Чайка по имени Женя

Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Для многих она до?сих пор так?и остается Королевой Марго ? благодаря популярному сериалу. Еще кто-то припоминает ее?брак с?Михаилом Ефремовым: ?Чего-то там у?них не?сложилось?? А?последнее время и?в?родном МХАТе у?нее ?что-то не?складывается?. Между тем Евгения Добровольская переиграла ?роли-мечты? русских актрис: Нина Заречная в??Чайке?, Марина Мнишек в??Борисе Годунове?, Софья в??Горе от?ума??

? Женя, кто ваши родители?

? У нас в семье никогда никто искусством не занимался, я?первая. Моя мама была ведущим инженером Министерства химической промышленности, папа занимал крупный инженерный пост на секретном предприятии.

? Откуда?же у?вас такая тяга к?театру?

? От?скуки, вероятно. Я?поздний ребенок, со?старшей сестрой большая возрастная разница, родители сутками пропадали на?работе. Так и?возникли в?моем детстве разные танцевальные студии, театральные кружки, где и?выяснилось, что игра ? самое увлекательное дело в?жизни.

? Когда после школы вы?не?поступили в?ГИТИС, у?вас не?было сомнений в?правильности выбранного пути?

? Ни?на?секунду. Я?не?поступила только потому, что на экзаменах отличилась выдающейся самоуверенностью и?наглостью. Передо мной в?комиссии сидели какие-то неведомые миру пыльные тетеньки и?говорили: ?Ну,?знаете?ли, вы?профнепригодны?. ?А?вы-то кто такие?? ? законно полюбопытствовала?я. ?А?мы артистки такие-то?. ? ?Кто? Артистки?! Это вы-то ? артистки?!? Конечно, хамство, но?по существу я?была права.

? И?вы уехали в?Питер?

? Да, я?пыталась поступить в?ЛГИТМИК к?Игорю Владимирову. Но?скорее мне просто хотелось уехать из?Москвы, покуролесить, потусоваться среди абитуриентов. Ну?я?же?была очень-очень молоденькая! В?Питере меня закрутило: кончились деньги на?гостиницу ? жила где попало. Все было здорово, интересно. Но?Владимиров мне сказал: ?Езжай домой, девочка, ты?и?в?Москве поступишь?. И?он оказался прав.

? Но?еще до?поступления вы?сыграли главную роль в?фильме Павла Чухрая ?Клетка для канарейки?.

? Мы?в то?время вообще были очень активны и?пробивались как могли ? постоянно ходили на?разные пробы, показы. И?однажды с?подругой пришли на??Мосфильм?. Там искали героиню для фильма Чухрая и?путем долгой селекции выбрали меня. Я?на всю жизнь благодарна Павлу Григорьевичу! Ведь именно за?ним было последнее слово, и?он осмелился-таки пригласить в?свою картину никому не?известную девчонку из?московской подворотни. А?ведь на?пробах были очень известные к?тому времени актрисы ? Наташа Вавилова например.

? И?сразу успех?

? Да, картина имела успех. На?фестивале в?Польше я?получила главный приз за?лучшую женскую роль. Но?знаете? Голова не?закружилась, если вы?спрашиваете об?этом. Так вышло, что сразу, с?первых шагов в?профессии, главным для меня всегда была моя личная, внутренняя радость по?поводу сделанного. Если есть эта радость ? есть успех. А?успех в?смысле узнавания и?тучи поклонников меня всегда мало волновал. В?работе я?сама себе судья, ну?и?еще, конечно, парочка друзей, их?похвала: ?Нет, ну?ты?видел, как клево она это сделала??

? И тем не?менее вам наверняка было приятно получить Гран-при на?престижном женевском фестивале ?Звезды на?завтра? ? за?фильм Игоря Минаева ?Первый этаж??

? Ну конечно. Тем более что в?Польшу я?не?ездила, не?пустили. А?в?Женеву я?уже попала, хоть еще и?под наблюдением людей в?штатском. Обидно только, что у?этого фильма, снятого на?французские деньги французским же?режиссером (русского, правда, происхождения), в?России так и?не?было толковой прокатной судьбы. Практически его никто не?видел. А?в?швейцарских газетах меня назвали восходящей звездой французского экрана ? не?разобрались.

? Но звездой русского экрана вы?стали точно ? благодаря Королеве Марго.

? Картине, которая фактически на?три года лишила меня ролей в?кино.

? То?есть?

? Знаете, это такой неписаный закон сериала. Ты?снимаешься, а?потом ждешь, пока зрители от?тебя отдохнут. Да?и?артисту этот отдых нужен, чтобы не?заштамповаться, мелькая на?экране 365?дней в?году. Правда, сейчас все изменилось. Артисты кочуют из?сериала в?сериал, меняя только цвет волос и?костюмы. Но?это просто непрофессионально. После Марго я?сама сознательно остановилась. У?меня были приглашения в?сериалы, но?я?отказывалась.

