Жажда красоты: мир Александра Бенуа

Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Сегодня, 3 мая, исполняется 155 лет со дня рождения живописца, сценографа и искусствоведа Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960). Он, идеолог «Мира искусства», художник «Русских сезонов», стал в истории Художественного театра целой главой, хоть и служил в МХТ всего 3 года (с 1912 по 1915). За это короткое время Бенуа оформил три постановки: так называемый «Мольеровский спектакль», «Хозяйку гостиницы» и «Маленькие трагедии». И сегодня мы хотели бы вспомнить эти работы большого художника Серебряного века.

Сложные вопросы

Александр Бенуа, родившийся в семье архитектора, росший вместе с Дмитрием Философовым и Константином Сомовым, связанный юношеской дружбой с Сергеем Дягилевым и Львом Бакстом, просто не мог не увлечься искусством. Еще в гимназические годы эта компания собралась в своеобразный искусствоведческий кружок, который стал фундаментом будущих прорывов Бенуа.

В 1890-х годах, когда Александр Бенуа был уже выпускником Университета, начинающим путь в искусствознании, в воздухе висело осознание: академизм, то есть следование канонам классицизма, себя изжил. Да, ему на смену пришли передвижники с их лозунгами и почти публицистическими полотнами. Но молодому художнику Бенуа и его друзьям и это искусство было не близко. Они считали, что искусство во главу угла должно ставить эстетику и красоту, а не социальные вопросы и политику.

К 1889 году это убеждение окрепло и стало основой для нового художественного объединения – «Мир искусства». Его идеологом был Бенуа, сооснователем – Сергей Дягилев, а спонсором – Савва Мамонтов. Мирискусники, среди которых в разное время были Лев Бакст, Мстислав Добужинский, Константин Сомов, Валентин Серов, братья Васнецовы и многие другие художники, регулярно устраивали выставки, а главное – издавали одноименный журнал. На страницах этого журнала появлялись тексты Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Федора Сологуба, Константина Бальмонта. И, конечно, статьи основателей объединения: первый номер открывался публицистическим манифестом Сергея Дягилева «Сложные вопросы»:

«Мы прежде всего жаждущее красоты поколение. И мы находим её всюду, и в добре, и в зле … Мы должны каждый в себе носить свою красоту, чтобы лишь потом соединиться в общем гимне ее бесконечному всемогуществу…»

В статье импресарио писал о том, что красота самоценна и что центр любого настоящего произведения – личность автора и его видение красоты. Эту формулу, разумеется, поддерживал его товарищ и лидер объединения Александр Бенуа.

Сам он видел красоту в историзме: художника манил XVIII век, с размахом барокко и кокетливостью рококо. Бенуа, путешествуя по Франции и впечатлившись Версалем, создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». Мотивы роскошной аристократической жизни и быта прошлых веков кочевали из работы в работу. Из-под кисти Бенуа вышла не одна серия картин и этюдов: иллюстрации к «Медному всаднику», пейзажи Петербурга и окрестностей, исторические сюжеты… Больше всего художника захватывали архитектура и одежды – в атрибутах того времени он находил изящество и неповторимую красоту.

Для мирискусников было важно заниматься не только живописью. Их интересовал театр как синтетическое искусство. Они считали, что важно реформировать сценографию: художественное оформление в их глазах было одним из самых значимых элементов любого спектакля.

Интересовало сценическое искусство и Бенуа: уже в начале нового столетия его декорации стали появляться на сценах театров. Список все пополнялся и пополнялся – Мариинский, Эрмитаж, Старинный театр и, наконец, «Русские сезоны» С Дягилевым Александру Бенуа удалось развернуться: он не только оформлял балеты антрепризы, но и служил там «директором по художественной части». И эта работа сделала из художника прославленного сценографа.

Свободный от штампов

«Советую обратить внимание на Бенуа и его группу…» – такая заметка появилась в записной книжке Константина Станиславского в 1907 году. Эта мысль постепенно завладевала режиссером – вскоре у них с мирискусником завязалась переписка, а через несколько лет началась и совместная работа. О том, как развивалось сотрудничество художника с МХТ, мы писали в статье «Театральный роман Александра Бенуа».

