Заговор чувств

История в фотографиях: «Месяц в деревне»

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 26.08.2020
Трудно представить, но пьеса Ивана Тургенева «Месяц в деревне» не нравилась ни самому автору, ни читателям, ни критикам. Да еще неудачное время для публикации. 1850-й год – только что прошел суд над петрашевцами, цензура закрутила гайки, а у Тургенева в пьесе герой – вольнолюбивый студент-разночинец. Так что первые редакции пьесы под названиями «Студент» и «Две женщины» были запрещены. Напечатали «Месяц в деревне» лишь в 1855-м. Успеха публикация не имела. Критика ехидничала: «Сознаемся в своей близорукости — юмор, поэтический элемент, а главное — настоящая глубокая мысль так тонко разлиты в девяти печатных листах, что для нас решительно неуловимы» (журнал «Библиотека для чтения»).



Критика упала на благодатную почву. Тургенев и раньше сомневался в себе, как в драматурге, а тут вообще решил, что пьесу лучше не ставить. Отговаривал тех, кто брался ее играть. И первую исполнительницу роли Натальи Петровны Екатерину Васильеву, выбравшую эту комедию в 1872 году для своего бенефиса в Малом театре. И Марию Савину, которая на сцене Александринки в 1879 году предстала в этой пьесе в образе Верочки (через много лет, в начале ХХ века, Савина сыграет и Наталью Петровну). Верочка имела большой успех – как, впрочем, и весь спектакль. Савина вспоминала: «После третьего действия (знаменитая сцена Верочки с Натальей Петровной) Иван Сергеевич пришел ко мне в уборную, с широко открытыми глазами подошел ко мне, взял меня за обе руки, подвел к газовому рожку, пристально, как будто в первый раз видя меня, стал рассматривать мое лицо и сказал: — Верочка… Неужели эту Верочку я написал?!..»



Играла в «Месяце в деревне» и Мария Ермолова – 25 декабря 1900 года, в свой бенефис, она вышла на сцену Малого театра в роли Натальи Петровны. «Публика невольно заслушивается этой прелестной музыкой разговора и тонких ощущений» – так оценила этот вечер великая актриса.



Но по-настоящему открыл «Месяц в деревне» именно ХХ век. Должна была завоевать мировую сцену новая драма, а герои Чехова, Ибсена, Стриндберга стать властителями дум, чтобы сквозь тонкое психологическое кружево «Месяца в деревне» проступили совсем другие смыслы – резкие, дисгармоничные. И если Станиславский в спектакле Художественного театра 1909 года еще только намекал на душевные бури героев, позволив художнику Мстиславу Добужинскому повесить на стенах в усадебной гостиной картины, изображающие шторм и извержение Везувия, то Анатолий Эфрос в 1977 году в Театре на Малой Бронной вывел трагедию Натальи Петровны на первый план. «Месяц в деревне» стал историей о мучительном разладе человека с самим собой, о химерах и призраках, которые раздирают душу, парализуют любое действие. И как утекает сквозь пальцы время жизни, и как обостренно чувствуют это герои, прежде всего, конечно, главная героиня – Наталья Петровна (ее блистательно играла Ольга Яковлева).



Да, галерея исполнительниц роли Натальи Петровны в ХХ веке прекрасна: Ольга Книппер-Чехова, Алла Назимова, Софья Гиацинтова, Ингрид Бергман, Евгения Уралова, Ольга Яковлева, Хелен Миррен, Галина Тюнина, Елена Шанина. И у каждой – своя история. 



В новом спектакле Художественного театра Наталью Петровну сыграет Наталья Рогожкина. Именно ее увидел в этой роли режиссёр Егор Перегудов. Премьера в ноябре!

На фото: Мария Савина в роли Верочки и в роли Натальи Петровны, Ольга Книппер-Чехова, Ольга Яковлева и Галина Тюнина в роли Натальи Петровны.

Оригинал статьи и полная фотогалерея