Александр Цыпкин: «Если человек пришел в кино или в театр и не поплакал, – зря сходил»

Татьяна Бутурлина, Клео, 19.05.2025
14 мая в кинотеатрах более 100 городов России в рамках проекта «Театр в кино» состоялся показ киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.» В основу постановки легла оригинальная пьеса, которую сочинили российский писатель, сценарист и создатель литературно-театрального проекта «БеспринцЫпные чтения» Александр Цыпкин и народный артист РФ Константин Хабенский. Накануне московской премьеры «виновники торжества» пообщались с журналистами, а Цыпкин, смеясь, прокомментировал, что всю конструкцию подачи придумал Константин Юрьевич, так что, если что-то не понравится, все претензии – к нему.

– Александр, вы тут признались, что не даже ожидали такого бурного успеха проекта?

– Знаете, один мой друг вот недавно при мне открывает письмо и недовольно так: «Вот, слушай, мог ли я, бывший советский пионер, когда-нибудь предположить, что получу из Швейцарии штраф за превышение скорости?» Вот и я, бывший советский пионер, который не занимался творчеством. Мог ли я предположить, что буду вот так стоять на сцене кинотеатра «Октябрь» с премьерой, что моя пьеса будет поставлена на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова? Нет, не мог. Так что, друзья, мечтайте! Все может получиться!

– Процесс создания, как мы уже поняли, был сложным?

– И этот процесс до сих пор продолжается. Вы не поверите, но еще вчера ночью я сидел и переписывал некоторые диалоги. У нас премьера, а я сижу и что-то дописываю… Последний месяц я только и занимаюсь тем, что дописываю и переписываю.

– А переписывать, как вы ни раз в интервью говорили, вы ох, как не любите…

– Я разорился на успокоительных. Но! Смирение и послушание. Монастырь имени Константина Хабенского. У него настолько драматургически выверенная и захватывающая идея, что мне приходилось стараться не испортить ее своими сюжетами.

– А в чем сам сюжет, можете чуть приоткрыть?

– Место действия – обыкновенный многоквартирный дом, каких в нашей большой стране много. В центре внимания – одиннадцать историй и 21 персонаж: 13 человек, два ангела, две крысы, два попугая, один кот и один пес – все они живут под одной крышей, в таком «теремке», и переживают свои личные проблемы, делясь ими друг с другом. Для меня лично это спектакль о том, что в любой момент времени мы делаем выбор, который приведет нас к одному из трех состояний: счастья, несчастья и «не счастья».
А вообще, когда мы приступали к этой сказке для взрослых, как мы ее называем, то за основу взяли известную картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Финал, что там в этих Помпеях произошло, мы видим и знаем. А вот что накануне с этими людьми было? За день, как говориться, «до»… Какие-то свои бытовые дела, мелодраматические коллизии. Может, кто-то думал, что у него был самый трагический день в жизни. Он плюнул на все, покинул город. А потом узнал, что случилось, и: «Ничего себе! А вовремя я уехал-то». И когда есть такие истории, то это движок для развития дальнейшего сюжета.
Это и про то, что некоторые вещи в жизни нельзя откладывать на завтра – ни в личных отношениях, ни в других ситуациях. «Завтра» – понятие очень абстрактное…

– Насколько ваши герои близки современному зрителю?

– Абсолютно близки. Проверено. Каждая история найдет своего зрителя настолько, насколько это возможно. Каждый наш герой проживает конкретную ситуацию, и я специально выбирал такие сюжеты, чтобы они были близки и понятны всем, вне зависимости от социального статуса, насыщенности жизни и тому подобное. Все – про любовь, чувства, переживания, поступки и выбор…

– А в самом конце вы объявили зрительское голосование за самую популярную и трогательную историю. На какую ставите?

– По ней – да, мы будем писать продолжение. Мне кажется, что люди проголосуют за семейную пару плюс друг и ребеночка. Для всех эта тема, так или иначе, болезненна. И выбор у героев тяжелый. А в России любят поплакать. Если человек пришел в кино или в театр и не поплакал, – зря сходил. Русская литература была создана, чтобы ты понял, осознал, что кому-то еще хуже, чем тебе. А после слез обязательно наступит веселье, потому как веселье без слез воспринимается как грех. Реально это проблема нашего менталитета.

– Ваша киноверсия спектакля серьезно отличаются от обычного кино?

– Мне кажется, что ключевое, что есть в театре, – это энергия актера, которую ты реально чувствуешь, когда он перед тобой. В кино это обычно не работает, но в данной киноверсии у меня появилось ощущение, что магия, энергия все равно через экран передается. Но для меня данная киноверсия – это боль! Бесконечное отсекание историй, монологов – напильником просто по живому. Ножовкой. А три истории вообще в итоге не вошли ни в одну из версий. 

– Современный кинематограф, на ваш взгляд, не слишком перегружен спецэффектами? Вы какое кино любите смотреть?

– Кино и должно быть перегружено спецэффектами. Я лично как раз с удовольствием смотрю кино, где много шоу и всяких спецэффектов. Технологии дают новые возможности, так что чем больше экран, чем больше спецэффектов, тем, мне кажется, лучше для зрителя. Но вопрос: можно ли снять классное кино в одной комнате с одним человеком? Ответ: да! Тоже можно!

Оригинал статьи
Пресса
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Премьера киноспектакля «Жил. Был. Дом» состоялась в Москве, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025