ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Ностальгия по несбывшемуся

Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019
Человек из рыбы – это пугающий персонаж, приснившийся восьмилетней Одри накануне того дня, когда за ней внезапно приходят представители органов опеки, чтобы увести с собой. Словно Песочный человек Гофмана, он предвещает опасность, но исходящую не из внутреннего мира, как у немецкого романтика, а из внешнего, от которого обитатели квартиры на Караванной пытаются всячески отгородиться.
Человек из рыбы появляется лишь в финале, а сюжет в целом напоминает уже не гофмановские рассказы, а пьесы Чехова, которые режиссер Юрий Бутусов переставил, кажется, все: люди говорят, поют и даже танцуют, в то время как их судьбы рушатся. Француз Бенуа (Андрей Бурковский) поселившийся в питерской коммуналке на время стажировки, здесь в роли Лопахина: «Надо же что-то делать, друзья».
Все герои этой истории – обитатели хипстерской коммуны и филологи, пусть кому-то из них и приходится заниматься не литературой, а продажей квартир, поэтому в диалогах то и дело возникают то Набоков, то Бродский, а то и Шпенглер. Квартира на Караванной – образ из булгаковского «Бега»: о снеге на Караванной, как об утерянном счастье, говорят у Булгакова русские эмигранты. Этот легкий как мечта снег у Бутусова превращается в воду, по которой бредет человек со свечой в руке (хрестоматийная сцена из «Ностальгии» Тарковского становится прологом к спектаклю). Из этой стоячей воды, льющейся, хлещущей и, в конце концов, протухшей и появляется «человек из рыбы», которого девочка Одри, которая все понимает про взрослую жизнь, хотела бы никогда не увидеть.
Спектакль Бутусова – о русской ностальгии, превратившейся в тоску о том, чего уже давно нет. «Наша родина погибла до нашего рождения», — говорит Григорий Дробужинский, один из четырех жителей хипстерской коммуны (Артем Быстров). О том, как жить, если нет и надежды (не случайно Юльку, сбежавшую от любви в Пермь и вернувшуюся на Караванную, у Бутусова играет Елизавета Янковская, прямая родственница человека, которого весь мир запомнил по эпизоду с горящей свечой из «Ностальгии»). И о поколении тридцатилетних, которым досталась жизнь в эпоху репостмодерна, когда любые лозунги, фразы и высказывания превращаются в мыльные пузыри.
Пресса
Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019
Итоги 2018 г. по версии Ассоциации театральных критиков, сайт Ассоциации театральных критиков, 17.12.2018
Разомкнутые объятия, Валентин Пепеляев, Народная газета (Беларусь), 14.12.2018
Язык твой — враг твой, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 20.11.2018
Чешуя к чешуе, Анастасия Вильчи, index-art, 17.11.2018
Место риска, Анна Сиротина, Аэрофлот, 2.11.2018
Ася Волошина: «Драматургия – это опрокинутый психоанализ», Денис Маслаков, НИУ ВШЭ. Многобукв, 9.10.2018
Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018
Ар нуво. Хрущевки. Детприемники, Елена Дьякова, Новая газета, 1.10.2018
Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018
Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 24.09.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер-Бравина, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018
Осторожно, гештальты закрываются, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 16.07.2018
Максим Матвеев сыграет в новом спектакле МХТ им. Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.07.2018