? Но ведь за съемки на?ТВ хорошо платят. В?театре-то таких денег не?заработаешь.

? А?всех денег вообще не?заработаешь. Но?репутация дороже. Большинство наших сериалов ? ?плевок в?вечность?, как говорила Раневская. Оплевались уже. Ведь после этого постепенно, незаметненько так утрачивается сама способность актера к?игре, вкус к?игре. А?без этого наша профессия бессмысленна. Вот только что я?снялась у?своего друга Дмитрия Месхиева в?его новой картине под названием ?Механическая сюита?. И?так мне чудно, так хорошо! С?какими финансовыми радостями может это сравниться? У?меня впервые в?жизни характерная роль, а?не?как обычно, когда я?плачущая, страдающая, кидающая детей. И?партнеры чудесные ? Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, другие. Ну?честно, меня не?очень волнует, сколько миллионов или десятков человек этот фильм увидят и?сколько из?них потом покажут на?меня пальцем в?магазине. Иг-ра! Вот от?чего я?бываю счастлива. И,?конечно, театр значит для меня в?этом смысле много больше, чем кино. Пусть мало платят, я?выкручиваюсь. А?театр ? это мое все.

? Женя, а?как изменилась ваша судьба во?МХАТе с?приходом нового художественного руководителя?

? Моя судьба изменилась еще при Олеге Николаевиче, когда он?заболел. Ведь очень много ролей я?играла именно с?ним. И?сейчас у?меня только две роли ? в??Амадее? и??Мишином юбилее?. Поэтому я?жду. Я?очень жду и?надеюсь.

? Говорят, что Табаков очень хорошо к?вам относится. Вы?это чувствуете?

? Наверное. Я?очень доверяю Олегу Павловичу. Он?всегда меня поддерживал. Да?и знает он?меня еще с?ГИТИСа. Ведь когда я?поступила, там на?втором курсе училась его ?Табакерка?. Олег Павлович все мои институтские работы видел. И?когда?я, после института проработав какое-то время в?театре Дорониной, поняла, что мне надо оттуда уходить, первое, что я?сделала, позвонила Табакову. Мол, такая ситуация. Он?ответил: ?Да, я?тебя помню, заходи, поговорим?. И?после встречи предложил показаться в??Табакерку?. А?там все друзья, все свои, любимые. И?они, конечно, меня взяли.

? Кто из?театральных режиссеров оказал на?вас самое большое влияние?

? Виктюк. Это было давно, в?спектакле по?пьесе Михаила Рощина ?Муж и?жена снимут комнату?. Там сначала Катя Васильева играла, потом ушла, и?Виктюк решил возобновить спектакль, чтобы с?ним ездить на?гастроли. На?репетициях Роман Григорьевич мне постоянно кричал: ?Девочка в?первый раз увидела режиссера!? А?у?меня и?вправду был ошеломленный вид. Виктюк потряс меня. Его штормовая энергия, размах. Он?дает актеру такие внутренние повороты, открывает такие бездны в?роли, что потом в?этой роли можно развиваться бесконечно. У?Виктюка я?усвоила и?еще один урок. Вдохновение вдохновением, но?актер должен по-ремесленному, мастеровому владеть своим делом. Часто от?актеров можно услышать: ?Ой, вот вчера у?меня был потрясающий спектакль, а?сегодня я?играл хуже?. То?бишь сегодня не?осенило его. Для меня это означает, что человек ничего не?смыслит в?профессии. Знаете, уже из?области анекдота, как одну актрису вызывают на?сцену, а?она: ?Я?не?могу выйти, я?сегодня пустая!? Как это? Зрители сидят! Все эти ?мне надо наполниться? ? самодеятельность. Помню, как меня потрясла на?съемках ?Клетки для канарейки? Алиса Фрейндлих, она играла мать моей героини. Мне сказали: ?У?нас сложная сцена, надо готовиться, думать о?печальном?. Я?сижу, думаю. А?Фрейндлих смеется, шутит с?кем-то. И?вдруг: ?Мотор! Камера!? Секунда ? и?у?Алисы Бруновны уже другие глаза, лицо, она плачет. Вот это и?есть актриса! Ей?не?надо стоять в?обнимку с?березой, чтобы наполниться.

? А?Ефремов?

