«Карамазовы» в МХТ им. А. П. Чехова

Алла Шевелева, Театральная афиша, 23.01.2014
Западник, резонер и трибун социальных сетей, Константин Богомолов поставил на сцене МХТ им. Чехова пятичасовое действо по роману «Братья Карамазовы». Для просмотра спектакля «Карамазовы», жанр которого режиссер определил как собственные «фантазии на тему романа Достоевского», знания сюжета не требуется. К разговорам о слезинке ребенка, клейких листочках и гимну каторжан фантазии Богомолова не имеют никакого отношения. Все возникшие по ходу действия вопросы следует адресовать не писателю, а режиссеру, у которого елейного старца Зосиму и Смердякова играет Виктор Вержбицкий, инока Алешу Карамазова – 52-летняя Роза Хайруллина, Катерина Ивановна (Дарья Мороз) ублажает вязальными спицами роковую красотку Грушеньку (Александра Ребенок), а безвинного брата Дмитрия (Филипп Янковский) вместо каторги вешают.
Богомолов прочитал роман Достоевского как мрачную и беспросветную историю Скотопригоньевска (читай: России) – коррумпированной, извращенной, циничной и ханжеской страны, где небеса пусты, вера в Бога вызывает лишь насмешку, а поиск доброго человека обречен на провал. Вот почему Алеша Карамазов даже не пытается противостоять злу. Просватовшись за Лиз Хохлакову, вместе с суженой он прыгает с крыши.
Могильная тьма, смрад и разложение царят в мире мхатовских «Карамазовых». На сцене – мрачная красота и роскошь, гламурные герои купаются в разврате и словоблудии, грешат, не думая каяться. Реалии Скотопригоньевска хорошо знакомы каждому россиянину – полицейские насилуют в тюрьме бутылкой Митю, «Скотопригоньевск-ТВ» ведет прямую трансляцию с похорон старца Зосимы.
Богомолов не допускает даже мысли, что перемены в жизни России возможны. Похороны – самый логичный исход той агонии, которой оборачивается жизнь придуманных им персонажей, рожденных из зловонной жижи, как повар Смердяков. В треклятых деньгах – главной детективной улике – копошатся черви, но герои «Карамазовых» не из брезгливых. Они бьются насмерть за деньги, не задумываясь, что закончат свою жизнь на кладбище с унитазами вместо надгробий. 

Статья опубликована в журнале «Театральная афиша» (№ 2, 2014 г.).
Пресса
«Достоевский» Богомолова, Света Анош, Театрон, 25.01.2016
Богомоловщина как она есть, Анна Ананская, TeatrAll, 30.10.2015
Игорь Миркурбанов о «Карамазовых», Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Нервно, грустно, современно. Главные хиты «Золотой маски», Елена Дудник, Аргументы и факты, 24.03.2015
Эстетика ужасного в «Карамазовых» Константина Богомолова, Алина Бондарь, Сад Сервье (Саратов), 27.11.2014
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Командный зачет, Colta.ru, 4.07.2014
Вишнёвый Ад, Дмитрий Бавильский, Частный корреспондент, 23.05.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
Новые «Карамазовы»: женщины в роли мужчин, мужчины в роли женщин, Вячеслав Костиков, Аргументы и факты, 28.02.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
«Карамазовы» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 23.01.2014
Идеальные идиоты и враги народа, Николай Берман, Иван Архипов, Газета.ru, 28.12.2013
Чертовы дети, Татьяна Власова, Театрал, 6.12.2013
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
И снился страшный сон Алеше, Николай Берман, Газета.ru, 29.11.2013
Достоевщинка, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
«Мои „Карамазовы“ ближе к Владимиру Сорокину», Алла Шендерова, Ваш досуг, 25.11.2013