Закрытый актер Виктор Гвоздицкий

Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
Для интервью с Виктором Гвоздицким два повода: во-первых, совсем недавно ему исполнилось 50 лет, во-вторых, в чеховском МХАТе на этой неделе выходит новый спектакль «Тот, кто получает пощечины», который станет бенефисом актера.

- Виктор Васильевич, давайте о вас поговорим. .. Вы вообще к интервью как относитесь?

 — Интервью давать вообще не актерское дело. Если артист играет, он своей ролью разговаривает с публикой. Актерская профессия строится на закрытости. Я вижу, приходят сегодня в Школу-студию МХАТ свободные люди, очень разболтанные. А это никогда профессии не помогало. Актерское подсознание может обнаружить себя только тогда, когда я что-то очень сильно концентрирую в себе. Импровизация, свобода всегда давались огромным трудом. Для меня мера дарования — при технике, при четкости дикции, при слышимости, при владении методом — определяется подсознательными вещами. Если они смогут прорасти, то и роль «случится».

- Ну тогда о ролях давайте и поговорим. 

 — Сейчас репетирую Тота в пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Чистый модерн, закольцованный в форму мелодрамы. Мой герой Тот производит на меня впечатление очень отрицательного персонажа, потому что Леонид Андреев, будучи писателем второго сорта, который этого не осознавал, зашифровал в пьесе то отвратительное, что вообще было разлито в эпохе. Все на грани болезни и вседозволенности…

- Вашей следующей ролью будет Передонов из сологубовского «Мелкого беса». Вам, кажется, чрезвычайно интересна эта эпоха.

 — Точно знаю, что тогда было очень интересно. Это время, которое было необычайно питательным. Обожаю литературу русского модерна. На втором курсе я читал «Ангелочки» Андреева про бедного мальчика. Я сам из маленького города, и мне казалось, что это просто про меня. Я захлебывался в слезах, когда читал. «Возьмите ваше пальто, если, конечно, оно ваше», — так «вкусно» в переводной пьесе никогда не скажется. Это ведь почти оскорбить, оскорбить мельком.

Актеры люди зависимые. Вы же понимаете все об ужасе, обездоленности, зависимости, унизительности этой профессии. Это не профессия второго сорта, но за века она была превращена в исполнительскую. Мера дарования теперь зависит от способности работать с разными режиссерами. И когда я сейчас понимаю, через какие руки может артист проходить, я говорю: «Лучше отрезать руку, чем идти в эту профессию».

- Вы бы сейчас передумали идти в актеры?

 — У меня так получилось с актерством, что я не думал, не раздумывал. Но сейчас профессия переродилась. Я очень люблю старый театр. И с детства жил с ощущением, что настоящие артисты — это старые артисты. Сейчас я это знаю наверняка. Вот я играл с Торстенсеном, артистом Таирова, в «Эрике XIV» в Театре им. Пушкина. Он умел все: дать мне «глаз в слезах», то есть протранслировать мне, что он меня обожает и боится. Он давал мне абсолютно все, чтобы мне потом выйти в монолог. И он это делал с умением и пониманием того, что он делал. А ведь он просто выносил мне свитер и сообщал об очередном финансовом крахе.

- Можно ли играть вообще без партнера?

 — Артист обязан играть без партнера. Потому что если рассчитывать, что мне повезет с партнером, то я ничего не смогу сыграть. Почему у актеров Малого театра была целая терминология? Например, роли «на задней ноге»?

- Что это такое?

 — «На задней ноге» — это когда разговариваешь, откинув тело на «заднюю» ногу. Только резонеры разговаривают на «передней». Роль «на задней ноге», «на передней ноге», роль «с апломбом» — эти все термины они знали. Режиссер говорил: «Эта роль у тебя на задней ноге», и всем было понятно.

- То есть Чацкий — роль «на задней ноге», а Кречинский, например, — «на передней»?

 — Абсолютно так! И актеры с партнером всегда могли договориться. Как Ермолова говорила Федотовой: «Гликерия Николаевна, вот когда я здесь ресницы опущу, вы сразу поднимайте». Вот техника. Дома декламировали, перед зеркалом репетировали, искали интонацию. .. При этом на какой бы «ноге» они ни играли, зрителей из театра «скорая» увозила. Они умели истерику в зале вызвать. И этому в тогдашних школах обучали.

- Это с классическими текстами так можно играть. А если вы играете современную пьесу?

 — Меня Бог спасал, таких текстов я не играл. Однажды сыграл в пьесе Шукшина — не самый плохой автор. Никакого счастья я не испытал. Самое сильное для меня в театре — это игра без текста. У меня любимое место было в «Записках из подполья» Камы Гинкаса, когда мой герой минут десять находился на сцене и ничего не говорил. 

- Для вас важна музыкальность, партитура роли?

 — Актер смущается быть просто исполнителем. Отсюда идет эта болезнь добавления, переделки текста. Это часто бывает. Всякие «ну», «да», «э». В настоящий текст «э» добавить нельзя. Он весь, как музыка, сделан. Я впервые увидел это у той же Марии Ивановны Бабановой, когда в Петербурге работал. Она играла «Дядюшкин сон» с Вилькиной и пела роль, как музыку. Всю роль каблуком отбивала. Вилькина страдала, не успевала за Бабановой. А ту несло, и она все каблуком: мол, быстрей играй, все страшней, все подвижней?

- Как вы с этой приверженностью к старинному театру оказались во МХАТе?

 — Олег Николаевич Ефремов был мудрец. Он все понимал. Я вот играю с Невинным, и чувствую в нем его учителей, с которыми ему довелось играть. Ведь моя школа ярославская. Я застал Драматический театр им. Федора Волкова, когда в нем играли еще все знаменитые провинциальные трагики — Незванов, Нельский, Ромаданов.

- Почему последней ефремовской работой оказался «Сирано де Бержерак», где вы сыграли главную роль?

 — Случайность, наверное… Он ведь хотел ставить «Гамлета». Или «Гамлета», или «Сирано». Про Сирано у него была такая присказка: «Это тюзовская пьеса, это тюзовская пьеса». А для него Центральный детский театр был тем, что он очень любил. Он говорил мне, что перестал любить театр почти сразу, как ушел из Центрального детского — своего первого театра.

Ефремов был большой породы, большого благородства человек. Он равно разговаривал с уборщицей и народной артисткой. Он очень следовал Чехову, это был для него один из главных персонажей в жизни. И их отношения с женщинами, и даже почти одна и та же болезнь… В Ефремове нежность была, к нему можно было зайти просто помолчать. В нем я впервые встретил режиссера, который в меня поверил. И Тузенбах, и Сирано — две роли, сделанные с ним, — главные для меня.
2002
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002
Два — Невинный — Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002
Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002
Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002