? Вы меня опередили, я?как раз хотела сказать о?Ефремове. Но?он занимался режиссурой очень по-своему. Пример. Мы?с?Мишей очень долго вводились в??Чайку?. В?последней сцене, когда Заречная приходит к?Треплеву, у?меня ничего не?получалось. Я?мучаюсь, так и?этак. Ничего. Однажды Ефремов вызывает меня к?себе и?говорит: ?Не?играй с?Мишей?. И?все. Я?выхожу от?него и?вдруг понимаю. ?Не?играй с?Мишей как с?партнером?, ? ведь от?партнера всегда ждешь ответного действия. Но?в?этой сцене не?партнер перед тобой, а?Треплев, который Заречной уже больше не?нужен и?она ничего от?него не?ждет, не?хочет. Вот что такое режиссер-Ефремов. Он?абсолютно актерский режиссер. Со?временем я?научилась понимать его без слов. Мы?так доверяли друг другу!

? А с?кем из?партнеров игралось лучше всего?

? С?Мишей, конечно, с?Мишей. Мы?были чудные партнеры. У?нас такая страстность была в?спектаклях! И?в??Амадее?, и?в??Годунове?! Мы, наверное, с?ним ошиблись, нам не?надо было жениться, надо было оставаться партнерами по?сцене. Ведь все началось с?того, что мы?начали играть в??Современнике-2?, и?нам это было так по?кайфу, что мы?перепутали слегка сцену и?жизнь.

? А?почему не?получился ?Современник-2??

? Да?пить надо меньше! Надо творчеством заниматься, а?не?мажорством. А?там была тусовка из?детей знаменитостей. Какой-то молодежный капустнический застой, который затянулся. Вот я?с?уважением смотрю сейчас на?ребят из?Мастерской Петра Фоменко, которые превратились в?такой чудесный театр! Там есть главное ? ?мы?любим свое дело, мы?им?дорожим, бережем, не меняем и?не?размениваем?. Это и?есть искусство или то?главное в?искусстве, что я?люблю и?чем бы хотела заниматься.

? Но?мне кажется, когда вы?были вместе с?Михаилом Ефремовым, то?тоже объединяли вокруг себя команду друзей-единомышленников. Иван Охлобыстин, Гарик Сукачев, Евгений Митта? Все вместе ? в?кино, в?театре. Сейчас эта команда распалась?

? Да.

? Вам этого не?хватает?

? Да. Но так как мы?все делали вместе, думаю, и?им?меня тоже не?хватает, и?для них ушло что-то важное. Я?помню пятницы, когда у?нас все собирались. Мы, конечно, были центром. Двое сумасшедших, которые все хотят успеть, да?еще двое детей и?вечно снимаемые квартиры. Вероятно, мы?с?Мишей устали друг от?друга. И?потом? За?восемь лет, прожитых вместе, я?объелась беспочвенными прожектами. Я?их уже ненавидела. Ведь практически ничего из?задуманного не?осуществилось. Уже много позже я?поняла, что все это одна говорильня, скрывавшая желание много работать. Над собой прежде всего.

? Женя, а как относятся к?театру ваши сыновья?

? О! Старший (ему уже четырнадцать), как только в?зале тушат свет, сразу засыпает. А?младший, Николаша, очень любит это дело. И?особенно режиссеров ? ведь он?любимый внук деда Олега. Первое, что Николаша научился читать, было ?ОНЕефремов?, все вместе. Вообще Олег Николаевич был для нас с?сыном единственным настоящим родственником в?этой семье. Он?любил нас от?начала и?до?конца. И?тому, что мы с?Мишей поженились, на 50?процентов мы?обязаны Ефремову: я?ему очень понравилась. Помню, через год после развода, мне очень тяжело тогда было, он?как-то и?говорит: ?Я?тут в?одной книжке прочитал, что у?тебя прошлый год был годом физического выживания, а?этот ? разумного?. Знаете, я?заплакала. Господи, он?еще книжки читает, чтобы как-то с?моим кризисом справиться. Нам так его сейчас не?хватает! По-человечески. Мне совершенно все равно ? работает он?или нет, ставит спектакли или нет. Просто сидел бы?дома, со?своим аппаратиком, дышал бы?в?него? И?можно было бы?просто приехать, увидеться, поговорить?

? У?вас в?последние годы было много потерь. Какое у?вас сегодня основное внутреннее ощущение?

? Ощущение покоя. Может, меня греет только что законченное хорошее кино, может, ожидание новых ролей в?театре, а?может? легкая влюбленность, которая у меня сейчас есть. Этот человек ничего не?знает и?не?догадывается, а?я?боюсь ему даже намекнуть. Знаете, так не?хочется спугнуть это ощущение, это предчувствие. Такое хорошее состояние?

? Женя, вы?сильный человек?

? А?я?произвожу такое впечатление?

? Да.

? Тогда конечно! Иногда, правда, всхлипну: знали бы?вы?все, что такое двое детей, да?еще?мальчиков, и?еще когда ты?одна. А?потом думаю: э,?нет! Все просто отлично, просто супер! У?меня такие дети, такая работа, такая жизнь! Фантастика!
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001