Анатолий Белый: «Булгаковский Мастер сегодня — это Петр Мамонов»

Алла Шевелева, Известия, 22.08.2011
6 сентября в МХТ состоится премьера спектакля «Мастер и Маргарита». Роман Михаила Булгакова ставит венгерский режиссёр Янош Сас. Роль Мастера доверена Анатолию Белому. С ведущим актером МХТ встретилась обозреватель «Известий» Алла Шевелева.

- Роман «Мастер и Маргарита» постоянно ставят и экранизируют — вам кажется, он созвучен нашему времени?

 — Несомненно. Именно поэтому мы перенесли действие в наши дни. Убрали некоторые советские реалии, но в остальном тексту Булгакова послушно следовали. Он сейчас прекрасно звучит, ведь в нашей жизни по сути ничего не изменилось.

- Как работалось с Яношом Сасом?

 — Ощущения хорошие. Янош — человек талантливый, интеллигентный, тонкий, нервный. И его концепция спектакля сразу пришлась нам по душе. Он любит Булгакова, знает о нем больше, чем мы с вами. Без трудностей не обошлось, но это были так называемые «трудности перевода». Иногда он недопонимал психологию современных москвичей, и мы ему говорили: «Янош, люди в России поменялись». Скажем, мы придумали все вместе, что сегодняшний Коровьев — это топ-менеджер, который носит черный костюм с клетчатой подкладкой Burberry.

- А как вы для себя решали, кто такой Мастер, ведь это сложная, непрописанная роль?

 — После первой читки я попросил Яноша о встрече с глазу на глаз. И первый вопрос, который я ему задал: «Если мы ставим спектакль про современный мир, то кто сегодня этот Мастер?» После долгих разговоров мы пришли к тому, что Мастер — это редкий для современной Москвы — не для России — персонаж. Ему не нравится путь, по которому движется его страна. Ассоциативные аналогии у нас возникли с Петром Мамоновым. Мы посмотрели ролик в интернете, как к нему в деревню приезжает журналист, а он, сидя на пеньке в майке и трусах, отвечает ему: «Все гнилье!»

- Вы же актер и понимаете, что в поведении Мамонова есть доля игры.

 — Я сейчас говорю не о Мамонове, а о Мастере. Это собирательный образ. Также он ассоциировался у меня с Анатолием Васильевым, с нашим гуру, режиссером, который создал свое уникальное направление в театре. Где он сейчас? Не в этой стране. Здесь он не нужен. У него отбирают здание. Он отчаивается. Это отчаяние Мастера, художника, которому есть что сказать, но его не понимают, не слышат, ведь все вокруг заняты другим. Из таких вот крупиц и создавался образ моего героя: из накопленной злости к окружающему миру, из страдания, из легкого помешательства… Мы убрали тему власти, которая на Мастера давит. Сейчас цензуры нет, у нас есть большая степень свободы, а вот тема ненужности настоящего художника осталась.

- Этот герой вам самому близок?

 — Признаюсь, Мастер от меня далек. Я считаю себя частью современного мира, знаю, что такое компромиссы, а мой герой не такой. Поэтому приходилось вытаскивать из cебя боль, вспоминать те три года после института, когда я сидел без работы.

- Тогда вы ждали ролей, а сейчас ждете?

 — Несомненно жду, но вместе с тем мне грех жаловаться. В театре я играю много больших, серьезных ролей.

- Вы не устали в каждом спектакле быть главным героем?

 — Я не во всех спектаклях играю центральные роли. Усталости нет, есть ощущение, что нужно сделать в театре небольшую паузу. В ближайшие два сезона ничего нового играть не буду. Всегда хочется сделать что-то настоящее, талантливое, что задевает, а не просто выполнять свою работу.

- Когда мы договаривались об интервью, вы каждый день пропадали на съемках. В каком фильме сейчас снимаетесь?

 — Это полнометражная картина «Метро», фильм-катастрофа, который снимает продюсерская фирма Игоря Толстунова. За основу взят хороший сценарий, с прописанными судьбами людей, которые попадают в катастрофу под землей. В фильме есть любовный треугольник — я играю человека, который любит чужую жену. Мужа играет Сергей Пускепалис, главную героиню — Светлана Ходченкова.

- Когда вы были в последний раз в метро?

 — (Смеется.) Давно я там не был. Последний раз заходил в метро три года назад — на спектакль опаздывал.

