ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Михаил Козаков: «Я поставил трагическую поэму о себе»

Ирина Безирганова, Культура, 11.10.2007
На сцене Тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили Михаил Козаков осуществил постановку чеховской «Чайки», перенеся события пьесы в нашу современность.

Мобильные телефоны и диктофоны, звучащие со сцены стихи Ахматовой и Пастернака и горячие радионовости сегодняшнего дня нисколько не исказили восприятия «Чайки». Скорее, лишь подчеркнули вневременность ее тем и образов. А участие в проекте грузинских актеров придало коллизиям и героям пьесы, зачитанной режиссерами до дыр, неожиданную свежесть и новизну.

О чем спектакль Михаила Козакова? О страстном стремлении художника к самореализации, обретению собственного лица в творчестве, о сути и смысле профессии. О любви, дающей невероятный взлет и нередко затем — резкое, болезненное падение. О тщете жизни и постоянно ощущаемом привкусе смерти. О молодых надеждах, иллюзиях и горьких разочарованиях. Кто не проходил через это? И разве имеет значение, в какое именно время живут герои — в эпоху компьютеров и мобильных телефонов или на рубеже XIX — XX веков?

Действие начинается с появления Треплева (Ника Кучава), в наркотическом состоянии сочиняющего свой знаменитый монолог — «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени». В спектакле он прозвучит трижды — в исполнении автора, затем — Нины Заречной. А в финале его произносит Аркадина — после самоубийства сына. Этот монолог — лейтмотив образа Треплева, выражающий суть его творчества, художественных поисков. Как и печальная мелодия саксофона. Она созвучна состоянию души талантливого человека, обреченного на одиночество, непонимание окружающих и бесконечный, мучительный поиск самого себя.

В центре сцены стоит помост — на него легко взлетает начинающая актриса Нина Заречная (Нана Калатозишвили) в авангардном спектакле Треплева. Ее выразительная изломанная пластика отсылает нас из современности в эпоху модерна (хореография Гии Маргания). В финале здесь, на этом самом месте, Треплев обретает вечный покой на руках Нины — помост в данном контексте воспринимается как гроб (художник Анна Калатозишвили). А герои в черных костюмах, собравшиеся за столом и играющие в лото, будто подсознательно готовятся помянуть усопшего — еще до самоубийства Треплева. Режиссер обнажил эмоции и страсти чеховских персонажей, сделал «подводное» явным, открытым, отношения героев — более определенными и жесткими. И темперамент грузинских актеров как нельзя лучше соответствует такому решению. 

Нина Заречная — подвижная, суперсовременная, спортивного склада девушка. Она опьянена любовью, буквально окрылена мечтами о служении сцене. Это чувство полета выражено в вальсе — Нину увлекают в танце партнеры, она словно взлетает в их руках. Но внезапно вальс прерывается выстрелом — это первая попытка самоубийства Треплева. В финале так же обрывается веселый канкан.

Треплев — Ника Кучава во многом похож на Нину. Они в постановке Козакова родственные души — может, именно поэтому между ними возможна только дружба. Вначале Костя так же стремителен и страстен, в финале — опустошен. Но в нем нет веры в свое призвание. Перед самоуничтожением герой, подобно булгаковскому Мастеру, подводит черту — сжигает свои рукописи. Пепел — это все, что осталось теперь от Треплева. Мы становимся свидетелями прозрения Аркадиной (Барбара Двалишвили), некогда равнодушной к творчеству сына, но вдруг остро осознавшей свою вину и цену потери. Сжимая в руках урну с пеплом, она, словно в забытьи, шепчет: «Люди, львы, орлы и куропатки…»

Тригорин в исполнении Дмитрия Схиртладзе — слабый, почти полностью зависящий от воли женщины человек.

В финале некогда кудрявая шевелюра Тригорина приглажена, он будто окаменел, тоже, вслед за молодыми героями, расставшись с иллюзиями. Напоминание о былом вызывает его раздражение. «Не помню!» — грубо обрезает Тригорин Шамраева (Онисе Ониани), невольно всколыхнувшего его воспоминания. 

Мы встретились с Михаилом КОЗАКОВЫМ после спектакля.

 — Премьера состоялась. Что вы чувствуете, Михаил Михайлович?

 — Радость. Я слышал реакцию зала. Не знаю, что будет дальше. Я очень доволен актерами, художественным оформлением Анны Калатозишвили. Не знаю, какой это спектакль. Как сказал Пастернак, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать…».

 — Неужели только в современном обличье можно сегодня ставить и воспринимать Чехова?

 — Ставить его можно совершенно по-разному. Можно играть ту эпоху, что тоже было бы очень интересно. Но тогда спектакль подорожал бы раза в три! Хотя я не от безвыходности поставил именно так. Мне хотелось так поставить — как некую поэму. Моя «Чайка» — поэма, фантазия. ..

 — Чехов весь на нюансах, на полутонах, а в вашем режиссерском решении многое обострено, обнажено.

 — Все меняется — живопись, музыка. Но есть общий закон. В моем спектакле многое в чем-то даже традиционно. Да, я перенес действие в наши дни. Но мне хотелось поставить пьесу о себе самом, о нас. Красивую поэму, трагическую, ироническую. Юмор у Чехова здесь особенный.

 — И грустный…

 — Ну, «Чайка» — грустная пьеса. Как сказал Бродский: «Жизнь вообще грустная штука. Вы заметили, чем она обычно заканчивается?» Любую вещь, за которую я брался, — те же «Покровские ворота», «Визит дамы» или «Фауст» — я ставил про себя. Это могут быть разные персонажи. Другое дело, когда я ставлю комедию или фарс. Там иные задачи, более формальные. Хотя и в этом случае я вкладываю некую свою мысль.

 — Работая над"Чайкой, вы учитывали грузинскую театральную стилистику, манеру игры?

 — Я бы так же поставил и просил бы точно так же играть русских актеров, если бы работал в Москве. Но в Москве девять «Чаек». Я не хотел ставить десятую.

 — А почему «Чайка» сегодня нужна нам, вам?

 — Но я же сказал, что поставил пьесу о себе. Тригорин говорит о том, что вот он умрет и скажут: «Здесь лежит Тригорин. Хороший был писатель, но он писал хуже Тургенева», и это его мучает. Тригорин говорит о себе важнейшую вещь: «Я не люблю себя как писателя!» И он не кокетничает, хотя знает себе цену. И я знаю себе цену, знаю, что неплохой актер. Но. .. Моя жена посмеивается надо мною, когда я говорю: «Кто мы рядом с Микеланджело? Муравьи какие-то!» Иногда у меня ощущение, что я зря прожил жизнь.

 — Комплекс Треплева?

 — Чехов раздвоил себя на Тригорина и Треплева, но его человеческие симпатии явно на стороне Треплева, чистейшего художника. Да, у него не получается, да, он ищет форму, да, он хочет стать «Бродским»… но ему чего-то не хватает. Треплев чувствует свою банальность, ему все хуже и хуже, он не открывает ничего. Но юноша хотя бы честен. Тригорин тоже по-своему честен, только он будет жить себе да жить, а вот Треплев погиб. Так что Чехов раздвоил себя и даже рас-троил. На Дорна тоже. Заметьте, писатель любит врачей.

 — Вам тоже свойственна эта двойственность?

 — Да!

 — А вы не лукавите, когда говорите, что зря прожили свою жизнь? Ведь вы столько сделали!

 — В минуту депрессии мне именно так кажется. Хотя я не хочу гневить Бога. Я прожил очень интересную жизнь, встречался, дружил с потрясающими людьми — поэтами Давидом Самойловым, Арсением Тарковским, Булатом Окуджавой. Господи, с кем только я не имел счастье в своей жизни общаться! Я видел много красивого искусства — такого, что многим и не снилось, — «Кавказский меловой круг», «Ричард III» Роберта Стуруа, Верико Анджапарирдзе в роли Медеи… Наслаждался искусством Лоуренса Оливье — Отелло, Пола Скофилда в ролях Гамлета и короля Лира, творчеством гениальных русских актеров. Так что с этой точки зрения я прожил жизнь очень счастливую и неслучайно выпустил двухтомник на эту тему.

 — А ваш личный вклад?

 — «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать!»

 — Вы так много и интересно работали с классикой. Как же все-таки интерпретировать классические тексты, чтобы они были внятны нашему сегодняшнему зрителю?

