«Двадцать дней без войны» в МХТ имени А. П. Чехова: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага…»

Юлия Бурулёва, WORLD PODIUM, 13.05.2025
8 мая на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера пронзительного и проникновенного спектакля Марины Брусникиной «Двадцать дней без войны», поставленного по киносценарию Константина Симонова.

Многие знают и любят культовый фильм Алексея Германа с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко, но театр и кинематограф – кардинально разные виды искусства.

Марина Брусникина, которую по праву называют одним из лучших режиссёров, работающих с прозой, не впервые берёт за основу спектакля киносценарий – недавно мы рассказывали о «Калине красной», поставленной режиссёром по легендарному киносценарию Василия Шукшина: «Калина красная» в Театре на Бронной: поэтическая проза жизни.

Воплотить «Двадцать дней без войны» Константина Симонова в канун 80-ой годовщины со Дня Победы Советского союза над фашистской Германией Марине Брусникиной предложил художественный руководитель МХТ Константин Хабенский. Режиссёр, ранее не работавшая с произведениями писателя-фронтовика, рассказала: «Я просто сама поражена, насколько он честен, современен по форме. Когда человек, сам прошедший войну, настолько правдив в своих ощущениях, и когда он взял тему не войны, то есть это не война, это эвакуация – и это тоже война, потому что она вокруг и во всех людях».

«Двадцать дней без войны» — драма о вероломном вторжении войны в жизнь людей.

Спектакль, как и кино, погружает в ощущение разрушений, моральной пустоты и хаоса, которые принесла война, показывает попытки поиска надежды и обретения веры. Главный герой военкор Лопатин (актёр Иван Волков) – в канун нового, 1943 года отправляется в трёхнедельный отпуск в глубокий тыл, в Ташкент, где снимается фильм по его сталинградским очеркам.

Война присутствует на сцене не в разрывах снарядах и свисте пуль, а оживает в фрагментах воспоминаний военного корреспондента, прошедшего Сталинград и выжившего в адском пекле смертельной схватки.

В поезде, который везёт Лопатина в Ташкент, встречаются разные люди, физически израненные и духовно истерзанные.

Михаил Пореченков, у которого два деда не вернулись с войны, во всей гамме чувств проживает на сцене судьбу капитана-лётчика, которого предала жена. Он пытается найти в себе силы её простить. Лётчик рассказывает своему попутчику-военкору о семейной трагедии и просит Лопатина помочь ему выразить чувства в письме к жене, которую он не разлюбил. Эта, по сути, эпизодическая роль несёт в себе столько смыслов и эмоций, что невозможно сдержать слёзы.

Михаил Пореченков: «Мы говорим, что война проходит через всю жизнь людей, она затрагивает и самые мирные уголки души человека. Она забирает всё, целиком. Об этом и хотели сказать. Она всё поглощает».

Многие актёры воплощают на сцене сразу несколько ролей – из разных судеб складывается история страны.

Несмотря на кардинальные различия, всех героев объединяет одно – они выживают в реалиях войны и в тылу, и стараются верить в Победу. Постановка Марины Брусникиной говорит о том, насколько война страшна и разрушительна не только для тех, кто находится в эпицентре боевых действий, но и для тех, кто далеко от линии фронта.

В Ташкенте эвакуированные женщины видят в Лопатине «весточку с фронта», пытаются опереться на него, как на могучую стену, узнать ответы на терзающие их вопросы, найти утешения от своих потерь и обрести надежду, что раз он, пройдя адское пекло Сталинграда, смог выжить, то и их родные непременно к ним вернутся.

Очень сильная сцена, в которой героиня Маргариты Якимовой, чей муж ушёл в разведку и пропал без вести, пытается в диалоге с военным корреспондентом прийти к осознанию, что муж непременно вернётся, но герой, конечно же, не может ей это обещать. Именно перу Константина Симонова принадлежит гениальное стихотворение «Жди меня, и я вернусь…», которое для многих солдатских жён стало лейтмотивом жизни.

Судьбы разных людей на сцене проживают: Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, Юлия Ковалёва, Илья Козырев, Алексей Краснёнков, Анастасия Скорик, Мария Сокольская, Дмитрий Сумин, Валерий Трошин, Алёна Хованская, Игорь Хрипунов, Дарья Юрская.

Кульминация «Двадцати дней без войны» — история любви Лопатина и костюмерши эвакуированного из Москвы театра Ники (восхитительная Светлана Колпакова).

