Год Креона

Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Жан Ануй написал «Антигону» в 1943 году. В шестидесятые годы Львов-Анохин поставил пьесу в театре Станиславского и началась ее отечественная сценическая история. Не так давно Темур Чхеидзе выпустил премьеру «Антигоны» в БДТ, день назад его «Антигона» вышла во МХАТе — на этом сценическая история ануевской драмы может и кончиться. Во всяком случае, до тех пор, пока не переменимся мы.

Дело в пьесе: Ануй написал ее, когда протест одиночки, восставшего против буржуазного общества и здравого смысла, обывательской пошлости и государственной власти был актуален. На дворе немецкая оккупация, впереди Освобождение и 1968 год: все отлично понимали, чему ануевская Антигона говорила «нет». Спектакль Львова-Анохина вышел на закате оттепели — Антигона из театра Станиславского протестовала против родной, советской пошлости, а зрители (и ополчившееся на спектакль начальство) видели в этом протест против Советской власти. Времена изменились: в постсоветской действительности 2001 года своих Антигон нет, буржуазность стала высшей, труднодостижимой добродетелью, сияющей перед нашим раздрызганным обществом путеводной звездой. И блестящие монологи Ануя немедленно обернулись пустой риторикой: девушка хочет предать земле тело брата и ради этого готова умереть — только смерть может хоть в чем-то убедить сытый и пошлый мир… Живи и рожай, милая, так оно лучше будет! Зато оппонент Антигоны Креон стал героем сегодняшнего дня.

Это очень современный персонаж: его cлова о невыносимом бремени власти в расползающейся, готовый рухнуть и похоронить всех под своими обломками стране звучат куда как современно. Корабль тонет, офицеры под шумок сколотили плот, перетащили на него все запасы пресной воды, и надо стрелять в толпу, в того, кто еще вчера тебе улыбался — теперь у него нет имени… В России 2001 года «Антигона» интересна тем, что ее смотрят люди, ощущающие себя гражданами ануевских Фив, но режиссера это не интересовало.

Зато его занимали общечеловеческие проблемы: Темур Чхеидзе поставил пьесу о Добре и Зле, смелости и трусости, духовном убожестве и проблеме выбора. Его спектакль вышел чрезвычайно достойным — и скучным. Постановочные акценты точно придуманы. Когда Креон (Отар Мегвинитухуцеси) не торопясь выходит на сцену и с ложечки начинает кормить слепую жену, к горлу подкатывает комок — сочетание медленных сценических ритмов, приглушенного света и внутренней актерской наполненности действует безошибочно. Креон Мегвенитухуцеси очень хорош, играющая заглавную роль Марина Зудина делает все возможное: можно спорить о том, насколько она подходит для роли, но видно, что актриса изо всех сил старалась измениться, найти в себе Антигону. У жениха Антигоны Гемона (его играет актер «Табакерки» Виталий Егоров) всего несколько реплик, а роль тем не менее, есть; Александр Семчев (стражник Жона), актер, ставший жертвой телерекламы («Ты где был? Пиво пил…») наконец разделался со своим телевизионным толстяком-пивопойцей. Режиссер выверил спектакль, как мастер часы, исполнители, в целом, удачны, но значительным тетральным событием «Антигона» не станет: беда в том, что спектакль не несет эмоцию и мысль. Во всяком случае — свежую мысль и яростную эмоцию.

Эту пьесу нельзя ставить как Чехова — персонажи говорят, а в это время у них разбиваются судьбы. «Антигона» нужна затем, чтобы что-то доказать и с чем-то поспорить: дело здесь не во взаимоотношениях людей, а в столкновении идей, но с этим в спектакле Чхеидзе дело обстоит неважно.

Для того, чтобы зритель поверил Антигоне и Креону, их идеалы должны хоть как-то совпадать с жизнью зала. Девушка хочет присыпать тело брата землей и ради этого готова пойти на смерть; правитель казнит ее, несмотря на то, что он человек мягкий, а Антигона невеста его единственного сына… Если бы их спор напоминал о сегодняшних публицистических поединках, о бесконечном споре, идущем между левыми и либералами, анархистами и сторонниками государственного принуждения у спектакля появилось бы совсем другое дыхание. Но нет: мхатовская «Антигона» осталась чрезвычайно корректным профессиональным упражнением на заданную тему.
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001