 — Абсолютно по-разному. Можно играть «Гамлета» в костюмах елизаветинской эпохи. Но тогда должны быть определенные декорации, как, скажем, у Николая Охлопкова, когда на сцене стояли огромные ворота зловещего замка. Сегодня такой спектакль обошелся бы миллиона в три долларов. Но дело не только в деньгах, разумеется. Все равно нужно было бы искать в материале современность. Поставил же Франко Дзеффирелли довольно недорогой фильм «Гамлет» с Мелом Гибсоном. Но его же «Ромео и Джульетта» — очень дорогая картина. Никто не дал бы сегодня Дзеффирелли таких денег на «Гамлета», какие много лет назад он получил на «Ромео и Джульетту».

 — Критики объявили конец старой театральной эпохи и наступление новой. Вам интересны нынешние театральные времена?

 — Иногда это бывает талантливо, например, «Три сестры» у Петра Фоменко. Он ввел в спектакль самого Чехова, и некоторые монологи актеры говорят ему, а не в зал, как Чебутыкин, например. И тогда это здорово. У Кирилла Серебренникова бывают прекрасные, но случаются и ужасные спектакли. Например, «Человек-подушка» по пьесе Мартина Макдонаха — замечательно! Фильм Серебренникова «Изображая жертву», на мой взгляд, много хуже, чем его же спектакль. Последний более условный, и это сильнее действует. Самый большой недостаток новой эпохи в том, что нет настоящей современной драматургии. Вы не назовете мне ни одной пьесы, которая по уровню могла бы соперничать с лучшими пьесами Артура Миллера или Александра Володина. Это касается не только русской драматургии. Вот появился ирландский автор пьесы «Человек-подушка», и на него сразу все набросились.

 — А как с режиссерскими идеями?

 — Хорошие режиссеры есть во всем мире — отдельные фигуры. Но, собственно, так было всегда. Какой был гениальный польский театр! Но он перестал быть таким. Какой был интересный чешский театр! Он сегодня не так интересен. Лучшее, что сделал Роберт Стуруа, — это «Кавказский меловой круг», «Ричард III» и ряд спектаклей на современном материале того же периода. Так мне кажется. Хотя Роберт Стуруа — очень талантливый человек.

 — А вы сами уверенно себя чувствуете в новую театральную эпоху?

 — Иногда — ужасно. Потому что мне нечего играть. Я сыграл Лира, Шейлока, а для стариков вообще мало ролей пишется. Я мог бы играть Сорина из «Чайки». Но таких ролей раз-два — и обчелся. Поэтому я делаю очень много поэтических спектаклей.

 — А как вы относитесь к новой драме?

 — А какая она? Где она? Назовите! Мне что, интересно играть про современных политиков? Я не для этого в театр шел! Я шел туда, потому что мне была интересна жизнь человеческого духа. Меня не волнует успех как таковой. «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех!» Сегодня существуют самые разные театры — даже театр лошадей. Ради бога, я не против! Но если бы я родился нынче, то не знаю, пошел бы в актеры или выбрал профессию юриста.

 — Почему так?

 — Потому что неинтересно! Ну почти неинтересно! В редких случаях вижу сильный спектакль… такой, как «Человек-подушка» Серебренникова или «Три сестры» Фоменко. Ну, еще такой попсовый, но талантливый спектакль «Лес» Островского — его Серебренников поставил во МХАТе, перенеся действие в 70-е годы. Что-то убедительно и смешно, что-то не очень. Но там есть талантливые вещи.

 — Происходит стирание грани между классической и попсовой культурой, имеет место даже синтез какой-то. Вас это не пугает?

 — Пугает. Но мне много лет, и пугаться мне уже не следует. Дело в том, что сериалы сильно влияют на восприятие публики, публика тупеет от них. 

 — А режиссеры от них не тупеют?

