Великая наука побеждать

Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
?В лице артиста А. Калягина, впервые выступившего в роли Ленина, спектакль обрел надежную опору своей жизнеспособности, художественной полнокровности. Внешние данные исполнителя как бы изначально гарантируют эффект портретного сходства — нам даже и минуты не приходится привыкать к калягинскому Ленину. И это при отсутствии характерных поз и жестов, речевых красок, которые, как известно, немало значили во внешнем сценическом рисунке у первых выдающихся исполнителей роли вождя.
Пожалуй, лишь один жест Калягина — при всей его как будто бы непреднамеренности — несет, если можно так выразиться, сюжетную заданность. Ленин дотрагивается до простреленной шеи, и это — согласно ремарке драматурга — «опрокидывает его в звуки предпоследнего августовского дня 18-го года…» Звучат три выстрела эсеровской террористки, и все то, что произойдет затем с раненым Лениным, как бы пунктиром обозначится в его прерывисто-сбивчивом монологе; прозвучат имена его родных, просьба отдать рабочему рубашку, которой пришлось перевязывать на заводском дворе рану, и слова о том, что «покушение — это профессиональная опасность политика».
Центральная роль в пьесе «Так победим!» требует от актера предельной самоотдачи. Пожалуй, ни в одном из прежних произведений Шатрова, вот уже четверть века разрабатывающего историко-революционную тему, драматургия образа Ленива не таила в себе столь богатого спектра эмоциональных состояний, такой динамичной смены чувств и не возлагала на исполнителя необходимости нести груз мыслительной работы подобного масштаба. Сложнейшая партитура роли, показывающей, каким безоглядным самосожжением был каждый миг жизни Ленина, оказалась подвластна таланту А. Калягина, которому удается много сказать даже молчанием своего героя.

Открыто публицистическая и по жанру, и по стилю, пьеса М. Шатрова таит, однако, в своих недрах немалый заряд театральности, сценической зрелищности. Когда, к примеру, слова, сказанные Лениным у смертного ложа Свердлова (визуально оно не представлено на сцене), становятся началом его же выступления на траурном митинге, а реплики в жестком диалоге с представительницей «рабочей оппозиции» Варварой Михайловной (Т. Лаврова) перерастают в страстную речь с трибуны съезда партии — то это театр, с его откровенной условностью, предельно уплотняющей время, совмещающей различные места действия. 

Стихия яркой театральности проявляется и в другом слагаемом постановки Олега Ефремова — я имею в виду вращающиеся круговые массовые пантомимы. Возникая в определенной последовательности, они становятся как бы многосоставной и многоцветной эмблемой того или иного конкретного периода нашей истории. Совокупностью индивидуальной пластики и характерностью костюмов участников они дают также социальный срез общества. Это немое коловращение и клокотание жизни позволяет видеть Ленина в центре общественных потрясений, открывает эпические масштабы личности, исторических деяний пролетарского вождя. Эмоционально обжигающие поначалу, эти пантомимы — а их в спектакле едва ли не десяток — раз за разом теряют свою ударную силу. Прием обнаруживает свою «усталость».

В финале спектакля мы наедине с Лениным. Прежде чем покинуть свой рабочий кабинет, с которым столько связано и куда ему уже больше не суждено вернуться, Ильич устремляет свой взор в глубь зала — и он, этот взгляд, требователен и вопрошающ. А потом словно бы ободряющая улыбка трогает его губы…
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол