Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой»

Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
8 мая в МХТ имени А. П. Чехова пройдет премьера спектакля Марины Брусникиной «Двадцать дней без войны» по киносценарию Константина Симонова. Главную роль исполнит Иван Волков. С этого сезона он – актер труппы Художественного театра. Мы поговорили с Иваном о судьбе фильма Алексея Германа, об отце, Николае Волкове, репетициях в новом коллективе, выборе между музыкой и актерством, Москвой и Санкт-Петербургом и о спектакле Николая Рощина «Самоубийца».

– В постановке Марины Брусникиной «Двадцать дней без войны» вы играете военного журналиста Лопатина. В каком диалоге с картиной Алексея Германа находились лично вы во время работы над спектаклем?

– Конечно, я видел эту картину, но очень давно. Он из категории тех картин, которые ты точно знаешь, а от начала до конца смотрел лишь раз. Особенно мне запомнился эпизод с гениальным Алексеем Петренко, который долгое время существовал у меня в памяти отдельно от фильма. Когда в театре зашла речь о том, что предстоит участвовать в постановке по киносценарию Симонова, я тем более решил не пересматривать, чтобы быть чистым от пиетета и впечатления от кино. Подобные взаимосвязи – задача режиссера. Уверен, что Марина Станиславовна много размышляла о том, как в нашем спектакле пересекаются театр и картина Германа. Правда, у меня с детства особая связь с Юрием Никулиным, исполнителем главной роли в фильме. Его книжку «Почти серьезно…» я всегда очень любил, она у меня зачитана до дыр. Но кино пересмотрю уже, наверное, после премьеры. Мне важно оставаться максимально свободным в этом плане. Я иду за режиссером, и мы вместе придумываем историю. 

– В картину Германа пробовался ваш отец, Николай Волков. Вы как-то представляли его во время репетиций в этой роли?

– Я об этом тоже узнал, когда мы начали репетировать. Оказалось, что здесь целая история. Отец пробовался в картину в дуэте с Маргаритой Тереховой, и их пробы произвели большое впечатление на Алексея Германа. Но в это время Анатолий Эфрос начал репетировать в Театре на Малой Бронной «Отелло» с папой в заглавной роли. Театр у отца был в приоритете, поэтому он отказался от картины. Получилось, что пострадала и Терехова, пробовавшаяся именно в дуэте с ним. Потом Герман спрашивал у отца разрешение на то, чтобы не показывать эти пробы в числе других на «Мосфильме», так как надо было настоять на других артистах.

– В 2024 году было 90-летие Николая Волкова. Вы всегда довольно подробно, отвечая на вопросы про родителей, рассказываете, что в вас как в художнике от папы, что от мамы. С годами это ощущение как-то меняется? Вы же сейчас по возрасту как раз близки к главным ролям Николая Николаевича в спектаклях Эфроса…

– Я всегда существую с отцом во внутреннем диалоге, именно в смысле профессии. Вживую с ним уже не пообщаешься, а было бы очень интересно узнать его мнение. Этот разговор внутри не прекращается, поэтому мне сложно какие-то вещи отделить и проследить. Внешние черты я тем более сам не могу зафиксировать. Да, многие говорят, что в экспрессивных вещах я похож на маму, а в чем-то – на папу.

– А вы для себя пытались сформулировать, что происходило в спектаклях Эфроса, в ролях Николая Волкова? Что это за чудо, которое пытались описать многие критики, театроведы?

– Насколько я понимаю, все это существовало на сильном контрасте с остальным советским театром, соцреализмом и так далее. У Эфроса вдруг возникла такая тонкая психологическая вязь. С моей точки зрения, у актеров было документальное существование, но при этом театральное. То есть они играли одновременно естественно и крупно. Крупно по смыслам. Возник новый театральный язык, возвращавший к принципам Станиславского. На спектаклях от артистов словно озон исходил, появлялся воздух. Это можно почувствовать в тех небольших отрывках репетиций, которые остались на пленке, где, например, Эфрос разбирает «Дон Жуана» с Дуровым. Как они ходят, обмениваются репликами, и происходит это намывание смыслов этюдным методом, поиск точности и действия. 

– В одном из интервью вы говорили, что ваши дед и отец во время войны были в эвакуации как раз в Ташкенте, где и происходит действие киносценария Симонова «Двадцать дней без войны». Что-то вспоминалось из рассказов отца об этом времени?

– Папа говорил, что это было ужасно, потому что они страшно голодали. Прабабушка Нина Николаевна просто погибла от голода. Дедушка, Николай Волков-старший, тоже еле выжил. Фактически семью от голода спасло то, что в Ташкенте Николая Николаевича встретил режиссер Яков Протазанов и утвердили на роль мудреца в фильме «Насреддин в Бухаре». Появились хоть какие-то деньги. Кстати, благодаря этой картине дедушку потом и в фильм «Старик Хоттабыч» выбрали.

– В спектакле «Двадцать дней без войны» участвует ваша младшая дочка, Александра. Это будет первый ваш совместный выход на сцену? Как ей репетируется среди артистов Художественного театра?

– Это неожиданно получилось. Понадобились дети, и я предложил Сашку, сначала думал, что не подойдет, ей ведь уже 12 лет. А все сложилось. Меня это греет. Очень приятные ощущения, когда ты не один, близкая душа шатается рядом. Ей, по-моему, нравится очень на репетициях.

– А вы как себя ощущаете уже в сложившейся команде актеров, многие годы работающих с Мариной Брусникиной?

– Я даже и не почувствовал, что я чужеродный, все очень органично произошло, дружественно и приятно. А еще столько дел, связанных с музыкой, что особенно некогда задумываться о таких вещах.

– В спектакле «Двадцать дней без войны» вы и композитор. Великая Отечественная война – это же такой сложившийся образ, и визуальный, и музыкальный… Что вам помогало, а что, может, наоборот, мешало?

– У нас в спектакле в целом нет конкретной бытовой канвы. В этом помогают потрясающие костюмы Марии Даниловой и решение художника Николая Симонова. Все очень аскетично, и появляются минимальные знаки времени. То же самое с музыкой. Есть кое-какие элементы. Например, танго, которое будет звучать из патефона, я его стилизовал под старое. В основном же это атмосферные вещи, которые отвечают за напряжение, мрак, трудные ощущения. Мы долго думали, что должно звучать в одной из сцен в квартире Ксении, бывшей жены Лопатина. Тогда ведь были радиоточки. Даша Юрская замечательно подсказала, что мог звучать какой-то радиоспектакль. Я выбрал спектакль Немировича-Данченко 1937 года «Анна Каренина». Мне кажется, он и по смыслу удачно вписывается.

– Вы уже почти целый сезон в МХТ. Какие были первые впечатления, когда вы год назад оказались здесь уже не как артист Александринского театра на гастролях?

– Это был непростой и затратный период. С психологической точки зрения. Все-таки нужно было вписываться в другой организм, что ответственно. За такие моменты вообще трудно любить нашу профессию. Ты словно постоянно сдаешь экзамен. А здесь тем более. Но опять же из-за того, что на мне было огромное количество задач – музыка, главная роль, я меньше об этом задумывался. Да и коллектив замечательный. Так что, в целом, вхождение в театр прошло гладко.

– Вы долгие годы всячески избегали репертуарного театра, потом вас затянула Александринка, теперь вот Художественный театр. Вы с этим смирились?

– Нет, не смирился, у меня по-прежнему нет ощущения, что я артист репертуарного театра. К сожалению. Это скорее мой недостаток. Меня постоянно разрывает между музыкой и… Да даже не разрывает. Все равно музыка для меня – основное. Но посмотрим, как будет дальше.

– В апреле в МХТ проходили гастроли Александринского театра. Привозили в том числе спектакль Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр», где вы работали как композитор. Как вы себя ощущали?

– У меня тогда практически крыша поехала. Я вообще не понимал, что происходит, и где я нахожусь. Вот сцена МХТ, репетирует Фокин, все артисты МХТ и Александринки перемешались, со всеми здороваешься. И смысловых пересечений много, например, тема Мейерхольда в МХТ. В спектакле у Фокина ведь и голос Станиславского звучит. Интересный опыт. Вообще, все это – как с Москвой и Петербургом, в целом уже не чувствуешь смену города.

– И все-таки как-то вы осознаете эти переезды?