 — Все тупеют. Я не смотрю эти сериалы, но деваться дома иногда некуда, и я начинаю прыгать как блоха по каналам. Тут посмотрел кусочек — а, дерьмо! — а тут еще сериал — опять дерьмо… Но иногда бывают и замечательные картины — например, «Доктор Живаго». Это единицы, штучный товар. То же самое происходит и в литературе. Настоящего очень мало. Но ведь «в начале было Слово»! Правда, литература о литературе есть — например, замечательная книга Дмитрия Быкова о Пастернаке, монография Льва Лосева о Бродском, исследования Станислава Рассадина, исторические работы. И много такого рода интересных изданий. Я стал с большим интересом перечитывать классику. Так, этим летом перечитал «Войну и мир» и просто задохнулся, не мог оторваться. Хотя почти все знаю наизусть! То же самое Чехов или Гоголь в своих лучших вещах — тех же «Мертвых душах». А вот Тургенева уже читать невозможно!

 — А что происходит в современной поэзии?

 — Как сказал Шамраев в «Чайке», «пала сцена». Да, пала. Великих дарований нет, зато средний актер вырос. Так и в современной поэзии. Средний уровень поэтов вырос. Они научились — кто у Бродского, кто у Ахмадулиной или Евтушенко. Когда по телевидению Виктор Ерофеев мне заявляет, что постмодернист Дмитрий Пригов — Пушкин ХХ века, у меня, кроме злобы и смеха, это ничего не вызывает. Последним классиком был Иосиф Бродский. 

 — Выходит, мы живем в эпоху середнячков?

 — А вы посмотрите… Это не середняки! Переменилось что-то в мире, понимаете? О чем говорят люди, вы замечаете? Я не ханжа, не пуританин, но престижность заключается сегодня в том, какие у тебя машина, дача, какие часы ты носишь. Вот я ношу часы за 100 долларов и прекрасно себя чувствую. Мне однажды подарили золотые часы какой-то престижной фирмы, а я передарил их. Я и носить такие не хочу. Да, шкала ценностей изменилась.

 — А вы переменились?

 — Нет, я только постарел, но не переменился. В этом ужас! Я не могу меняться нарочно.

 — Помню вашего потрясающего «Фауста» на телевидении и радио. Две замечательные постановки философского содержания. 

 — Это была хорошая работа. У меня были неплохие работы на телевидении и радио. А недавно я снял шестисерийный фильм «Очарование зла». Он прошел по всему миру, кроме России. В России он запрещен.

 — Почему?

 — Цензура! Если бы вы увидели фильм, то поняли бы почему. Я рассказываю о 30-х годах, о ГПУ, Марине Цветаевой, ее муже Эфроне.

 — А разве цензура — не дело прошлого?

 — Что-то в прошлом, но кое-что продолжает быть под запретом. Сами руководители каналов знают, как зомбировать публику. Почему «Живаго» пустили в позднее время, с диким количеством рекламы? Шаламова тоже полгода придерживали. А моя картина, как говорят, очень занимательна, красиво снята — там Париж, Москва, разные времена. Может быть, на будущий год покажут?

 — Когда-то зрители были покорены вашим Дон Жуаном.

 — «Дон Жуан» — один из самых моих любимых спектаклей и ролей. В эпоху 70-х это был спектакль-диспут Дон Жуана и Сганареля. Дон Жуан считает: «Бога нет, а значит, все дозволено!» Жизнь пуста, чем ее заполнять? Если бы он был художник, писатель! Но Дон Жуан проводит время с женщинами — это хотя бы развлекает! Завоевание женщин для него — как театр! Но приходит он к распаду личности. Почему? Потому что понял — надо лицемерить. Поначалу он хотя бы не лицемерил. А потом сказал: «Я покажу вам, как нужно лицемерить!» И вот когда Дон Жуан овладел искусством лицемерия, тут-то он и распался. И умер. Могу назвать еще мои любимые спектакли, в которых я сыграл, работая в Театре «Современник», — «Двое на качелях», «Сирано де Бержерак», «Обыкновенная история», «Всегда в продаже»…

 — Звездные роли!

 — Не люблю это слово…В «Дон Жуане» и «Женитьбе» Гоголя я с удовольствием играл у Анатолия Эфроса, а «Месяц в деревне» особенно не любил. Не так давно я сыграл в своем спектакле о Бахе и Генделе по пьесе Пауля Барца «Возможная встреча». Есть такой телевизионный фильм, он даже «ТЭФИ» получил, но показывают его обычно в два-три часа ночи. Считается, что он для интеллигенции. 