- Вы говорили, что такое понятие, как «театр-дом», вам не близко. Тем не менее на юбилеи и вечера памяти в Центр драматургии и режиссуры, где вы начинали, ходите.

 — У меня связаны самые прекрасные воспоминания с тем периодом, когда мы делали спектакли «ОбломOFF», «Пленные духи» и «Трансфер». Десять лет назад в ЦДР была замечательная энергия. Пришла группа людей, которые совпали друг с другом, нас туда тянуло. Но я всегда понимал, что эта общность когда-нибудь закончится. Это нормально. Так и должно быть.

- Вы человек, не привязанный к быту?

 — Наверное, нет. У пожилых актеров МХТ есть особое отношение к своей гримерной, к своему гримировальному столику, фотографиям на стенах. Мне это не присуще. Во МХТ прекрасная атмосфера, у меня в театре замечательные отношения, но все равно я отыгрываю спектакль и ухожу. Для меня другое место является домом.

- Сейчас Центр драматургии и режиссуры возглавляет Михаил Угаров, режиссер, который сделал с вами «ОбломOFF» и «Трансфер». Предположим, он снова пригласит поработать вместе — согласитесь?

 — Не знаю. Все-таки этап становления прошел. Тогда «новая драма» вспыхнула, появился новый язык, новые имена в драматургии. Сейчас мы находимся в драматургическом затишье.

- А с чем это связано?

 — С диалектикой Гегеля (смеется).После развития бывает затишье, через некоторое время обязательно будет новый этап русской современной драматургии. 

- А это не связано с тем, что теперь это не ваш уровень?

 — Нет. Я до сих пор произношу мат со сцены. В МХТ идут спектакли по современной драматургии. Играю в спектакле «Человек-подушка» по пьесе Мартина Макдонаха, в этом году сыграл «Околоноля» Натана Дубовицкого.

- Многих насторожил выбор Серебренникова, когда он решил ставить «Околоноля». Считается, что под именем Натана Дубовицкого скрывается Владислав Сурков.

 — Этот роман написан Сурковым или для Суркова, но меня это ни минуты не смущало. Потому что я всегда уверен в Кирилле. К тому же это произведение препарирует современную власть. Правда, признаюсь, после прочтения мелькнула мысль: «Главное, чтобы спектакль не стал прогибом». Но когда увидел, как Кирилл безжалостно кромсает текст романа, отказывается от медоточивых интонаций и делает острый спектакль, от сомнений не осталось и следа. Получилась история о разрушении души человека, вставшего однажды на путь крови. В финале мой герой срастается с землей и уходит в небытие. 

- У вас нет ощущения, что современный театр становится социальным?

 — Нет. Это Кирилл такой, он один делает шаги в эту сторону.

- А вы, получается, идете за ним? Значит, у вас есть потребность играть в таком театре?

 — Я не иду за ним. Просто мне нравится с ним работать, он очень талантливый человек, мы во многом с ним совпадаем…

- Но не во всем?

 — Не во всем, у Кирилла в отличие от меня абсолютно трагическое мироощущение. 

- Тогда зачем вам осознано идти за человеком с другим мировоззрением?

 — Послушайте, это же моя профессия. Я люблю ходить в разные стороны. Разве нужно было отказываться от работы с Тадаси Судзуки только потому, что я - не японец? (Речь идет о спектакле «Король Лир», который Судзуки поставил в МХТ. — «Известия».) Мне интересно играть Егора, вытаскивать из себя это зло.

- А персонажи в вас не остаются? Некоторые актеры погружаются в героя, и он их начинает менять.

 — Они входят, живут во мне, но потом довольно быстро выходят (смеется). Я не заигрываюсь.

- Допускаете, что, когда вам в очередной раз предложат роль писателя или издателя, вы скажете: хочу обложиться толщинками, приклеить рыжую бороду и сыграть комическую роль?

