Американская трагедия сестер Дюбуа

Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 22.10.2014
Жанр «Трамвая “Желание”» режиссер Роман Феодори назвал сценами из городской жизни. Эта «городская жизнь» по версии сценографа Николая Симонова ограничена типовым двухэтажным домом, где первый этаж отдан чете Ковальски, а наверху происходят события, разрывающие течение повседневности. Там пространство воспоминаний Бланш – бал теней прошлого и вереницы восторженных мужчин. Там, наверху, в Бланш влюбится первой по-мальчишески трепетной любовью Митч. Там же и капелька прозы – душ, из-за которого и начался банальный бытовой конфликт между приехавшей погостить к сестре Бланш и мужем сестры Стенли Ковальски.
Отбросив американские реалии пьесы, Феодори ставит спектакль про «уходящую натуру». В звездном квартете – Марина Зудина (Бланш), Михаил Пореченков (Стенли), Ирина Пегова (Стелла), Михаил Трухин (Митч) – солирует аристократка Бланш. Хрупкая, утонченная, немногословная, она живет в двух измерениях – призрачном настоящем и реальном прошлом. Застрелившийся возлюбленный, упомянутый в пьесе, в спектакле все время рядом с Бланш и как будто не отпускает ее. И даже любовь грубоватого Митча не способна вытащить героиню из мира призраков.
Трагический конфликт спектакля – в несовпадении, в разности ценностей. Бланш до конца защищает свое право на аристократизм, а Стенли – Пореченков, бравирующий тем, что он простой, приземленный рабочий парень, не принимает этих «фантазий». Он, любитель виски, покера и боулинга, поколачивает Стеллу по принципу «бьет – значит любит». И Стелла, ради плотской любви забывшая себя, верит в это так же искренне, как и он.
С появлением Бланш Стелла, очень обаятельно сыгранная Пеговой, постепенно приобретает мягкую женственность. Она словно бы вспоминает свое аристократическое прошлое, дом, слуг. И этого Стэнли тоже не может принять.
Но бытовую жизнь, готовую ежеминутно сорваться в трагедию, режиссер сдерживает простым приемом: на сцене два пианино и рояль. Музыканты в нарастающем до сумасшествия темпе бесконечно играют ту самую польку, которая когда-то оборвалась выстрелом возлюбленного Бланш. И когда в финале Бланш увезут в сумасшедший дом, Стелла завоет как раненый зверь.

Статья опубликована в журнале «Театральная афиша» (№ 11, 2014 г.)