«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Анна Ентякова, Кинорепортер, 18.05.2025
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова ей предложил перенести на подмостки худрук Константин Хабенский. И от смены вида искусства зрелищная кинематографичность (или, если угодно, кинематографическая зрелищность) оригинала нисколько не пострадала. Пожалуй, даже усилилась.

Занавес поднят, сумрак сцены обманчиво пуст. Но вот на ней появляются люди – между собой они общаются буднично, почти шутливо. Выдает только привычка оставаться начеку, которую уже не вытравить из жестов и взглядов. Считанные мгновения спустя с неба обрушится вражеский огонь. А еще через несколько минут присутствующего при налете Лопатина (Иван Волков), писателя и военкора, выдернет из боевой кутерьмы эшелон, следующий в Ташкент.

В отпуске ему предстоит пробыть почти три недели. Навестить семью погибшего товарища, встретиться с бывшей женой, с которой он расстался накануне большой трагедии, проконсультировать создателей картины по своим сталинградским очеркам. И хотя бы постараться перевести дыхание. 

Мерзлые грохочущие вагоны возникают из той же черноты, овеянной пороховыми клубами (сценограф – Николай Симонов, художник по свету – Иван Виноградов). На сцене без всяких монтажных склеек творится настоящая магия: классических декораций в спектакле не предусмотрено («Иначе скатимся в бытовой театр», – объясняет постановщица), только сложная, хитроумная машинерия. Заставляющая актеров внимательно считать шаги и с удвоенным вниманием следить за детьми (в их числе – маленькие сын Светланы Колпаковой и дочь Ивана Волкова). В эвакуации их много: плачущих навзрыд вслед за безутешными матерями или, напротив, непринужденно примирившихся с тыловой реальностью.

К Лопатину тянутся, хоть и удивляются его внешнему виду – слишком тих, недостаточно брав, да и «шинель сидит неловко, не по-военному». Тянутся не только женщины и дети, но и мужчины: горестный эпизод из своей биографии попутчику еще в вагоне рассказывает капитан-летчик Строганов. Играющий его Михаил Пореченков появляется на сцене всего на несколько минут, но залпа экспрессии, который он производит, хватает надолго. Еще громче кричат вдовы, только догадывающиеся о своем положении: кажется, их горячее отчаяние вот-вот превратится в бессвязные проклятия, но они слишком любят тех, о ком справляются, и слишком сильно хотят верить в их возвращение. 

Сложно сказать, чего в этом порыве больше – истовой надежды или инстинкта самосохранения: в противном случае слишком просто сойти с ума и перестать держаться даже за собственное существование. 

Лопатин внимательно выслушивает каждую исповедь, которая выпадает на его долю, хоть и просвечивает в нем постоянно нечеловеческая усталость. В повести Симонов описывает его как человека, который «устал от чувства опасности и никуда особенно не совался». Но измучен он не столько риском, к которому привык так сильно, что просто перестал загадывать наперед, сколько тем, что видит и слышит со всех сторон.

Эту мучительную пресыщенность бедой – вовсе не внутреннюю опустошенность – подсвечивают вспышки чужого бессилия: люди, у которых отняли привычную жизнь, никак не могут встроиться в новую, а потому многое доводят до крайности. Так, театральной постановщице позарез нужно знать, что чувствуешь, когда убиваешь, а кинорежиссеру непременно хочется запечатлеть подвиг человеческого духа. Который под неестественным давлением вдруг превращается в гротесково-патетическую агитку.

В почти комедийную – разумеется, только по форме – сценку Лопатин вмешивается с предельной вежливостью. И также кротко объясняет, чем пропаганда – даже во благо – отличается от реальной жизни, часто идущей вразрез с уставом.

Сложно поверить, что тихого интеллигента, упорно отказывающегося от звания фронтовика, играет тот же человек, что и Подсекальникова в «Самоубийце», злой черной комедии, обличающей нравы эпохи. Да, там Иван Волков тоже намеренно избегал ярких красок, играя маленького во всех смыслах человека, погрязшего в самолюбии и не способного перерасти себя. Но в «Двадцати днях» громкость и яркость его персонажа в силу множества причин сведена почти что к нулю. Лопатина практически стерли события последних лет, и даже когда он погружается в воспоминания, все чаще перед его взором оказываются пустые листы в незаполненном фотоальбоме.

И, конечно, на его фоне гораздо выразительнее выглядят все остальные – даже те, кто в тотальное отчаяние не впадал, хотя тоже успел хлебнуть горя. Например, костюмерша Ника (Светлана Колпакова) несмотря ни на что кажется охваченной пылким чувством, хотя в ее облике и проступает страх сделать что-то лишнее, что-то не то. Стоит ли говорить, что «не тем» в условиях военного времени оказывается абсолютно все?..

«Война сама все расставляет по местам», – констатирует Михаил Пореченков, чьему герою душу растравили не столько боевые действия, сколько рухнувшая картина мира. Частный случай лишь подтвердит коллективную трагедию: не раз и не два стылую тишину разорвет истошный крик «За что?» Искреннее желание миллионов вернуть все как было не оборачивает время вспять. Зато упорно множится число тех, кого посекло настоящими осколками, – в мощнейшей, правдивой прозе Симонова отражена и вина выжившего (пронзительный Игорь Хрипунов), и приступы ПТСР. И снова беспомощность, неприкаянность, непригодность.

На этом фоне любое, даже самое зыбкое проявление нежности – крошечный шанс противостоять суровой реальности. Она не растворяется в зимнем воздухе и не дает сгинуть самому. И, конечно, эти сокровенные моменты стараются всеми силами сберечь. В иные минуты спектакль напоминает актерскую читку, и произнесенные слова расходятся с действиями: нужный образ рисуется в воображении, но посторонних в эти минуты еще не счастья, но уже предчувствия покоя, все же не допускают. Жизнь и искусство переплетаются все крепче, и уже сложно понять – это актеры озвучивают нужные строки или сами герои говорят о себе в третьем лице.

Эффект усиливается, когда оригинальный текст возникает и на огромном экране, – ровно в те моменты, когда произносить слова вслух преступно. На фоновый занавес выводится и военная хроника, которая особенно эффектно смотрится с дальних рядов: в партере можно выхватить только огненную вспышку да отблеск фюзеляжа. Грохота выстрелов при этом нет. Зато летит над залом песня, и чем ближе к финалу, тем явственнее в ней слышится намек на новую весну, новую жизнь и новую любовь.

Оригинал статьи
2025
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
В театре как в кино, Рита Русакова, Коммерсантъ, 6.06.2025
Виноваты мы…, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!», Серго Кухианидзе, Караван историй (7 дней), 26.05.2025
Евгений Киндинов. Подрался — и стал актером!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 24.05.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Вадим Верник – о том, что становится признаком гения, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
«Двадцать дней без войны» в МХТ, фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
МХАТ во время войны. Три истории, Медиацентр МХТ, 9.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
«Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025