ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Кирилл Серебренников: Non stop

Анна Шалашова, «Театральная жизнь» № 2, 02.2003
Я родился 7 сентября 1969 года. Или 1696-го… Помню точно — осень, жатва, четверг. Антоновские яблоки, мягкие ванильные груши. Город, в котором я появился на свет, называют купеческим и донской столицей. У него длинное название — Ростов-на-Дону. В пику Ростову Великому. То есть этот — не великий. 
Моим первым детским испугом был страх непризнания — я был влюблен, но безответно. Она была старше меня на много лет — высокая, уверенная в себе пионервожатая. Я — даже не пионер. 8-летний, одержимый своими чувствами, мужчина. Я рвал цветы и ходил за ней по пятам. Но вместе с моими букетами был послан подальше и отвергнут навсегда. Тогда-то я и испытал весь спектр негативных потрясений, что, конечно, отразилось на моих творческих изысканиях.
Меня считают провокатором. Но провокация ради провокации — скука смертная. Бесполезная вещь. Провокацию должен поддерживать смысл. Человеку зажимают нос, чтобы он открыл рот и принял лекарство. Так делают врачи и режиссеры.
Нынче у меня другое психическое расстройство — боюсь надолго оставаться один и еще самолетов. Как эта фигня держится в воздухе?
Тем не менее в 1992 году я, отягощенный знанием высшей математики и званием бакалавра, с красным дипломом закончил факультет физики Ростовского государственного университета. Еще будучи студентом занялся режиссурой: сначала в любительской студии «69», с 1990 года — на профессиональной сцене.
За семь лет я поставил десять спектаклей во всех, кроме кукольного, местных театрах: частном театре «Ангажемент», Академическом театре драмы имени Максима Горького, Академическом театре юного зрителя.
Театральное существование я начал совмещать с телевизионным с 1991 года, сначала в модной телекомпании «Южный регион», потом в солидной государственной Дон-ТР. За те же семь лет я снял около 100 рекламных роликов, 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два — о музыке, третий — о кино.
В 1998 году увлекся кинематографом: снял телесериал, документальный фильм и кинокартину.
Не женат. Детей нет. Жил, жив и буду жить… пока не умру.
kira.rostov.ru, kira.popular.ru


— «Сладкоголосая птица юности» — ваш четвертый спектакль в Москве; до этого была своеобразная трилогия из «современной жизни»: «Пластилин», «Откровенные полароидные снимки», «Терроризм» — общие темы, сюжеты? «Птица» — постановка другая по тону, манере разговора со зрителем?
— Конечно, и здесь несколько причин. Во-первых, большая сцена. В «Современнике» я встретил абсолютно нового для себя зрителя. Это уже не агрессивный театр, что можно сказать о трилогии, которая была провокативно-агрессивной. «Сладкоголосая птица юности» — классический коммерческий спектакль. Я делал его какими-то другими мышцами, словно внутренне испытывал себя: справлюсь или нет. В итоге, мне кажется, что с одной стороны, я не провалился, с другой — что-то я так и не смог победить: способ существования актера в спектакле, его разговор со зрителем и его зависимость от него. Когда обыкновенный зритель приходит в стационарный театр, в частности в «Современник», с актерами начинают происходить такие странные процессы, подмена. Видимо, эту зависимость победить невозможно, да и бороться с ней бессмысленно. И начинаешь непроизвольно менять язык, корректировать тему. К финалу репетиций я вдруг понял, что из одной жанровой структуры я как-то незаметно перескочил в совершенно другую — ту, которая неизменно должна вызывает зрительский интерес.
— «Терроризм» ведь тоже выпускался не в студии, центре, а во МХАТе — театре-мастодонте?
— Там другая ситуация. Малая сцена, много приглашенных актеров и очень провокационный материал. «Терроризм» — спектакль, который не может иметь широкого успеха. «Птица», наоборот, классический зрительский спектакль. Его можно собрать в чемодан и ездить с ним по городам и селам. Поставят кровать из местной гостиницы, выйдет Неелова? Спектакль предназначен для зрительского удобства. Работа в камерном пространстве позволяет экспериментировать: там соберутся люди, пусть немногие, которые будут пытаться говорить с тобой на одном языке. А в зал на тысячу мест придет «широкая» публика, поэтому если решился ставить спектакль на большой сцене, то должен перестроить свой организм и начать работать по законам больших чисел. Надо сделать так, чтобы зрители гарантированно ушли в хорошем настроении. 
