Танцы минус, танцы плюс

Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003
Спектакль состоялся во многом не благодаря чему-то, а вопреки.

Вопреки расплывчатой концепции режиссера Аркадия Каца, до последнего момента, кажется, так и не решившего, чего же он хочет. Невзирая на поверхностное на первый взгляд произведение «Немного нежности» современного итальянского драматурга Альдо Николаи, чей «Гамлет в остром соусе» уже бесследно исчезал из репертуара театра после нескольких премьер. И несмотря на красивое, но нефункциональное художественное решение Татьяны Швец, лишившей персонажей центрального места действия — окна. В окно герои пьесы должны лезть, разбивать его вдребезги, через окно вести ключевые диалоги, объясняться, любить и ненавидеть. Окна в спектакле нет.

Вместо него — угловая прорезь в декорации. Но актеры — Ольга Яковлева, Станислав Любшин, потрясающая, но не столь известная Наталья Кочетова (в последнем мхатовском «Преступлении и наказании» она сыграла мать Раскольникова), Владимир Краснов и Ирина Мирошниченко — могут оправдать и не такие символы. После их литературной редактуры пьеса стала казаться шедевром. Альдо Николаи — просто Шекспиром, написавшим современного «Короля Лира». А история — волнующей летописью, в том числе и наших дней.

В доме престарелых появляется новый постоялец Ненил (Станислав Любшин). И - кто бы мог подумать — в данном заведении рождается пылкая любовь. Чувства Ненила с Мими (Ольга Яковлева) оказываются столь сильными и серьезными, что старики хотят пожениться. Это не спасение от одиночества, а самая настоящая любовь с первого взгляда. Но когда о решении они сообщают своим детям, то неожиданно встречают отпор: отпрыски ничего не хотят менять в своей жизни и давно уже лишили отца с матерью прав на собственные чувства. Постояльцы дома престарелых и танцор — массовик-затейник помогают паре бежать.

Играют актеры великолепно, опять же, несмотря на то, что у всех у них слишком цветущий для дома престарелых вид. Владимир Краснов (танцор Бату) так лихо отплясывает и бьет чечетку, что можно усомниться: действительно ли он до последнего времени работал в Саратовском ТЮЗе, а не где-нибудь в ансамбле танца Игоря Моисеева. Станиславу Любшину и Ольге Яковлевой, исполняющей одну из своих лучших ролей, рукоплещут не за трюки. Они заставляют зал и рыдать, и смеяться, и искренне радоваться, что хотя бы этим двоим удалось вырваться из плена старости. Ведь в любом возрасте человеку хочется «немного нежности». Они привыкли жить, ничего не требуя, особенно сочувствия, у тех, кому отдали все. Но как быть, если пропадает зрение, слух, исчезают волосы, зубы, но заряд любви остается неизменным?

Итог пьесы неутешительный. Да, Мими и Ненил все-таки женятся и убегают вдвоем из дома престарелых в прекрасное далеко. Но что они в этом прекрасном далеке будут делать? Бомжевать? Ведь в их квартирах живут их любимые дети, которые готовы отправить родителей в дом умалишенных, лишь бы только не лишаться наследства. Их пенсии также получают дети, а о поисках работы в таком почтенном возрасте речи не идет… Но вывод из спектакля мажорный: хорошие актеры спасут любого режиссера и вытянут любую пьесу. Стоит только захотеть.