Светлана Колпакова: «Поразительная история — как человек приходит с фронта, при этом сталкивается с судьбами женщин, которым настолько тревожно и у которых настолько обострены чувства, что каждая срывается в первую встречу с ним. Для них важно получить от него ответ — что будет? Как нам дальше жить?»

Историю любви Ники и Лопатина актриса назвала «обострённым чувством жажды жизни в этих обстоятельствах»: «Когда такая ситуация, так хочется от этой жизни получить максимум любви, самой жизни и испытать все эти эмоции».

Встреча Лопатина и Ники даёт обоим надежду на то, что счастье ещё возможно. Актёры во всей палитре эмоций проживают смущение, смятение, робость от возникающих между ними чувств, которые для каждого становятся спасительными. Будущее туманно и зыбко, чувства обострены до предела. События происходят в конце Сталинградской битвы, как раз во время действия приходит известия, что фашисты сдались под Сталинградом. Никто не знает, что же дальше? Но то, что до конца войны ещё очень далеко, очевидно.

Лопатин видел столько горя и боли, что внешне он кажется отстранённым – охранительный режим для мозга притупляет эмоции. Но это лишь внешняя холодность, у героя очень чуткое, отзывчивое сердце, которое не может не откликаться на чужие беды.

Как тонко заметила Светлана Колпакова в адрес своего партнёра: «Интеллигентна нельзя сыграть, им можно только быть». Светлана воплощает свою героиню очень живой и невероятно сильной, не ожесточившейся от суровой жизни, предательств и трагедий. 

В роли сына Ники предстаёт 5-летний сын Светланы Колпаковой. Режиссёр уговорила актрису на этот дебют и он, без сомнения, удался. К слову, в спектакле участвуют сразу несколько актёров-детей – то, насколько органично с ними работает Марина Брусникина, по-настоящему восхищает! Дети придают действию особый трепет и предельную искренность.

Сцена съёмки фильма в Ташкенте противопоставляется суровой действительности реальной жизни: контраст вымысла и правды только усиливает драматизм.

«БЕСКОНЕЧНОЕ НЕБО»

Сценография спектакля основана на действии множества подъёмных механизмов (плунжеров), которые становятся купе поезда и руинами сражений, тесными квартирами эвакуированных и киностудией в Ташкенте, городскими площадями и улицами…

Сценограф постановки — Николай Симонов, художник по костюмам — Мария Данилова, художник по свету — Иван Виноградов, художник видеопроекции — Михаил Купрыгин. 

Марина Брусникина: «Я понимала, что, если будут декорации, мы сразу скатимся в бытовой театр, что для меня невозможно в этом материале. Потому что есть замечательное кино, поразительное по своему видеоряду, своей гениальности… Это совершенно другое пространство: здесь можно взять ощущением космической пустоты и разрухи и вокруг, и в жизни. В этом смысле пустое пространство и машинерия создают нужную атмосферу».

Иван Волков, который в прошлом году вошёл в труппу МХТ, также является композитором спектакля – музыка точно и тонко отражает стилистику 40-ых, в некоторых сценах она звучит из репродуктора.

Многоголосье разных героев очень органично оживляет на сцене киносценарий, а какие-то его части проецируются на сцене в печатном виде, способствуя более полному погружению зрителей в происходящие события. 

Метафоричным образом спектакля Марины Брусникиной является бесконечное небо, которое простирается над жителями Земли вопреки всем войнам и другим трагедиями. Сменяются эпохи, полыхают конфликты, но остаётся небо, которое выше всех земных событий и бед.

Такие спектакли, как «Двадцать дней без войны», не романтизируют войну, не пытаются прикрывать трагедию патриотичными лозунгами и призывами, а показывают, насколько война страшна не только физически, но и духовно, и насколько важно даже в самом адском пекле сохранять силу духа, веру в лучшее, милосердие, сострадание и другие незыблемые нравственные качества.

И даже когда до родных и близких далеко, а «до смерти четыре шага», надо верить в ЖИЗНЬ! Следующий показ спектакля «Двадцать дней без войны» состоится 22 июня, в День памяти и скорби.

Оригинал статьи
2025
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
В театре как в кино, Рита Русакова, Коммерсантъ, 6.06.2025
Виноваты мы…, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!», Серго Кухианидзе, Караван историй (7 дней), 26.05.2025
Евгений Киндинов. Подрался — и стал актером!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 24.05.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Вадим Верник – о том, что становится признаком гения, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
«Двадцать дней без войны» в МХТ, фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
МХАТ во время войны. Три истории, Медиацентр МХТ, 9.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
«Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025