Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Табаков о театре Табакова? и не только о нем

, 18.11.2002
- Российская аудитория, несомненно, обожает Ваш театр на улице Чаплыгина. Расскажите, пожалуйста, об истории создания театра-студии и секретах выживания, коими Вы пользуетесь уже 17 лет как его художественный руководитель.
 — Театр-студия возник из идеи, настойчивости, характера, любви артистов друг к другу и, что особенно важно, из веры. Самое трудное было — не разбежаться в 80-е годы, в эпоху «зрелого социализма», когда это была просто частная студия. Но и тогда человеческие связи были важнее и желаннее, чем решение сложных житейских проблем. По сей день в театре остались первые студийцы: Михаил Хомяков, Андрей Смоляков, Надежда Лебедева. Из второго выпуска студии — Марина Зудина, Надежда Тимохина, Сергей Беляев, Александр Мохов. А сейчас в труппе работает уже последний выпуск школы-студии МХАТ. Почти все актеры труппы — мои ученики. Посему секрет выживания — в простых принципах: у любого актера должно быть свое место в театре. Талант иногда позволяет артисту раздвигать его творческие возможности: человек смелостью и риском может это сделать. Так, в моей сценической биографии был «мальчик» в пьесе Виктора Розова «В поисках радости» и в то же самое время — характерная роль в «Голом короле» Евгения Шварца, и все это в 25 лет. А сейчас молодой Александр Фисенко играет роль в «Провинциальных анекдотах» и в комедии Виктора Шендеровича «Два ангела, четыре человека».
Очень важны содержание труппы в мобильном качестве, до 30 человек, равномерная занятость (рекорд — до 110 спектаклей за сезон). В минувшем сезоне в «подвале» на Чаплыгина состоялось семь премьер.
 — Вы уже третий сезон являетесь художественным руководителем не только театра на улице Чаплыгина, но и МХАТа имени А. П. Чехова. Что объединяет два таких разных театральных организма?
 — Для меня сейчас начинается третий сезон одновременно в двух театрах. Не считаю, что совершил ошибку. После двух лет положение в театре в Камергерском переулке изменилось явно к лучшему. 12 спектаклей за последний сезон означают, что мы встали с колен и вернули рабочую форму. Создан режиссерский резерв. Режиссеры, актеры получают шанс, причем все они — молодые люди. Внятно зазвучали новые имена. Ведь театр без молодого поколения — как семья без детей. Это обычная прокатная контора, где просто тиражируется накопленное.
Два театра, два коллектива с разными биографиями, разными темпераментами объединяют общая театральная вера, совпадающие эстетические пристрастия. В обоих театрах знаковая фигура — это актер, материализованная жизнь человеческого духа. Последний сезон продемонстрировал важную тенденцию — успех рождает внутреннюю свободу. Это видно по итогам сезона — молодежь резко двинулась вперед: Егор Бероев, Дарья Мороз, Наталья Рогожкина, Николай Исаков, Ольга Литвинова и другие. Объединяют оба театра еще и авторы мхатовской системы: Чехов, Ибсен, Булгаков, Вампилов.

 — Хотелось бы поговорить о международной деятельности театра. Каковы Ваши наиболее яркие впечатления о гастрольных поездках, о зарубежных зрителях. Предстоит ли участие в международных фестивалях, если да, то в каких?
 — Международная деятельность сопутствовала театру на Чаплыгина с первых шагов. Еще с актерами Театра ГИТИС мы выезжали в Венгрию, потом были Авиньон, Мюнхен, Каир. Позже этот театр гастролировал в Японии, Канаде, Италии, США, Израиле. Выделить какую-то страну сложно, но вот Япония — это, пожалуй, иная планета с великой культурой, трепетно охраняемой людьми. Мы возили в Японию спектакли по произведениям Гоголя, Гончарова, Галича и встречали понимание и восторг перед русской драматургией. После этого меня пригласили преподавать японским молодым актерам. Я тесно сотрудничаю с нашими послами в странах Балтии, Австрии, Финляндии и Японии. Порой гастроли возникают как продолжение таких товарищеских отношений. Нынешней осенью театр на Чаплыгина приглашен со спектаклем «Последние» на 50-летний юбилей Берлинского театра имени А. М. Горького. В третий раз мы поедем в Хельсинки на «Русские сезоны». МХАТу предстоит показать в Греции чеховскую «Чайку». Интерес зарубежных зрителей к нашему творчеству не угасает.
Наш «подвал» на Чаплыгина часто посещают послы Германии, Чехии, Венгрии, Латвии. Это еще раз доказывает, что теснота — не помеха для дружеских и творческих контактов.

 — Какие у Вас связи с современными зарубежными драматургами и режиссерами?
 — И во МХАТе, и в «подвале» на Чаплыгина мы активно привлекаем к работе зарубежных режиссеров. Так, режиссер из Финляндии Райя-Синикка Рантала поставила в театре на Чаплыгина два спектакля: «Опасные связи» по Шодерло де Лакло и пьесу «А в Конго есть тигры?» современных финских авторов Бенгта Альфорса и Юхана Баргума. Артак Григорян, мой коллега из Вены, сделал там же спектакль «Отец» Юхана Августа Стриндберга.
Сегодня во МХАТе Р. -С. Рантала репетирует драму Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Совсем недавно на нашей сцене в Камергерском состоялась мировая премьера пьесы известного сербского писателя Милорада Павича «Вечность и еще один день». В конце нынешнего года состоится премьера спектакля «Нули». Это возвращение на русскую сцену популярнейшего в свое время у нас чешского драматурга Павла Когоута. Спектакль ставит режиссер из Чехии Ян Буриан.
Знаменитые грузинские режиссеры Темур Чхеидзе и Роберт Стуруа выпустят на сцене «подвала» на Чаплыгина новые спектакли по пьесам английского и грузинского авторов — Майкла Фрейна («Копенгаген») и Григола Эристава («Кваркваре Тутабери»).
В дальнейших планах МХАТа и театра на Чаплыгина — Шекспир, Мольер, Стоппард. Вместе с современными отечественными и зарубежными авторами они являются корневой основой нашего репертуара.