Режиссеры

Кирилл Серебренников о спектакле «Киже»

«Киже» — коллективное сочинение. У нас не было готовой пьесы, я ее писал в процессе репетиций спектакля, и каждый из участников привнес в него что-то свое. Я предлагал темы сцен, а дальше начиналась импровизационная работа, долгие пробы в поисках понимания того, как передать тот или иной поворот сюжета Тынянова. Я долго думал, какая музыка должна сопровождать действие? И предложил написать ее Алексею Сюмаку (мы с ним делали его оперу «Станция» на фестивале Территория). Когда Алексей принес написанную музыку, она придала нашему повествованию какие-то совершенно новые грани. Вообще-то этот спектакль для меня и есть симфоническое произведение от начала и до конца. И это идёт от Тынянова — его проза музыкальна, это настоящий поэтический текст… Ведь он, как известно, был формалистом и пропагандировал формализм, и мы, следуя за Тыняновым, делаем формалистический спектакль. Даже суперформалистический спектакль. Это очень русская, очень наша история — нелепый анекдот, который перерастает в морок. Но, в отличие от Тынянова, или, скорее, в отличие от других интерпретаторов, для которых Киже — недоразумение, у нас он обретает плоть. С помощью других людей он превращается из пустоты, из ничто в субстанцию материальную…