Первым спектаклем Бенуа в Художественном театре стал «Мольеровский» – в одно сценическое полотно объединили две пьесы: «Брак поневоле» и «Мнимый больной». В программках значилось: «Постановка А. Н. Бенуа. Художник А. Н. Бенуа».

Вряд ли Станиславский рассчитывал, что отдаст всю полноту власти художнику. Однако он высоко ценил Бенуа и его талант и готов был предоставить ему полный карт-бланш: «…Самый восторженный Ваш почитатель и сердечно преданный…», – так режиссер подписывал письма художнику. И часто повторял: «Очень хотим с Вами работать».

Во время репетиций стало ясно: Бенуа не просто придумывает сценографию, он создает целый мир. В его руках оказались не только декорации, но и артисты. Целью Бенуа было воссоздание мольеровской действительности с полной достоверностью.

«Не стремясь реставрировать старинный театр, Бенуа увлекал актеров чувством старинной жизни, ее красочных и забавных реалий, ее стиля. Этому стилю Бенуа умел подчинить не только решение декораций и костюмов, но и ритм, пластику мизансцен, общую атмосферу и самую актерскую игру, свободную от „мольеровских“ штампов и в то же время пронизанную чувством места и времени действия, чувством авторской манеры», – писала Инна Соловьева.

Александр Бенуа воссоздал на сцене Францию XVII века со всеми подробностями. Там поселились мятые подушечки, кресла, часы, подсвечники – каждая деталь в спектакле была достоверной. Но привнес художник и комедийность: например, огромные банки и склянки, и даже карикатурный стульчак в «Мнимом больном». Критики, пытаясь емко охарактеризовать пространство, которое создал Бенуа, проводили параллель с интерьерами «малых голландцев» – мирискусник был столь же подробен и мир создал такой же уютный.

Реакция прессы в основном была положительной и даже восторженной.
«Все живое, настоящее, теплое в этом необыкновенном спектакле. Живут и крыльцо, и лестница, и дом, и свод ворот, и узкая улица сбоку, и камни, и бассейн в „Браке поневоле“, живые стены в комнате Аргана, и живут все вещи, как живут все люди, как живут краски их костюмов», – отзывался в газете «Речь» Петр Ярцев.

Вторил ему и Николай Эфрос:
«…все это пропитано тонким и каким-то любовным чувствованием Мольера, его эпохи, стилей его пьес и все полно благородной красоты … Прелестна и красная спальня Аргана … Комната полна характерности, уюта и „обжитости“. В ней именно живут, а не играют … Кое в чем с умыслом „подпущен“ шарж – в чрезмерности количества и в чрезмерности объемов всякой аптечной посуды».

Но встречались и негативные отзывы. Поэт Александр Блок писал:
«Впечатление от мольеровского спектакля самое ужасное: хорош Станиславский (Арган), местами Лилина (Туанет), Лужский (Сганарель), кое-какие мелочи. Все остальное и прежде всего Бенуа — мертвое, ненужное, кощунственное».

Так или иначе, основатели остались довольны совместной работой, и сотрудничество Бенуа с Немировичем и Станиславским продолжилось.

«Позволить себе вольность»

Следующим спектаклем Бенуа в Художественном театре стала «Хозяйка гостинцы» (1914). Станиславский вновь передал бразды правления художнику, он писал ему:

«Знаете что? Когда мы в театре идем слишком уж осторожно, бывает хорошо, но скучновато. Когда делаем смелые шаги и даже проваливаемся – всегда хорошо. Давайте – махнем! … делайте так, как Вас зажигает».

Пьесу Гольдони «Трактирщица» переименовали в «Хозяйку гостиницы», и решение это было не просто филологической придиркой, но целой концепцией. Художник писал Станиславскому: «Слово “трактирщица” уже потому не годится, что одно оно сразу дает аромат капусты и внушает мысли о клопах. Я же хочу представить опрятную и приятную гостиницу для знатных постояльцев». Бенуа, с его тягой к эстетизации, было интереснее работать с миром роскоши ушедшего, чем с «клопами». Он хотел вылепить на сцене Италию XVIII века.

Следующей вольностью по отношению к тексту стала смена места действия. Бенуа писал Станиславскому:

«Моя поездка по северу Италии натолкнула меня на ряд новых идей. Между прочим, явно усилился соблазн позволить себе вольность и перенести место действия „Трактирщицы“ в Венецию. Это отозвалось бы отчасти на костюмах, отчасти на постановке. Я уже вижу подъезды прямо на гондолах к дверям гостиницы…»

Причина все та же – художник шел от своих вкусов и желаний, от эстетики, близкой ему самому.

Через год размышлений и кропотливой работы на сцене возникла роскошная и изящная итальянская гостиница. Вместо трактира выросло подобие палаццо: солнечная, богато убранная столовая, изысканная спальня с нишей и, наконец, терраса – чердак превратился, по выражению Бенуа, в «…комнату Мирандолины с большим венецианским окном и видом на Флоренцию».

Со свойственной художнику дотошностью были продуманы все детали интерьеров, костюмов, грима. Каждого героя сопровождали уникальные предметы – не было даже носовых платков с одинаковым рисунком! Актеров окружали атрибуты времени. Кавалер Риппафрата имел две пары сапог, кожаную сумку, шпагу («тертые ножны, лезвие наполовину сломано»), и все это – по специально разработанным эскизам. Граф Альбафьорита – лорнетку и карманное зеркальце. И, конечно, у каждой девушки были свои неповторимые туфельки, пудреницы и даже пуговицы!

Бенуа удалось создать атмосферу и погрузить в нее артистов, спланированный и проработанный до мельчайших подробностей мир сцены позволил им окунуться в жизнь прошлого. Декорации, костюмы, грим – все, что создал художник, по оценкам современников, стало блестящим фоном для итальянских страстей.

Пресса отзывалась:
«Пять картин „Трактирщицы“ — это, прежде всего, пять побед художника А. Бенуа. Затем это пять побед бутафории, которая создана опять-таки по рисункам А. Бенуа. Потом это пять побед костюмера (костюмы по рисункам А. Бенуа). Пять раз вас гипнотизируют: вы верите в эти старые, настоящие стены, на которых время наложило такую несомненную печать, верите в этот настоящий пол, сложенный из каменных плит; верите во все ходы и переходы, в галереи, чердаки, в тысячи доподлинных мелочей. Вы знаете, что все пять показанных вам помещений — помещения одного дома. Открывают ставни, и врывается то самое солнце, которое слепило ваши глаза в Италии; открывают дверь — вы видите расстилающийся город…»

Критики наперебой хвалили спектакль за легкость и воздушность. В записной книжке Блока появилась фраза «легкий и хороший спектакль», Николай Эфрос писал, что спектакль «в полной мере легок, беззаботен и грациозен». «Хозяйка гостиницы» стала бесспорным успехом МХТ и, конечно, Бенуа.

«Черный хлеб правды»

Однако белую полосу быстро сменила черная. Следующей и последней работой Бенуа в Художественном театре стал «Пушкинский спектакль» – «Маленькие трагедии». В постановку вошли три пьесы из цикла: «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Моцарт и Сальери».

Бенуа задумал поставить «трилогию смерти». И эта концепция художника насторожила одного из собеседников Немировича – Леонида Андреева. Он писал режиссеру: «…В конце концов он только эстет, и “черного хлеба” правды ему захотелось не потому, что он голоден, а тоже эстетически: разнообразить меню».

Спустя много лет критик Константин Рудницкий соглашался с писателем:
«Его (Бенуа – прим. ) увлекала, однако, не столько тематическая, как он считал, общность трех этих вещей, сколько возможность исторически достоверно показать „старую Англию“ времен „Пира во время чумы“, „старую Вену“ Моцарта, „старую Испанию“ Дон Гуана».