 — Как вам работалось с грузинскими актерами? Кто-то однажды сказал, что грузинские актеры больше следуют интуиции, а русские стараются все постичь умом. Вы почувствовали какую-нибудь разницу?

 — С этими актерами не заметил. Какое там отличие? Одна школа! Мне нравится, что грузинские актеры умеют быстро говорить.

 — Темпоритм в спектакле, я бы сказала, кинематографический. 

 — Я живу в таком темпоритме. Есть пьесы, которые требуют замедленности, но это должна быть особая пьеса. Когда я ставил пьесу Миллера «Встреча в Виши», я просил актеров: «Не торопитесь, держите загадку!» A в «Чайке» парадокс, но не загадка. Треплев обожает мать, и она по-своему любит его. Но до чего они доходят? До рукоприкладства. Я люблю эту пьесу больше других. Сначала — «Чайку», потом — «Дядю Ваню». Не знаю, поставлю ли я когда-нибудь «Дядю Ваню». У меня есть для грузинского зрителя одна задумка, но пока не скажу.

 — В Москве у вас еще одна премьера — спектакль о Бродском «Ниоткуда с любовью». Это поэтический, музыкально-драматический спектакль с кино, слайдами. Такая форма шоу необходима, чтобы достучаться до зрителя с такой поэзией?

 — Нет, я выступаю и с сольными концертами. Выступаю один в больших залах. Но иногда мне хочется сделать интеллектуальное шоу — как в этом случае.

 — К современной театральной критике как относитесь?

 — К хорошей — хорошо. Театроведение существует, но в очень малых размерах. Оно как бы не востребовано.

 — Это тоже тенденция времени?

 — Да! Люди не хотят долго читать.

 — Как и долго смотреть.

 — Нет, катание на коньках они могут смотреть день и ночь — «Звезды на льду», например.

 — И каковы ваши прогнозы?

 — Никаких прогнозов! У меня прогноз один — мне надо работать, обеспечивать моих многочисленных детей, стараться достойно дожить жизнь.

 — Ваше наивысшее достижение, Михаил Михайлович?

 — То, что я не изменял себе. У меня были компромиссы, но в принципе я старался быть верным идеалам своей юности — тому, как меня воспитали родители. Они своим примером учили меня любить искусство в себе, а не себя в искусстве. И тогда крыша не поедет.

 — С вами такого не случалось?

 — У меня бывали радостные моменты, особенно радостно, когда пью. Стараюсь пить, когда у меня хорошее настроение. А когда плохое, стараюсь этого не делать. Мама всегда говорила: «Пей веселое вино — не пей грустного вина!» А о личной жизни ничего не рассказываю — о том, сколько раз я был женат, почему меня бросила такая-то жена, а такую-то бросил я… Ну кому какое дело?
Пресса
«Дети зубров твоих не хотят вымирать…», Галина Гусева, Театрон, 24.05.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Анатолий Смелянский: «Началось новое удушение», Роман Супер, радио «Свобода», 13.12.2015
5 спектаклей Кирилла Серебренникова о России, Алексей Киселев , teatrall.ru, 16.09.2015
Вечная память, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 27.04.2015
Идиоты и мученики Кирилла Серебренникова, Наталия Григорьева, Аргументы и факты, 7.09.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Кирилл Серебренников: «Нужно все было начать с нуля», Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.07.2013
Когда умирают стены, Татьяна Ратькина, Русский журнал, 24.04.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Немировичем будешь?, Олег Зинцов, Ведомости, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Время — честный человек, Елена Дьякова, Новая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
«Сосать деревяшку на сцене не очень удобно», Алексей Крижевский, Газета.ru, 17.01.2013
Кирилл Серебренников и тайная комната, Алла Шендерова, Ваш досуг, 14.01.2013
По обе стороны системы Станиславского, Алексей Филиппов, Независимая газета, 12.10.2012
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Прошаренный, Захар Прилепин, Итоги, 1.10.2012
Сколько раз ни скажи: «Святые традиции»…, Елена Дьякова, Новая газета, 17.09.2012
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Времена не изменились, Дина Годер, Московские новости, 4.07.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Кирилл Серебренников в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 17.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Новые люди, Вадим Рутковский, GQ, 25.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009
Гамлет на пустом месте, Роман Должанский, Коммерсант, 5.03.2009
Пустота, ошибка, пыль…, сюжет телеканала Настроение, ТВ Центр, 3.03.2009
Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009
Необыкновенный концерт, Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009
Гамлет с мечом джедая, Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009
И Киже с ними, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2009
На сцене МХТ — «Подпоручик Киже», сюжет телепрограммы «Вести», 27.02.2009
Кирилл Серебренников представляет: «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009
Материализация пустоты, Роман Должанский, Коммерсант Weekend, 27.02.2009
Интервью: Кирилл Серебренников, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009
Мистерия, переходящая в фарс, Евгения Кривицкая, Культура, 25.10.2007
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Трудно быть магом, Татьяна Давыдова, Московские новости, 19.10.2007
Покаянный канон после Освенцима, Елена Дьякова, Новая газета, 18.10.2007
Ритуал присяги — перелом мозга, Екатерина Васенина, Новая газета, 18.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
В Москве завершилась «Территория»: итоги фестиваля, Светлана Смирнова, Агентство национальных новостей, 17.10.2007
Конец света, но для нас не опасный, Петр Поспелов, Ведомости, 17.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
Маятник Курентзиса, Илья Овчинников, Газета.ру (Gzt.Ru), 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
«Мистерион» — точное завершение «Территории», Анна Самусенко, Радио «Культура», 16.10.2007
Заключительный аккорд фестиваля «Территория», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
В Москве завершился театральный фестиваль «Территория», Александра Акчурина, Новая газета, 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Конец света, Вечерняя Москва, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Корона российской поэзии, Марыся Никитюк, 24.UA, 8.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Художники занялись телом, Юлия Стрижекурова, Московский Комсомолец, 4.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
Фестиваль-школа, Радио «Культура», 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Режиссер Кирилл Серебренников: «Мне всегда нужен конфликт», Веста Боровикова, Новые известия, 3.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Вчера детей душили, душили…, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
«Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ — Weekend, 20.04.2007
Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
«Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007
Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007
Лия Ахеджакова: «Ухожу в партизаны», Валерий Выжутович, Российская газета, 13.04.2007
Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Зритель как заказчик, Кирилл Серебренников, Новое время (The new times), 26.03.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Театральный чужак в киношной тусовке, Петр Вайль, Радио «Свобода», 31.12.2006
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Баловник судьбы, Афиша, 4.12.2006
Фальстаф, Екатерина Бирюкова, Афиша, 30.11.2006
Перформанс выше Шекспира, Любовь Лебедина, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Мариинский театр (Санкт-Петербург) — Гастроли в Москве, Михаил Фихтенгольц, TimeOut-Москва, 30.10.2006
Чего-то нет, чего-то жаль?, Катерина Антонова, Театрал, 27.10.2006
Русское кино покоряет Рим, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 23.10.2006
Неожиданная «Жертва», Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Рим обзавелся кинофестивалем, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 13.10.2006
Пиджак для Цезаря, Российская газета, 4.10.2006
Даешь шекспиризацию страны!, Алена Карась, Российская газета, 4.10.2006
Кирилл Серебренников: «Сейчас время вездесущих», Маргарита Удовиченко, Финанс, 2.10.2006
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
Голая пионерка, Елена Ковальская, Афиша, 7.03.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
И. О. судьбы, Полина Богданова, Газета «Культура», 10.07.2003
Кирилл Серебренников: Non stop, Анна Шалашова, «Театральная жизнь» № 2, 02.2003
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
«Было предчуствие, что нас потянут в тюрьму», Татьяна Рассказова, Финансовая Россия, 11.07.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Ненормативная премьера, Алексей Филиппов, Известия, 27.04.2002
Подделка боли и тоски, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.04.2002
Фотки на память, Виктория Никифорова, Ведомости, 10.04.2002
Художник на плохой натуре, Григорий Заславский, Русский журнал, 9.04.2002
Беги, Кира, беги., Антон Красовский, Независимая газета, 9.04.2002
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Гей, маргиналы!, Марина Давыдова, Время новостей, 8.04.2002
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001
Дождались?, Екатерина Васенина, «Новая газета», 21.05.2001