Под гробовые аплодисменты

Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Московский театральный сезон начался масштабно — премьерой на главной драматической сцене столицы в постановке бывшего главного режиссера Александринского театра Николая Рощина и с участием его постоянного соратника, актера Ивана Волкова. Давали «Самоубийцу» Николая Эрдмана, но вместо остроумной комедии получились поминки, считает Марина Шимадина.

Драматургия Эрдмана весьма популярна в последние годы: его сатира становится снова актуальной, а театры будто наверстывают годы, когда она была под запретом. В Москве «Мандат» поставили в театре Et Cetera, «Самоубийцу» — в Театре Вахтангова и Театре на Юго-Западе, а в СТИ Сергея Женовача — и то и другое. У МХТ с Эрдманом особые счеты — «Самоубийца» входит в число когда-то задуманных, но так и не выпущенных спектаклей театра. Пьеса Эрдмана была запрещена Главреперткомом, но Станиславскому она так нравилась, что в 1931 году он лично написал письмо Сталину с просьбой разрешить репетиции, чтобы раскрыть «внутренние корни мещанства, которое противится строительству страны». Сталин репетиции разрешил, но спектакль все равно не вышел. К своему 125-летию Художественный решил закрыть этот гештальт.

С письма Станиславского и начинается спектакль Николая Рощина, который также стал сценографом постановки. Известно, что Станиславский сравнивал Эрдмана с Гоголем: главный герой «Самоубийцы», как и Хлестаков, по недоразумению попадает в центр внимания общества, которое буквально загоняет его в гроб. Спектакль Рощина тоже сразу отсылает к Гоголю, но не к «Ревизору», а скорее к мистическому «Вию».

Комната, где происходит большая часть действия, по форме напоминает гроб, поставленный боком. И пока Подсекальников спит в этой пустой домовине, на экране сверху показывают снящийся ему жутковатый сон с женой (Юлия Чебакова), похожей на Панночку. В дальнейшем они с тещей (Янина Колесниченко) будут поддерживать этот ведьминский имидж, бегая по сцене в исподнем, с нечесаными волосами и истошными криками.

В общем, именно эти неуравновешенные женщины и запускают интригу, решив, что их муж и зять хочет застрелиться. Мол, ему стыдно столько лет не работать и сидеть на шее у жены. Но ему не стыдно. Подсекальников не испытывает от такого положения особых неудобств, да еще попрекает жену куском ливерной колбасы, которой она якобы для него пожалела. И очень даже современным выглядит это умение эксплуатировать близких и вымещать на них же собственный ресентимент.

Иван Волков, принятый в этом году в труппу МХТ имени Чехова, большой драматический артист, в Александринке он играл Яго в «Отелло» и Сирано де Бержерака. И образ мелочного, ничтожного человека ему маловат. В своего Подсекальникова он вкладывает чуть ли не гамлетовский объем: его монолог про «тик-так и пиф-паф» кажется пародией на «быть или не быть» — сниженной, профанной, но не менее отчаянной, чем у принца датского, попыткой осознать, «какие сны в том смертном сне приснятся». Но этот взгляд в бездну только помогает ему осознать ценность своей жизни во всей ее грубой материальности. «Я влюблен в свой живот, товарищи!» — кричит он, восставая из мертвых.

Общество пытается уловить его в свои сети и предъявить счета, гражданские и романтические идеалы, предлагает умереть во имя любви, в защиту искусства или свобод. Но собственная шкура герою куда дороже любых ценностей и идей. Тем более что идеи эти лишь орудие манипуляции в руках других эгоистов, озабоченных собственными целями.

Томные дамы (Владислава Сухорукова и Ольга Литвинова) соперничают за любовника, отец Елпидий (Алексей Агапов) ищет мученика за веру, сосед Калабушкин (как всегда органичный Игорь Золотовицкий) норовит и на смерти заработать, а Аристарх Доминикович Гранд-Скубик, отлично сыгранный Александром Семчевым, радеет за судьбы русской интеллигенции. Его обращенная в зал речь про интеллигенцию, которая молчит, «потому что ее заставили молчать», явно нервирует публику. Не говоря уже о финальном монологе Подсекальникова. В этой апологии обывателя он просит оставить ему суверенное «право на шепот», право жить в своей хате с краю и лишь тихонько жаловаться на судьбу. Это зеркало, которое Рощин с Волковым ставят перед зрителями, нравится тем это или нет.

Пьеса, без сомнения, звучит очень злободневно. Проблема в том, что Эрдман все-таки писал комедию. На авторской читке в Художественном театре актеры, говорят, умирали от смеха. Да и сейчас текст еще искрит юмором: «Жизнь прекрасна! — Да, я читал об этом в „Известиях“, но думаю — будет опровержение». В спектакле эта легкость и афористичность слога тонет в тяжелой траурной атмосфере. И вроде бы сцены с бесконечными похоронами пытаются как-то обыграть. То заставят Ивана Волкова таскать на себе гроб по знаковым локациям Москвы и снимают это на видео. То вываливают его из гроба, чтобы впихнуть этот ящик в узкую дверь комнаты-домовины. То выйдут всей процессией в фойе, где прощание опять же будет снимать барахлящая камера, так что траурные речи превратятся в немой балаган. Но шутить про смерть по Бахтину, в духе средневекового карнавала, сегодня получается плохо. Да и тревожная музыка Ивана Волкова, который снова выступил еще и композитором спектакля, не располагает к веселью. А в конце его Подсекальников и вовсе совершает что-то вроде гражданского самосожжения, отправляя в печь крематория гроб со своей одеждой и с микрофоном — сжигает речь.

Кажется, что режиссер так и не смог до конца определиться, ставит он комедию, экзистенциальную драму или диагноз российскому обществу. Впрочем, публика все равно много смеется, иногда в самых неожиданных местах. Например, в финале, на ответном письме Сталина Станиславскому, которое завершается почти дружеским приветом. При этом остается за скобками и дальнейший запрет «Самоубийцы», и судьба Эрдмана, арестованного вскоре прямо на съемках «Веселых ребят», и ужасная смерть Мейерхольда, для чьего театра и была изначально написана пьеса… Но, возможно, это уже лишние штрихи к и без того мрачной картине, нарисованной театром к своему юбилею.

Оригинал статьи
2024
На Фестивале имени Олега Янковского состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова, Елена Маркелова, Комсомольская правда (Саратов), 30.09.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024