 — Точно, я в следующий раз так и скажу. Хочется буффонного материала, циркового, игрового. Хочется быть смешным, нелепым, не умным, не страдающим. 
2011
«Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Табаков. Три дня в сентябре, видеосюжет на YouTube.com, 6.12.2011
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Олег Табаков борется с московскими властями, Зоя Игумнова, Собеседник, 24.11.2011
«Кумиры» розданы кумирам, Роман Должанский, Коммерсантъ, 22.11.2011
Вячеслав Невинный умер с улыбкой на устах, Виктория Катаева, Собеседник, 21.11.2011
Премия «Кумир» в ГУМе: воспоминание о Москве, которой уже нет, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.11.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
«Белоснежка и семь гномов» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.11.2011
Театральный «Письмовник», Алена Карась, Российская газета, 7.11.2011
Острова. Алиса Коонен, телеканал «Культура», 31.10.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Московскому Художественному театру исполнилось 113 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Марина Брусникина в «Новостях культуры», телеканал «Культура», 24.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«МХТ трудные времена пока не грозят», радиостанция «Коммерсантъ FM», 6.09.2011
Олег Табаков открыл сезон в МХТ, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
В МХТ имени Чехова стартовал 114-ый сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 6.09.2011
Прокурор своих ролей, Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011
В Москве проводили в последний путь Ию Саввину, видеосюжет телеканала «Звезда», 1.09.2011
Москва простилась с легендарной актрисой Ией Саввиной, видеосюжет телеканала «Вести-24», 1.09.2011
Ия Саввина: «Она не актриса, она — суть», видеосюжет телеканала «Культура», 1.09.2011
В Москве простились с Народной артисткой СССР Ией Саввиной, видеосюжет ТРК «Петербург — Пятый канал», 1.09.2011
МХТ имени Чехова проводил Ию Саввину в последний путь, видеосюжет телеканала «Культура», 1.09.2011
Москва прощается с Ией Саввиной, видеосюжет Первого канала, 1.09.2011
Ия Саввина сгорела всего за четыре месяца, Анна Славкина, Мария Раевская, Вечерняя Москва, 29.08.2011
Фиалка милостью божьей, Марина Райкина, Никита Карцев, Московский комсомолец, 29.08.2011
Умерла актриса Ия Саввина, Алена Карась, Российская газета, 29.08.2011
Ия Саввина: «Пример достойнейшей жизни», Олег Сулькин, Голос Америки, 28.08.2011
На сцене и на экране Ия Саввина всегда была разной, Алла Шевелева, Андрей Щиголев, Известия, 28.08.2011
Жизнь Ии Саввиной не была легким праздником, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.08.2011
Скончалась народная артистка СССР Ия Саввина, видеосюжет телеканала «Звезда», 28.08.2011
Не стало легенды советского кино, видеосюжет телеканала НТВ, 28.08.2011
Ия Саввина до последних дней не уходила со сцены, видеосюжет телеканала «Вести», 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, видеосюжет телепрограммы «Вести-Москва», 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, Михаил Малыхин, Ведомости, 27.08.2011
Москва-Пекин — театральный мост, Татьяна Завьялова, радио «Голос России», 19.08.2011
Пекин стоя смотрел спектакли МХАТ, Тимур Седов, Maestro-News — новости Юго-Восточной Азии, 19.08.2011
Человек театра, Елена Грищенко, Аргументы.ру, 31.07.2011
Актер поважнее премьеров, Роман Должанский, Коммерсантъ-Online, 29.07.2011
Ушел из жизни Сергей Сазонтьев, видеосюжет телеканала «Культура», 29.07.2011
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Сделать из бумаги бревно, Людмила Привизенцева, Театрал, 1.07.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Игорь Золотовицкий отметит юбилей на сцене родного театра, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.06.2011
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Аншлаг и травля «Дней Турбиных», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 16.05.2011
Воспоминания о Мастере, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 15.05.2011
Актеры новой породы, Елена Ковальская, Афиша, 11.05.2011
«Мы верили, что победим», Новые известия, 29.04.2011
Невинная любовь, Марина Шимадина, Известия, 18.04.2011
Юбилей Нины Гуляевой, телеканал «Культура», 18.04.2011
Объяснение в любви на придуманном языке — «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011
Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Юбилей Ии Саввиной, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.03.2011
К юбилею Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2011
Актрисе с голосом Пятачка — 75, Григорий Заславский, радио Вести-FM, 2.03.2011
День рождения сегодня отмечает актриса Ия Саввина, видеосюжет Первого телеканала, 2.03.2011
Любительский кадр, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.03.2011
Станислав Любшин в телепроекте «Встречи на Моховой», ТРК «Петербург — Пятый канал», 13.02.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Папино наследство, Виктор Борзенко, Новые известия, 27.01.2011
Разбить яйцо, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.01.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011