Художественное руководство и дирекцияРуслан Кулухов Ляйсан Мишарина Артемий Харлашко Евгений Зубов Вячеслав Авдеев Наталья Перегудова Алексей Чирков Константин Шихалев Екатерина Капустина Творческая частьМедиацентрАнастасия Казьмина Дарья Зиновьева Александра Машукова Татьяна Казакова Наталья Бойко Олег Черноус Алексей Шемятовский Репертуарная частьНаталья Беднова Олеся Сурина Виктория Иванова Наталья Марукова Людмила Калеушева Алёна Соколова Служба главного администратораСветлана Бугаева Анна Исупова Илья Колязин Дмитрий Ежаков Дмитрий Прокофьев Отдел проектной и гастрольной деятельностиАнастасия Абрамова Инна Сачкова Отдел маркетинга и стратегического развитияЛилия Сидорова Мария Баженова Музыкальная частьОрганизационный отделОтдел кадровАнна Корчагина Отдел по правовой работеЕвгений Зубов Надежда Мотовилова Финансово-экономическое управлениеИрина Ерина Елена Гусева Административно-хозяйственный отделМарина Щипакова Татьяна Елисеева Сергей Суханов Людмила Бродская ЗдравпунктТатьяна Филиппова | Несчастные люди, которые пытаются стать счастливыми: в МХТ Чехова — премьера «Жил. Был. Дом»Полина Федосеева, BFM.ru, 15.05.2025 Это десять смешных и грустных, близких каждому человеку новелл, объединенных общим финалом. Над проектом работали худрук МХТ Константин Хабенский и писатель Александр Цыпкин. В нем участвуют ведущие актеры театра, а накануне прошла премьера киноверсии спектакля.
Типичные многоэтажка и подъезд. В каждой квартире и за ее пределами разворачиваются события, с которыми точно сталкивался каждый из нас. В общем, происходит «движуха», как говорят ангелы А3 и Б6. Их миссия — найти дом, который должен то ли рвануть, то ли рухнуть, и вывести оттуда людей.
Два ангела, 15 человек, две крысы, два попугая, кот и пес — все живут под одной крышей, и у каждого — свои взгляд на мир, мечты, радости и печали. Все сюжеты объединяет определенный финал, о котором зрители узнают в самом начале, а герои — нет. Зато у них есть предчувствие, что нужно прислушаться к себе и принять то или иное решение здесь и сейчас. Продолжает автор сценария, писатель Александр Цыпкин:
Александр Цыпкин, писатель: «Жил. Был. Дом» — спектакль о выборе, который нужно сделать прямо сейчас, потому что ты не знаешь, что будет завтра. О выборе — верить — не верить, любить — не любить, как поступить в той или иной ситуации. Я уверен, что в каждого зрителя хотя бы одна история точно попадет. Он переживал конкретно эту ситуацию жизненную, даже если речь идет о коте и о собаке. Основная сверхзадача — перевести, условно говоря, из эмоций в действие, чтобы закончился спектакль и человек набрал номер и кому-то что-то сказал либо что-то изменил, либо просто хорошо провел время. Дом, как и вся наша планета, — это набор судеб, который постоянно меняет сферу. Если даже в самом обычном доме вдруг все, кроме вас, станут несчастными по каким-то причинам, уверяю, вы тоже через какое-то время почувствуете несчастье, потому что это единая конструкция, так же, как и город, страна и вся планета. Ты можешь попытаться стены какие-то построить, но эти лучи сквозь пройдут“.
Параллельно готовились две премьеры — театральная — на сцене МХТ и кинематографическая — в рамках проекта Театр в кино“. И Жил. Был. Дом“ сильно отличается от того, что в этом проекте было ранее.
Киноверсия была снята отдельно на студии Мосфильма“ еще до театральной премьеры за рекордные четыре съемочных дня. Это была совместная работа МХТ и ВГТРК. Киноверсию показывали 14 мая по всей стране одним сеансом. В более сотни городов за единственный день проката проект собрал почти 18 млн рублей, согласно данным ЕАИС.
Киноверсия от спектакля отличается: история рассказывается параллельно, а не последовательно, как на сцене. Одна из новелл не вошла, а другие несколько сократились, согласно заданному хронометражу. В МХТ же спектакль идет три часа, что позволяет подробнее погрузиться в историю каждого героя, говорит худрук театра, режиссер и автор сценария Константин Хабенский. Он в спектакле играет попугая, которому 227 лет:
Константин Хабенский, режиссер: Это дает простор для фантазии. Если мы понимаем, что где-то затянуто или где-то чего-то не хватает, Александр тут же дорабатывает, предлагает варианты. Как в любой сказке, людям на жизненном пути попадаются животные, которые умеют разговаривать и которые зачастую оказываются намного мудрее и умнее тех самых людей. Задача моего попугая, который родился на год раньше Александра Сергеевича Пушкина, рассказать об истории отечества. Собственно, а кто еще, как не попугай это сделает, который видел многих хозяев и многие времена — и радостные, и тревожные в нашей стране?“
Диалоги животных выходят за рамки типичных бытовых отношений, и только они чувствуют приближение катастрофы. Более того, самый пронзительный подвиг будет у кота. Его играет актер Игорь Верник. В театральном институте он пробовал себя в роли ежа, и это было испытанием. А сейчас кот — это возмездие:
Игорь Верник, актер: Я всегда очень боялся котов. Вот это существо с немигающими глазами, оно смотрит на тебя, и ты не понимаешь, чего от него ждать. Отдельная какая-то вселенная. Мне кажется, что коты — это какие-то пришельцы, существа нездешние. Они живут по своим законам. Я этих законов не понимаю. И вот мне Хабенский Константин Юрьевич вручил: «А вот на — пойми, изучи, что есть кошка, найди ее в себе, полюби ее и предъяви». Коты, будто у них есть со вселенной невидимая связь. Вот мой кот чувствует это приближение конца, решает, что он должен отблагодарить людей и спасти их. В моем коте как будто просыпается пес“.
Жанр проекта — народная сказка для взрослых“, близкая к трагикомедии. Все как в жизни. Жил. Был. Дом“ будут показывать по России 1“, а потом, возможно, он появится на стримингах. После показа киноверсии зрители участвовали в голосовании — продолжение какой истории они хотели бы увидеть. То же будет и после каждого спектакля. А через какое-то время Александр Цыпкин напишет заказанную“ пьесу для постановки на сцене МХТ.
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |