить и вернуться туда, где привычнее: в Париж. ..»

Премьера «Вишневого сада» состоялась в 2004 году. Спектакль вызвал ажиотаж – от категорического «нет!» до восторженного «да!». Он шел почти пятнадцать лет с неизменными аншлагами, а Рената между тем уже сыграла на мхатовской сцене свои следующие роли в спектаклях «Шага» и «Свидетель обвинения» у француженки Мари-Луиз Бишофберже. В голливудском фильме Билли Уайлдера «Свидетель обвинения» 1957 года главную героиню играла Марлен Дитрих и выбор Литвиновой на ту же роль – и постмодернистская цитата, и режиссерский жест восхищения самой Ренатой.

В 2017 году состоялся режиссерский дебют Литвиновой на Малой сцене МХТ со спектаклем по ее собственной пьесе «Северный ветер», а в прошлом сезоне она представила свой авторский проект уже на Основной сцене. В спектакле «Звезда вашего периода» Рената играет кинозвезду великого кинематографа, оставшегося в прошлом,  и из осколков разбитого вдребезги собирает ушедший мир большого стиля и сильных человеческих чувств. «Запечатлеть себя на земле как можно отчетливей – осознавая, что след все равно исчезает. Я настаиваю только на одном: смысл нам всем тут проживать в том, чтобы найти любовь. Если у вас ее нет, то все покрывает и охватывает абсолютный хаос, разруха, убийства, так называемая нелюбовь. Моя сверхидея только в поисках любви. И в надежде ее дождаться» – так Литвинова определяет и свое творческое кредо, и жизненную позицию. 

Мы поздравляем Ренату Муратовну с днем рождения и желаем ей неисчерпаемости вдохновения и фантазии, новых замыслов и свершений, всех мыслимых благ!
>  11 января
Юбилей Константина Хабенского


Сегодня, 11 января, празднует 50-летие художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова, народный артист России Константин Хабенский.
В начале 2000-х он был одним из первых, кого позвал в труппу Олег Табаков, вставший у руля Художественного театра с намерением создать «сборную страны по актёрскому мастерству». В то время Константин уже был ведущим артистом Театра имени Ленсовета в родном Петербурге, театралы ценили его за роли в спектаклях Юрия Бутусова, а широкая публика знала по работам в кино и на телевидении. Когда у Табакова спросили, почему он пригласил на роль Зилова в «Утиную охоту» именно Хабенского – «Разве не было других вариантов?», – Олег Павлович ответил: «Были. Но не выдержали конкуренции».
Виктор Зилов, Алексей Турбин в «Белой гвардии», Клавдий в «Гамлете», Мэкки-Нож в «Трёхгрошовой опере», Контрабасист в «Контрабасе» – роли, сыгранные Константином Хабенским на мхатовской сцене в спектаклях Александра Марина, Сергея Женовача, Юрия Бутусова, Кирилла Серебренникова, Глеба Черепанова. Здесь же шла «Чайка» Театра п/р О. Табакова, поставленная Константином Богомоловым, в которой Хабенский играл Тригорина.
Юбилей Константин Юрьевич отмечает новой главной ролью – в день рождения он выйдет на сцену в спектакле Виктора Крамера «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». И уже в новом статусе – худрука МХТ. 
Почти два десятилетия назад, в первые годы работы в Художественном театре, ему задали вопрос в интервью: «МХТ в вашей жизни – это всерьёз и надолго?» Он ответил: «Не знаю. Пока для меня важно быть здесь. Пока мне нравится то, что здесь происходит. Мне нравятся человеческие взаимоотношения внутри театра. Я могу кому угодно сказать: вы знаете, у меня есть театр, куда я должен идти, где я должен работать, потому что там люди уважительно ко мне относятся и мне следует отвечать им тем же. Бывают театры, куда не хочется приходить вне зависимости, работаешь ты там или просто друзей навещаешь. В МХТ приходить хочется».
Поздравляя Константина Юрьевича с юбилеем, мы всем сердцем желаем, чтобы приходить в МХТ – и ему, и нам, его коллегам, и зрителям – хотелось всегда и только по нарастающей, чтобы всем его начинаниям сопутствовал успех. И конечно, желаем здоровья, сил, терпения и удачи! С днём рождения!