ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Жена и любовница

Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Пустая комната. Сразу понятно: в ней живет один человек. Комната полна одиночеством. Звонок, входит гостья. Хозяйка, Мадлен Палмер, и гостья, Фрэнсис Бил, — главные и единственные героини спектакля. На остров Уайт, край если не земли, то Англии, одна приехала, чтобы встретиться с другой.

Перед нами две личности. Хозяйка — одиночка, бывшая левачка, не признающая условностей, искусствовед. Гостья — бывшая хранительница домашнего очага, ставшая известной писательницей. Обе немолоды и сохранны по-разному: одна — самодостаточна, другая — отмечена печатью непроходящей зависимости. Этих женщин объединяет один человек. Любовник Мадлен, муж Фрэнсис. Бывший муж и бывший любовник, давно уехавший в Штаты, чтобы начать новую жизнь с кем-то следующим.

Фрэнсис медлит на пороге, медлит снять пальто, медлит начать разговор. Хотя она — инициатор сюжета: на остров-убежище явилась поставить точки над “i”. Разговор якобы важен для книги воспоминаний, которую она собирается написать. Собственно, это и есть предмет спектакля — прошедшая жизнь, с которой трудно, невозможно примириться. Две женщины разговаривают о себе по обе стороны треугольника, который все еще имеет значение. Итог — книга не будет написана, но сутки, которые они провели вместе, освободили их от пепла — памяти, иллюзий, любви.

Для чего нужен такой тихий, камерный спектакль о жизни чувств, рассчитанный на несколько десятков зрителей, умещающихся в зале Новой сцены МХТ? Для того чтобы развивалось, находило новые опоры и подавало примеры важнейшее умение русского театра (неважно, что пьеса «из английской жизни») — плетение тонкого психологического кружева.

Дэвид Хэйр (в переводе Ольги Буховой) создал беспроигрышный вариант представления для двух больших актрис. И Алла Покровская (Мадлен) с Натальей Теняковой (Фрэнсис) — разыгрывают свой дуэт как мастер-класс, с той степенью сосредоточенности и свободы, которая дается не только мастерством, но и биографией.

Елена Невежина, постановщик спектакля, исподволь, шаг за шагом, создает собственный стиль режиссуры — аскетичный, лишенный дутых эффектов. Он служит забытой заповеди о «смерти в актере» и работает на создание внутренних связей, а не на нарциссическую демонстрацию себя. Это режиссура воздушных путей, неуловимое, но упорное умение строить собственное пространство, которое передает лучшим ученикам Петр Фоменко.

«Дыхание жизни» называется спектакль. Жизни театра — тоже.
Пресса
Сергей Собянин поздравил Аллу Покровскую с юбилеем, официальный сайт Мэра Москвы, 18.09.2017
Сегодня отмечает юбилей Алла Покровская, телеканал «Культура», 18.09.2017
Другая Алла Покровская, Виктор Борзенко, Театрал, 14.09.2017
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
В МХТ сегодня вручали «Чаек», телеканал «Культура», 30.10.2014
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Алла Покровская в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 23.09.2012
Алла Покровская принимает поздравления, видеосюжет телеканала «Культура», 18.09.2012
Алла Покровская отмечает юбилей, телеканал «Культура», 18.09.2012
«Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Шлягер для интеллектуалов, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004