ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Актуальное искусство мистерии

Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Отрепетированный в рекордно короткий срок как финальный аккорд рабочего фестиваля «Территория» и сыгранный «один раз и больше никогда» «Мистерион» превратился даже не в диалог искусств, изначально заявленный целью фестиваля, а в мультикультурную полифонию, о которой было бы досадно отныне всем забыть. Более того. Вместившее в себя параллельную историю двух империй двадцатого века, действо дирижера Курентзиса и режиссера Серебренникова по оратории “De Temporum Fine Comoedia” («Мистерии о конце времени») Карла Орфа, обернулось философским диспутом об идее безбожия. Хорошо было бы осознать, и поговорить о том, что же случилось в Концертном зале имени Чайковского в тот вечер 14 октября, 2007.

Самую маргинальную (однако, хорошо известную всем философам постмодерна) идеологию для современного отечественного театра, режиссура Серебренникова воплотила абсолютно крамольными для него же средствами. Зато востребованными в визуальных жанрах. Поэтому за образы, в каком-то лихорадочном изобилии исторгнутые фантазией Серебренникова в «Мистерионе» — притом из них ни одного лишнего, или непродуманного, или случайного, ни одного не проникнутого глубинным смыслом — следует поблагодарить и пришедших к нему на помощь проводников идеи. А именно видеоинсталляции Кирилла Преображенского, световые решения от Андрея Романова, эстетику перформанс-труппы “LIQUID theatre” и, в первую очередь, постоянного соавтора Серебренникова — художника Николая Симонова. Он был первым, протянувшим наследственную нить от идей Мейерхольда к задаче создателей «Мистериона», как то было задумано изначально.

Засим следует напоминание, что Концертный зал им. Чайковского строился как революционный театр Мейерхольда, и указание, что в довольно основательном буклете, изданном фестивалем к премьере «Мистериона», для зрителей имеются две подсказки в форме отсылок к Мастеру. Во-первых, это эпиграф к проекту, утверждение из статьи Мейерхольда «Балаган», вот смысл его (1912): «?пока создатели неомистерий не порвут с?театром <?> мистерия будет мешать театру, а театр — мистерии». Серебренников и порывает, пользуясь во многом нетеатральным инструментарием, и уходя в первую очередь из театральной области в музыкальную. Впрочем, Серебренников не раз доказывал, что владеет мейерхольдовским методом контрапункта с ее системой лейтмотивом, изложенной и разработанной гениальным режиссером по аналогии с теорией музыки.

Во-вторых, в буклете воспроизведена схема, мейерхольдовский план будущего театра, на который наложен сверху уже Симоновский чертеж. Так, театральное зодчество Мастера, возрождающее древнегреческий театр с его «орхестрой», врастает архитектура христианского храма: с крестом в пересечении нефов и сферой купола. Такой предстала перед нами конструкция Симонова для современной мистерии: крестообразный помост и круглый экран наверху, обрамленный прожекторами словно светило технократической эпохи. На этом «экране небес», как на внутренней росписи церковного купола, отображалось все сущее верхом идеологии на протяжении минувшего века.

На нем являлось и око, и губы, и ухо бога — но они свидетельствовали скорее о Божественном отсутствии, чем о его присутствии, ибо взирали, внимали и вещали равнодушно. Спроецированы на экран были и быстро сменяющие друг друга слайды с магическими знаками, рунами — крестами, свастиками, пентаграммами, звездами. Оживал в облаках сверхчеловек, будто сошедший с известной фрески Леонардо, облаченный в наряд атлета, и проделывающий упражнения с древнегреческими снарядами. Видения сверхгероя и сверхгероини, кадры из «Олимпии» Лени Рифеншталь, возникают на фоне истории Германии. Хотя если б кто в этот момент опустился под Зал Чайковского на станцию метро «Маяковская», и заглянул бы внутрь куполообразных ниш в своде ее, мозаичные панно Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба» вполне рифмовались бы с немецкой историей.

История России отражала в поднебесном экране реальные лица бывших верховных правителей, друг за другом вершивших судьбы людей. Портреты Николая II, Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Ельцина — возвышались над кадрами с бурлящим потоком городских масс, деревенской смутой и строем лагерников за колючей проволокой. Кинохроникой, шедшей прямо на полукруглой стене зала, обрамляющего крест и «орхестру».

Кто скажет, и кто-то уже сказал, будто Серебренников подобрал образы слишком лобово — но это полностью не отменяет их исторической и семиотической предопределенности. Однако не стоит видеть примитивную социальность там, где задача у создателей стояла философская. К тому и знаковый ряд «Мистериона» продуман далеко непросто, он эстетически изощрен, и если образы казались порой нарочно прозрачными, ясными для массового сознания, они и призваны были влиять на него на уровне мозговой подкорки. Подобно тому, как воздействует на подсознание рекламный ролик на телевидении, отчего, даже выходя из амнезии после аварии, современный пациент перво-наперво произнесет слоган социальной рекламы, вроде этой: «Проскочив на красный свет, ты можешь попрощаться с белым».

Они и были — белый, красный… Подиум временами затоплял фосфоресцирующий молочный, порою же помост в виде креста ослепительно горел в люминесцентной рамке ламп дневного света, в моменты адовых видений залит был красным. Таким же алым как перевернутый треугольник Адовых Врат, которые по Орфу исчезают в момент раскаяния Люцифера. У Серебренникова оказались неким подобием красного знамени, сложенного с помощью двух древков и унесенного прочь с крестообразного подиума, где раскаивается дьявол, сыгранный моделью домов ведущих кутюрье Данилой Поляковым. Так, часто в течение действа далеко не единицы ловили себя на мысли «лихо ж все это закручено».

Больших актеров в «Мистерионе» заменили экспрессивные декламаторы. В этой, несвойственной ему роли выступил и Евгений Миронов, представ одним из тех интеллектуалов, игры которых отчего-то всегда кончаются приходом дьявола. Знаменательно, что текст Орфа к оратории звучит и на греческом и на латинском языках, Миронов произносит отрывок на немецком. Явившись в образе Фауста того времени со стопкой книг, перевязанных веревочкой — символической посылкой-месседжем, полученной от предшественников, он в свою очередь становится невольным проводником идей немецкого имморализма

Засим разворачивались картины стройно организованного фашистского беспредела. Участники LIQUID-театра в аккуратной униформе и сумками наперевес, рубили секаторами книги — вспоминайте, как любая мысль подгонялась под господствующую идеологию, маршировали с черными, крутящимися винтом ленточками и картинно развевающимися знаменами в руках. Девушки, разметавши волосы, разлегшиеся на четырех концах помоста-креста, смахивающие по виду на школьниц из вереницы японских ужастиков воскрешали зловещие призраки гитлерюгенда. Вынесли щиты с бумажными птицами — бумага, к слову, на протяжении всего «Мистериона» чрезвычайно умно служит субстанцией, творчески образующим переходным материалом от идеи к человеческой душе. Бумажных птах мнут и разрывают на части: так при фашизме растаптывались интеллектуальное и живое начала в человеке. Внесены были и автоматы, расстреливающие зал очередями, и противогазы, напоминающие о газовых печах…

Лейтмотив бумаги для Серебренникова чрезвычайно важен. В долгой первой части, в прологе оратории Орфа — «Сивиллы» — каждая из предвестниц Апокалипсиса помещена в картонную коробку. Картон символизировал здесь прочную оболочку, отгораживающую духовную нишу каждой из прорицательниц от материального мира. О «роли» бумаги во второй части — «Анахореты» — рассказано выше. В части третьей — «День Гнева» — на сцену из черных мусорных мешков высыпали бумажную солому, в которой утонули человеческие тела. Театр ликвидаторов, не раз делавший уличные проекты, уличные — заметьте, откуда шаг до площадной, самой подходящей для неомистерии эстетики — “LIQUID”-театр, надев головные уборы шахтеров и спасателей, каски с фонариками, лупил лопатами по этой трухе, порой выпрастывая тела с вздыбленными кверху руками. Будто спасая во имя светлой идеи, на деле вырубал человеческую породу, губил, утопив в бюрократической и идеологической шелухе, вызывающей воспоминания о бесконечных документах «строителей светлого будущего». Начиная с газет, с конспектов речей, с извечных справок, удостоверений личности и мандатов, кончая расстрельными списками.

