«Мышеловка» для Тартюфа

В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Новый спектакль Художественного театра «Тартюф» — захватывающее по ритмам, по потоку комического (в зале почти не умолкает смех), умное и веселое зрелище. Его творят актеры, которым постановщик А. Эфрос предлагает мольеровский — комедиантский — способ игры. С иронией и импровизацией режиссер вводит нас в комедию Мольера (перевод М. Донского), в мир невероятных происшествий. 
Здесь доброта и наивность сталкиваются с насилием и ханжеством. Здесь персонажи затрачивают столько энергии и выдумки, чтобы, смеясь и забавляясь игрой комического воображения, найти, истину и правду, осрамить зло, восстановить равновесие. В спектакле оживает вахтанговское начало, органически вплетающееся во мхатовские традиции. 
Молодой художник Д. Крымов одел сцену в добротные, «старомхатовские» материалы: занавеси, задники, куски гобеленов, вышивки золотом и серебром. Во всю сцену подвешена люстра с двумя рядами светильников. Все дышит красотой, покоем прекрасного; в стиле эпохи — и разноцветье костюмов.
Украшает спектакль полифонический актерский ансамбль. Тон задает изысканно-грациозная А. Степанова, исполнительница роли госпожи Пернель, которая произносит слова, ставшие ключом ко всему спектаклю:
Все спорят, все орут, почтенья нет ми в ком,
Да это не семья, а сумасшедший дом!
Степанова, подтянутая, как струна, затаив улыбку, сидит в кресле и аттестует персонажей, причем тут каждый штрих — «зерно» образа. Все вокруг клянут Тартюфа, называя его тираном, шельмецом, прибравшим все к рукам. Зато для Пернель он - святой праведник. 
Да, играется бедлам, почти «сумасшедший дом». Актеры все время в движении: они то вдруг застывают группой, как на гравюре, то рассыпаются. убегая в разные двери, а то один из них «крупным планом» идет к зрителям, ища у них поддержку.
Создается целостное, пружинистое зрелище, срывающее маску с лицемера, хама, наглеца Тартюфа, образ которого лепит С. Любшин, дебютирующий на мхатовской сцене. Подлый и надменный тиран, обобравший хозяина дома и пойманный с поличным, ни перед чем не постоит. Ты плюнь ему в глаза, а он утрется и глазом не моргнет. У актера есть все для этой роли, но сейчас нельзя сказать, что она целиком освоена им. 
Я пишу по первому впечатлению, и не все, что так взволновало меня, смогу охватить. Скажу главное: все актеры со свободной одухотворенностью играют этот иронически-серьезный спектакль.
А. Калягин — добрейший и смешной Оргон, под конец по-чаплински грустный и трагикомический. Он появляется в смешном белом парике, шляпе. Улыбается. Милый, добрый Оргон, сколько же он принесет нам смеха, раздумий. 
Начинает артист с того, что четырежды нетерпеливо спрашивает служанку Дорину: «А как Тартюф?». И каждый раз в зале смех: для Оргона Тартюф — человек не от мира сего, святой, а для смекалистой Дорины — здоровяк, любитель выпить и поесть. Долго калягинский Оргон пребывает в обмане. И только. просидев под столом и став свидетелем ухаживания Тартюфа за оргоновской женой (о, как виртуозно обыгрывается столик, накрытый коричневым покрывалом, ставший «мышеловкой» для Тартюфа), прозревает почтеннейший отец семейства.
Великодушна, изящна и женственна в роли Эльмиры А. Вертинская. В переливах тончайших деталей роли, порой наимпровизированных, актриса сохраняет лукавство иронии, достоинство артистического ума.
А еще здесь есть Дорина — Н. Гуляева, горластая и шаловливая умница с улыбкой на устах. Мариана — Е. Королева, тихоня-кукла, в которой бушуют страсти. Клеант — Ю. Богатырев, в пародийно-шутовской манере произносящий монологи. Б. Дьяченко (Валер), М. Лобанов (Дамис)…
«Тартюф» во МХАТе — праздник настоящей театральности и подлинной сатиры. В финале любшинский Тартюф стоит в наручниках (его отправляют в тюрьму), гордо вздернув голову. Он сумел наглостью выковать оружие из добрых дел, усыпить благодушных, обобрать их ложью и обманом. Тартюф настырен и живуч.
«Не обольщайтесь, — сказано у Мольера, — он везде найдет ходы…»
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол