| «Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжениемНаталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025 Константин Хабенский и Александр Цыпкин поставили народную сказку в МХТ
Под занавес сезона художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский выпустил трагикомичный спектакль по рассказам писателя Александра Цыпкина. После своего режиссерского дебюта – сложносочиненной и неочевидной «Чайки» – он выбрал куда более простую прозу автора «Беспринципных». И на этот раз из-под бойкого цыпкинского пера появились мини-истории из жизни обитателей не Патриков, а обычной серой панельки. Кто кому изменил, почему потолок замироточил водкой, как новоиспеченные гангстеры просветлились. Суперзвезды МХТ все это не без иронии разыгрывают и срывают овации на каждом показе.
«Жил. Был. Дом» – спектакль, претендующий на звание народного, чуть ли не рязановского хита. Не случайно в программке приведены слова худрука: «Хочется рассказать такую историю, которая была бы близка и понятна абсолютно всем. Хочется, чтобы и партер, и балкон – все зрители увидели себя, свои радости, свои печали». Жанр сказки явно призван погасить противоречия между историями разной степени правдоподобности и актуальности.
Девять историй происходят в доме, который не сегодня-завтра взлетит на воздух. Об этом знают только курирующие его два ангела (артисты Кузьма Котрелев и Александр Усов даже в простеньких ролях продемонстрировали свое победительное обаяние) и животные – кот (в безупречно-ироничном исполнении Игоря Верника) и парочка выясняющих отношения крыс, решенных в мелодраматическом ключе (Игорь Хрипунов и Кристина Бабушкина). Все они силятся предотвратить трагедию любыми способами и ненарочито выманить людей из треклятой панельки.
Между тем панелька зрителю показана подробно и во всей красе (художник Николай Симонов). Разомкнутые панельные соты, то зажигающиеся, то гаснущие окна, снующий туда-сюда лифт и даже посвистывающая в подвале ржавая труба – именно мнимая утечка газа угрожает дому и его обитателям. Перед зрителем как будто распахнут целый съемочный павильон на театральной сцене. Декорация в несколько этажей похожа на вавилонскую башню, на каждом этаже которой происходит что-то из ряда вон.
Воры-дебютанты в костюмах яндекс-курьеров (уморительно нелепые Павел Чинарев и Анатолий Кот) вваливаются в съемную квартиру с украденным; библиотекарь Валера (как всегда органичный в любом образе Павел Ворожцов) и алкоголик Карась (фотографически точный Алексей Красненков) гадают, по какой причине замироточил водкой их потолок; домохозяйка Марина (как всегда естественная Ирина Пегова) обманывает дочь о причинах своего расставания с мужчиной. Тут же бизнесмен, продавший свой бизнес за 5 млрд руб. (харизматичный Сергей Волков), который узнал, что его любимая жена (длинноногая Маруся Фомина) изменила ему с лучшим другом (любимец публики и сериальная звезда Виктор Хориняк), и предлагает ей сделать выбор
Выбор, к слову, стоит здесь перед всеми героями. Перед животными тоже – ведь они могут просто взять и сбежать с корабля, спасая только себя. Все видит и никуда не спешит один только говорящий попугай в исполнении самого Константина Хабенского. Он разглагольствует про Пушкина, царей и палящих из маузеров партийцев и точно знает, что ничего нет страшнее свободы. Вот такая вот философия у этой птицы.
Но все было бы слишком просто, если бы никакого второго плана в этих сюжетах не предполагалось. Хабенский и Цыпкин рассказывают их не только веселья ради (скажем прямо, иногда сомнительного). На самом деле эти истории человеческих взлетов и падений только прикидываются анекдотами. Ведь алкоголики в конце концов уверуют в Бога, муж простит жену и друга, дочь Марины обретет родного отца, а украденные бандитами деньги достанутся бурятскому дацану. После всего на сцене пойдет пушистый снег. Разумеется, под хорошую музыку – впервые в МХТ звучат песни Гавриила Лубнина, композитора, поэта, художника, культового музыканта питерского андеграунда. Что еще нужно для непритязательного вечера в главном театре страны?
Ах да, в финале все актеры выйдут на сцену и предложат зрителям проголосовать за самую интригующую историю. Авторами постановки обещано следующее: какая история победит в голосовании, та и получит продолжение. Как говорится, театральный сериал от Хабенского и Цыпкина? Почему бы и да
Оригинал статьиСимфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Виноваты мы
, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025 | |