– Я чувствую, как время сжимается. В Москве больше событий, не знаю пока, хорошо это или плохо. Знаете, как говорят, когда на машине разгоняешься, до определенного момента ты управляешь машиной, а потом уже она тобой. Вот у меня сейчас такое же состояние: еле-еле успеваю. В Питере такого не было – просто потому, что там нет стольких предложений. Там все спокойнее и из-за этого подробнее. Зато в Москве мозг ускоряется, ты заставляешь себя быстрее думать, шевелиться. Я сейчас вспомнил, как мы в Александринке в пандемию выпускали премьеру «Дети солнца». Получилось так, что декорации были уже готовы, мы вышли на сцену и прямо на сцене сидели, читали и думали. И никуда не торопились. Мы занимались нюансами. Это сейчас роскошь.

– Дедлайн – страшное слово?

– Нет, дедлайн хорошая вещь. Я иногда мечтаю уехать куда-нибудь к морю или в лес, построить студию… Но я точно знаю, что там я ничего никогда не сделаю.

– Спектакль «Самоубийца» Николая Рощина, где вы сыграли Семена Подсекальникова, – из самых ярких премьер этого сезона. Было много рецензий, в том числе критики. Некоторые писали, что вы укрупнили этого обывателя Подсекальникова. Как вы для себя решили этот конфликт? О чем говорили с Николаем Рощиным на репетициях?

– Эти вещи мы не обсуждали – значимость Подсекальникова или то, какое впечатление он должен производить на зрителей. Есть предлагаемые обстоятельства роли, есть ряд препятствий и проблем, с которыми персонаж сталкивается. Еще писали, что наш Подсекальников слишком жесткий. Но у нас по-другому. Пьеса Эрдмана – это же просто очень хорошая драматургия, где нет однозначных персонажей. Такие тексты всегда ставят зрителей в ситуацию выбора, как относиться к герою.

– Еще писали, что монолог Подсекальникова про «тик» и «так» в вашем исполнении – почти гамлетовский «Быть или не быть?».

– У меня полное ощущение, что у Эрдмана – прямая цитата. В том-то и дело, что в этом материале не нужно было ничего надстраивать. Мы старались не перпендикулярно искать какое-то двойное дно, а идти параллельно тексту.

– В роли Семена Подсекальникова вам пришлось полежать в гробу. Даже если быть совершенно не суеверным человеком, это необычный опыт. Как он на вас повлиял?

– Терапевтически это очень классная вещь. Когда-то на съемках я впервые оказался в морге. Я увидел эти полки, столы и письменный стол с пачкой справок о смерти с самыми разными годами рождения. Когда ты там находишься, весь этот мистический ужас вдруг начинает испаряться. Это становится просто реальностью. И здесь так же. Лежишь и лежишь. Трудно только было привыкнуть к тому моменту, когда гроб съезжает вниз на авансцену и грохается.

– Интересно, что в «Самоубийце» из гротескного эпизода, в котором Подсекальников пытается научиться играть на бейном басе, и похоронной тематики у вас родилось музыкальное сопровождение. Как вы сочиняли эту музыку? И главное, как появился романс на стихи Эрдмана?

– Такие вещи, как романс, обычно приходят очень быстро. Тем более, что я с детства слышал музыку в похожем жанре. Я помню, как знакомая семьи тетя Маша, из бывших цыган, садилась с сигаретой и пела старинные романсы. Ну и Вертинского вспоминал, конечно. Так что настроение рокового романса я поймал легко. А что касается медного трио, этого требовала фактура – и сценография Николая Рощина, и дерево неотесанное, и образ трубы Подсекальникова.

– Сейчас вы репетируете в спектакле Юрия Квятковского «Кабала святош», которым в МХТ должен открыться следующий сезон. Про сам спектакль говорить еще рано. Но что для вас эта пьеса Булгакова?

– Подробно с этим текстом меня судьба не сводила, хотя, я, естественно, читал. В спектакле, как я понимаю, будет много дополнений, получится такой взгляд сквозь Булгакова. Конечно, эта пьеса – своеобразная матрица.

– В мае у Николая Рощина в Театре имени Пушкина премьера – шекспировская «Буря». Вы – композитор. Вы уже работали с этим текстом в Саратове. О чем для вас эта пьеса Шекспира?

– Ну это уже не так важно, потому что у Николая Александровича все будет по-другому. Там очень интересный расклад, посмотрим, как получится.

Оригинал статьи
2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
С днем рождения, Станислав Андреевич!, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025