Можно ли говорить о «пошлости» инструментария, выбранного Серебренниковым, понимая, ради чего выплеснут на сцену семиотический строй образов «Мистериона»? Создается впечатление, за исходом желчью по этому поводу стоит отсутствие малейшего желания поговорить о нашей ближайшей истории. Раздражением изошла и неизменная часть публики, испытывающая нелюбовь к любому проявлению современности. Да пусть, банально забран из танцзала зеркальный диско-шар, оставляющий блики на стенах, зато как точно создает образ «звездного маятника», отмеривающего течение Вечности. А электрические фонарики-свечки в «массовке из зала», зажженные руками театральных студентов, сыгравших роль потерявшего ориентиры человечества? Огоньки отбрасывали отсветы на потолок, отчего КЗЧ превратился в некое подобие водоема, в котором все присутствующие утонули, и изнутри наблюдали за колеблемой гладью его поверхности.

Выплывем?

Давайте признаем, что в России нет никакой традиции исполнения “De Temporum Fine Comoedia”. Теодор Курентзис впервые исполнил ее, «честно» изучив редакцию Караяна, сделанную в 1973 году вместе с Орфом, но тогдашнюю постановку Августа Эвердинга вообще вряд ли кто видел. Поэтому, если честно, не сравнишь постановку Серебренникова с прижизненной версией. Некоторые посчитали на слух, что версия Курентзиса, не совпала с Серебренниковской. Странно, ведь репетировали они бок о бок. Мне ж показалось действо Серебренникова невероятно точным музыке, и отныне мысль о барабанах Судного Дня всегда будет ассоциирована с ансамблем Пекарского?

Вновь обратимся к буклету, изданному устроителями «Территории», в котором кроме «мейерхольдовских» подсказок, немало других. Во-первых, это собственно текст Орфа к оратории с эпиграфом «Конец всех вещей всех грехов забвением станет». А главная подсказка содержится в напечатанном отрывке из письма к Орфу (от 1969 года) мифолога и религиоведа Карла Кареньи: «Томас Манн в своем „Докторе Фаустусе“ пытался описать музыкальное сочинение, которое делало бы последний вывод из истории, поддакивающей дьяволу и представляющей мир, насквозь пронизанный дьявольскими силами. Вы предпринимаете обратное: освобождение от власти дьявола, не только сотворенного Богом мира, но и самого дьявола? <?> Вы и есть тот самый великий немецкий философ, который сделал последний вывод из немецкой истории музыки и философии одновременно».

Вот важное — но не конечное — заключение философского диспута, развернутого на фоне иллюстраций из истории минувшего века. Проведя сквозь зрелище агрессивного немецкого имморализма, перейдя к советскому тоталитаризму, Курентзис и Серебренников живописали полотно Апокалипсиса. Ибо изобретение в государстве нового абсолюта истины немедля приводило в них к истреблению человека. После краха двух систем построения безбожного общества, следовал фрагмент «пустоты». Про него частично мы уже рассказали, говоря о растерянности и блужданиях человечества. Дополним, упомянув черные экраны с выключенной трансляцией на полукруглой стене КЗЧ за «орхестрой», по которым шла рябь помех. Зеркально отражающие друг друга надписи «КОНЕЦ-ЦЕНОК» (финал истории двух взаимноотражающих друг друга систем в Германии и России), жуткое крещендо Хора, вопиющего «Горе!» из зала. Засим пошла сцена «Люцифер», четвертая, заключительная часть у Орфа — и о том, как она выглядела в представлении Серебренникова, мы уже сказывали. Но если задуматься — почему на роль Люцифера был выбран манекенщик Поляков? Почему в «Мистерионе» многое упаковано модно, а порой и граничит с вульгарностью? Чтобы ответить, для этого мы должны поговорить о моде и китче в неомистерии Серебренникова как лейтмотиве дьявольской силы.

 — «Отец, я согрешил». Приковыляв в обличие андрогина в меховом полушубке и красных туфлях на высоких каблуках, с заплетенными в косички длинными волосами, «Люцифер» сбрасывал босоножки и шубу, и, оставшись в одних трусах, распускал рыжую шевелюру. Понятно, квазипародия на кающуюся Магдалину, однако модельный юноша и напугал всех своим бесплотным телом, вызывающим мысли об анорексии, и уж начисто лишен был манкости без стильных тряпок. И, вспомним, в «германском» фрагменте «Мистериона» уж промелькнул другой андрогин. Стояли там на постаментах как два оживших памятника два декламатора. Один в темном костюме, видать, из отцов или лидеров нации, второй — истерический декламатор, совсем еще юноша, как раз был на высоких каблуках, в черных брюках, поверх которых накинуто было нечто вроде дорогого белья со стразами. А вот ведь кого еще в ту эпоху возводили на пьедестал — кабаретных идолов, певших сладкие, и, временами, неплохие песни. В общем, андрогин для поклонения — герой Сергея Медведева, возможный образ эдакого коллективного исполнителя «Лили-Марлен».

Человек-вешалка, подставка для зла, будь то модное платье — фетиш, будь то идея, из-за которой способны передраться миллионы. Другой персонаж — исполнитель модной песни, которую толпа распевает до одурения, пока не уйдет на погром или бойню. Каждый, кто ни вышел у Кирилла Серебренникова в его неомистерии на тему Конца Света, был ходячей идеей, но эти фигуры его сценической речи били наотмашь по нервам. Также бил по ним и образ «освобожденного от самого себя дьявола» — в лице юноши-супермодели, оказавшегося отдельно от моды.

Но финал неомистерии на Конец Света не в исчезновении Врат Ада, не в раскаянии-освобождении всех грешников. Финальная мизансцена от создателей «Мистериона» предстала пред глазами зрителей после выхода массовки студентов на помост-крест, где участники Хора из зала разлеглись, переплетясь телами. Тогда мы и увидели: человека с завязанными глазами, балансирующего на тонкой грани над бездной, в которую погружено и находится в повальном сне человечество. Идея о слепом блуждании разума, лишенного ориентиров в отсутствии абсолютной истины — мысль не завершенная, но как нельзя более актуальная для философского диспута в безбожном мире, здесь и сейчас.
Пресса
«Дети зубров твоих не хотят вымирать…», Галина Гусева, Театрон, 24.05.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Анатолий Смелянский: «Началось новое удушение», Роман Супер, радио «Свобода», 13.12.2015
5 спектаклей Кирилла Серебренникова о России, Алексей Киселев , teatrall.ru, 16.09.2015
Вечная память, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 27.04.2015
Идиоты и мученики Кирилла Серебренникова, Наталия Григорьева, Аргументы и факты, 7.09.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Кирилл Серебренников: «Нужно все было начать с нуля», Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.07.2013
Когда умирают стены, Татьяна Ратькина, Русский журнал, 24.04.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Немировичем будешь?, Олег Зинцов, Ведомости, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Время — честный человек, Елена Дьякова, Новая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
«Сосать деревяшку на сцене не очень удобно», Алексей Крижевский, Газета.ru, 17.01.2013
Кирилл Серебренников и тайная комната, Алла Шендерова, Ваш досуг, 14.01.2013
По обе стороны системы Станиславского, Алексей Филиппов, Независимая газета, 12.10.2012
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Прошаренный, Захар Прилепин, Итоги, 1.10.2012
Сколько раз ни скажи: «Святые традиции»…, Елена Дьякова, Новая газета, 17.09.2012
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Времена не изменились, Дина Годер, Московские новости, 4.07.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Кирилл Серебренников в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 17.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Новые люди, Вадим Рутковский, GQ, 25.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009
Гамлет на пустом месте, Роман Должанский, Коммерсант, 5.03.2009
Пустота, ошибка, пыль…, сюжет телеканала Настроение, ТВ Центр, 3.03.2009
Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009
Необыкновенный концерт, Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009
Гамлет с мечом джедая, Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009
И Киже с ними, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2009
На сцене МХТ — «Подпоручик Киже», сюжет телепрограммы «Вести», 27.02.2009
Кирилл Серебренников представляет: «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009
Материализация пустоты, Роман Должанский, Коммерсант Weekend, 27.02.2009
Интервью: Кирилл Серебренников, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009
Мистерия, переходящая в фарс, Евгения Кривицкая, Культура, 25.10.2007
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Трудно быть магом, Татьяна Давыдова, Московские новости, 19.10.2007
Покаянный канон после Освенцима, Елена Дьякова, Новая газета, 18.10.2007
Ритуал присяги — перелом мозга, Екатерина Васенина, Новая газета, 18.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
В Москве завершилась «Территория»: итоги фестиваля, Светлана Смирнова, Агентство национальных новостей, 17.10.2007
Конец света, но для нас не опасный, Петр Поспелов, Ведомости, 17.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
Маятник Курентзиса, Илья Овчинников, Газета.ру (Gzt.Ru), 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
«Мистерион» — точное завершение «Территории», Анна Самусенко, Радио «Культура», 16.10.2007
Заключительный аккорд фестиваля «Территория», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
В Москве завершился театральный фестиваль «Территория», Александра Акчурина, Новая газета, 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Конец света, Вечерняя Москва, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Корона российской поэзии, Марыся Никитюк, 24.UA, 8.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Художники занялись телом, Юлия Стрижекурова, Московский Комсомолец, 4.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
Фестиваль-школа, Радио «Культура», 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Режиссер Кирилл Серебренников: «Мне всегда нужен конфликт», Веста Боровикова, Новые известия, 3.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Вчера детей душили, душили…, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
«Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ — Weekend, 20.04.2007
Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
«Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007
Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007
Лия Ахеджакова: «Ухожу в партизаны», Валерий Выжутович, Российская газета, 13.04.2007
Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Зритель как заказчик, Кирилл Серебренников, Новое время (The new times), 26.03.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Театральный чужак в киношной тусовке, Петр Вайль, Радио «Свобода», 31.12.2006
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Баловник судьбы, Афиша, 4.12.2006
Фальстаф, Екатерина Бирюкова, Афиша, 30.11.2006
Перформанс выше Шекспира, Любовь Лебедина, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Мариинский театр (Санкт-Петербург) — Гастроли в Москве, Михаил Фихтенгольц, TimeOut-Москва, 30.10.2006
Чего-то нет, чего-то жаль?, Катерина Антонова, Театрал, 27.10.2006
Русское кино покоряет Рим, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 23.10.2006
Неожиданная «Жертва», Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Рим обзавелся кинофестивалем, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 13.10.2006
Пиджак для Цезаря, Российская газета, 4.10.2006
Даешь шекспиризацию страны!, Алена Карась, Российская газета, 4.10.2006
Кирилл Серебренников: «Сейчас время вездесущих», Маргарита Удовиченко, Финанс, 2.10.2006
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
Голая пионерка, Елена Ковальская, Афиша, 7.03.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
И. О. судьбы, Полина Богданова, Газета «Культура», 10.07.2003
Кирилл Серебренников: Non stop, Анна Шалашова, «Театральная жизнь» № 2, 02.2003
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
«Было предчуствие, что нас потянут в тюрьму», Татьяна Рассказова, Финансовая Россия, 11.07.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Ненормативная премьера, Алексей Филиппов, Известия, 27.04.2002
Подделка боли и тоски, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.04.2002
Фотки на память, Виктория Никифорова, Ведомости, 10.04.2002
Художник на плохой натуре, Григорий Заславский, Русский журнал, 9.04.2002
Беги, Кира, беги., Антон Красовский, Независимая газета, 9.04.2002
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Гей, маргиналы!, Марина Давыдова, Время новостей, 8.04.2002
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001
Дождались?, Екатерина Васенина, «Новая газета», 21.05.2001