Как и всегда, Александр Бенуа с особой тщательностью продумывал художественное оформление спектакля. Все три пространства объединяла царящая на сцене мрачность и даже пессимизм. Самыми нейтральными оказались декорации к «Моцарту и Сальери»: мрачная комната с видом на пасмурную венскую улочку 1780-х годов. Затем – «Каменный гость» с маленьким кладбищем у стен Мадрида, виднеющимися вдали башнями монастыря. И темный зал с глыбой гробницы и возвышающейся статуей командора.

Но, пожалуй, самыми масштабными были декорации к «Пиру во время чумы». Искусствовед Марк Эткинд описывал их так:
«Узкая улочка, нависающие над ней выступы домов, огромные аркбутаны, подпирающие каменные стены собора, на первом плане — заставленный снедью пиршественный стол, окруженный гостями. Пир шел целую ночь. Теперь на столе догорают свечи, а в небе проступают первые краски утренней зари … Изображая этот уголок „старой Англии“, художник пытается выразить ужас опустошающего бедствия, внезапно нагрянувшего на богатый, оживленный город…»

Станиславский и Немирович-Данченко придавали особое значение этому спектаклю – он должен был стать ответом на начало войны. Да и фигура Пушкина обязывала. Но итог не оправдал ожиданий ни самих авторов, ни зрителей. Спектакль стал провалом. Станиславский, игравший Сальери, самокритично писал актеру Константину Бабанину:
«Пушкинский спектакль обложили с особой злобой и ядом, а меня даже освистал какой-то футурист, очевидно … Что сказать Вам о Пушкинском спектакле. Много красивого и хорошего. Громоздки декорации. Спектакль тяжеловат. Не у всех удачны роли и образы. Еще тяжело переживается, отчего лишние паузы и стих пропадает. Моя роль Сальери совсем сырая, и даже рисунок не определен. В один спектакль я его играю в одном гриме – доброго борца за искусство и бессознательно завидующего. В другом играю с новым гримом — ревнивца с демонизмом, вызывающего бога. Работа была большая, трудная».

Газеты выпускали разгромные рецензии. Искали виноватых. Кто-то указывал на несценичность Пушкина, кто-то – на режиссеров, кто-то – на артистов, а кто-то – на художника. Многие сходились во мнении: на фоне громоздких декораций Бенуа актеры просто терялись.

Позже критик Павел Марков писал, что «Маленькие трагедии» «теряли свое обаяние, превращались в монументально-бытовые, даже тягучие драмы … Театр тяжелил стих, фактически обращая его в прозу во имя его многомыслия», что «холодная и красивая живопись Бенуа определяла стилистику спектакля, а психологическая перегруженность образов не совпадала с пушкинским словом».

Жестко и бескомпромиссно отзывался Леонид Андреев в письме Немировичу:
«Ваш (театра – прим. ) руководящий принцип — психология; остальное — реализм, натурализм, бенуавщино-мольеровщина — есть сущая чепуха. Вы — театр Чехова и Достоевского, театр “панпсихе”. То, что мы знаем как психе, есть неразрывная связь духа и тела: у Пушкина и Шекспира дух существует без тела. Это придает духу пушкинских героев очертание божественности, но это в корне уничтожает нашу дорогую психе. Ни у Сальери, ни у Моцарта, ни даже у Дон Жуана тела нет … У Пушкина не чувства, а платоновские идеи чувств, не любовь, и зависть, и страх, а идеи любви, зависти и страха. Конечно, это творчество высшего порядка, и мудрецу здесь лафа, но психологу — делать совсем нечего».

«Маленькие трагедии» обнажили несовпадение МХТ и художника: театр хотел жизни, а Бенуа – эстетики. Такое глубинное разногласие не оставило возможности продолжать работу. Александр Бенуа покинул Художественный театр и с тех пор старался не возвращаться мыслями к этому периоду своего творчества.

Оригинал статьи
2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
С днем рождения, Станислав Андреевич!, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025