Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Вячеслав Авдеев
Наталья Перегудова
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

«Обострённое чувство жажды жизни»: в МХТ поставили спектакль «20 дней без войны» по Симонову

Яна Ларина, RT на русском, 8.05.2025
В МХТ имени А. П. Чехова к 80-летию Победы поставили спектакль «20 дней без войны» по сценарию Константина Симонова. Режиссёром выступила Марина Брусникина. В ролях — Иван Волков, Светлана Колпакова, Михаил Пореченков и другие. По сюжету главный герой — военный корреспондент — зимой 1943 года приезжает в отпуск в Ташкент. Здесь он наблюдает за съёмками фильма по своим очеркам, рассказывает эвакуированным о происходящем на фронте и встречает любовь.

В четверг, 8 мая, в преддверии 80-й годовщины победы в Великой Отечественной войне на основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится премьера спектакля «20 дней без войны» по одноимённому киносценарию журналиста и писателя Константина Симонова. Режиссёром выступила заслуженная артистка России Марина Брусникина. В главной роли — Иван Волков. Также в постановке задействованы актёры театра и кино Светлана Колпакова, Михаил Пореченков, Армэн Арушанян, Игорь Хрипунов и другие. 

В центре сюжета — история о военном корреспонденте Лопатине. Незадолго до наступления нового, 1943 года он отправляется в трёхнедельный отпуск. В Ташкенте, куда едет Лопатин, снимают фильм на основе его сталинградских очерков.

Жизнь в тылу нелегка: эвакуированные люди живут в стеснённых обстоятельствах, переживают за близких и находятся в постоянной тревоге из-за неопределённости будущего.

«Поразительная история — как человек приходит с фронта, при этом сталкивается с судьбами женщин, которым настолько тревожно и у которых настолько обострены чувства, что каждая срывается в первую встречу с ним. Для них важно получить от него ответ — что будет? Как дальше жить?» — рассказала исполнительница главной женской роли Светлана Колпакова на пресс-показе спектакля.

Между Никой, героиней Колпаковой, и Лопатиным завязываются романтические отношения. 

«Это обострённое чувство жажды жизни в этих обстоятельствах… Когда такая ситуация, так хочется от этой жизни получить максимум любви, самой жизни и испытать все эти эмоции», — пояснила актриса.

Во время отпуска Лопатин также встречает капитана-лётчика в исполнении Михаила Пореченкова, который рассказывает военкору о своей семейной драме и просит помочь выразить чувства в письме к жене.

«Сделать не хуже, чем у Алексея Петренко, — это была главная задача»,— признался Пореченков. При этом он подчеркнул, что выстраивал работу над ролью по-своему.

«Это великий актёр (Петренко. — RT), который играет в картине эту маленькую, эпизодическую роль лётчика, (рассказывает. — RT) о его душевных страданиях и мытарствах. Мы говорим, что война проходит через всю жизнь людей, она затрагивает самые нежные уголки души человека. Поэтому она забирает всё целиком», — отметил Пореченков.

«Совершенно другое пространство»

Идея поставить спектакль принадлежала художественному руководителю и директору МХТ Константину Хабенскому, и Марина Брусникина поддержала его, когда прочитала текст киносценария. Она изначально хотела пригласить на главную роль Ивана Волкова, а также максимально задействовать плунжеры — механизмы, которые изменяют геометрию сцены, позволяя поднимать и опускать её части. А вот использование декораций в спектакле очень ограничено.

«Я понимала, что, если будут декорации, мы сразу скатимся в бытовой театр, что для меня невозможно в этом материале. Потому что есть замечательное кино, поразительное по своему видеоряду, своей гениальности… (Театр. — RT) — это совершенно другое пространство, и здесь можно взять ощущением космической пустоты и разрухи и вокруг, и в жизни. В этом смысле пустое пространство и машинерия создают нужную атмосферу», — объяснила Марина Брусникина.

Ограничения театра компенсирует почти полное прочтение сценария: часть ремарок произносят актёры, другие появляются в виде проекций текста. Также использован видеоряд — например для иллюстрации фронтовых флешбэков Лопатина.

Исполнитель главной роли Иван Волков также написал музыкальное сопровождение спектакля. В саундтреке — произведения в духе 1940-х, а также фрагменты радиоспектаклей МХТ. 

Сценограф постановки — заслуженный художник России Николай Симонов, костюмы героев разработала лауреат государственной премии Мария Данилова. Художник по свету — Иван Виноградов, художник видеопроекции — Михаил Купрыгин. 

От фильма до спектаклей

Напомним, повесть Константина Симонова «20 дней без войны», написанная в 1965 году, впоследствии стала частью романа «Так называемая личная жизнь». В 1976 году состоялась премьера киноленты Алексея Германа, главные роли в которой исполнили Юрий Никулин и Людмила Гурченко. Марина Брусникина характеризует фильм как «гениальный» и «поражающий художественной правдой».

Интересно, что на главную роль в фильме пробовался отец Игоря Волкова — Николай Волков, но он сделал выбор в пользу роли Отелло в театре на Малой Бронной у Эфроса.

Также повесть Симонова инсценировали в «Современнике» под названием «Из записок Лопатина» и в ЦАТРА, где озаглавили постановку «Так называемая личная жизнь».

Оригинал статьи
Пресса
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004