— Все три московских спектакля сделаны с группой молодых актеров. В «Птице» вы впервые встретились в работе со знаменитой, опытной актрисой. Как работалось с Нееловой?
— А кто сказал, что Марина Неелова не молодая. Ей двадцать пять лет. И о ней я могу говорить только восторженные слова, которые в итоге все окажутся пошлостью и банальностью. Утверждать, что «Неелова лучшая драматическая актриса страны» — это то же самое, что «Волга впадает в Каспийское море». Меня не перестает удивлять ее уникальный талант, который позволяет мастерски сочетать точную, безукоризненную форму (что для меня всегда важно) с любой внутренней темой. Она способна на высший пилотаж, владеет высшей актерской грамотой, которая мало кому подвластна в такой же степени, как ей. Неелова — профессионал. Ее уникальность — в огромном опыте и виртуозном владении актерским аппаратом, плюс ко всему сила, какой-то неисчерпаемый внутренний «энерджайзер»? На самом деле из этого и складывается понятие «суперзвезды» — актрисы, которая может сыграть все. Мне вообще трудно будет дальше работать. Когда пьешь крепкие напитки, сложно идти на понижение градуса. Мне было очень приятно общаться с Галиной Волчек. Она гиперделикатна, в ней есть прекрасное тщеславие художественного руководителя: понимание того, что хорошие спектакли — это плюс театру, а не только плюс режиссеру.
— Кирилл, а почему из всей драматургии Уильямса вы выбрали именно «Сладкоголосую птицу юности»? Когда читаешь пьесу, особенно в русском переводе, за голову хватаешься от реплик типа «Дай мне забвения?», «О, этот ненасытный тигр! Он мечется в джунглях моей души!..» и т. д. Понятно, что именно для подстраховки берете прологи, написанные Садур, но почему бы не взять нормальную, хорошо переведенную пьесу?
— В «Сладкоголосой птице юности» темы хорошие. Уильямс — драматург не слов. И то, о чем вы говорите, проблемы скорее не пьесы, а перевода. Уильямс — драматург тем и настроений. Он всегда писал провокационные, опасные, болезненные тексты, которые к мелодраме не имеют никакого отношения. В «Птице» в финале мальчика кастрируют, во «Внезапно прошлым летом» вовсю свирепствует каннибализм? Но главное — Уильямс пытается говорить о том, что для меня очень важно, — о времени — теме эфемерной, манкой, едва уловимой. Об этом интересно думать, тема времени как таковая на сценических подмостках не решена. Я очень боюсь пауз (а они по сути и есть проблемы сценического времени), и если они никак не решены, не заполнены — это катастрофа, яма. Хочется говорить об этом, но не пошлыми, ничего не значащими словами про вечность, космос и т. д., а попытаться мыслить какими-то другими категориями, найти новый театральный язык. Мне кажется, театр устал от слов, старые слова больше слушать невозможно, я это очень остро чувствую.
— Кирилл, как вы относитесь к традициям? Они вам нужны или было бы лучше работать с ощущением, что до вас не было ничего, каждый раз начиная все с белого листа бумаги?
— Традиции необходимы. Начать что-то делать с белого листа — это варварство. Культура прекрасна преемственностью. А русский театр настолько многогранен и разнообразен, что каждый может выбрать традицию по своему вкусу: Станиславский, Вахтангов, Таиров, Евреинов… Мне, например, наиболее интересен Мейерхольд. Я его чувствую, люблю, много про него читал. В нем есть потрясающая новаторская форма, которая выявляет очень глубокое и парадоксальное содержание. 
— Что вам больше всего нравится в современном театре?
— Мне всегда интересно то, что делал Анатолий Васильев. Потому что это человек, который истово и искренне занимается театром — ежесекундно. Кто-то считает, что он идет куда-то не туда, делает что-то не то. Не знаю, как мне кажется, то, что делает Васильев, всегда талантливо и за этим всегда интересно наблюдать. Я не уверен, что смог бы повторить этот путь, потому что он требует исключительного самоотречения и самоограничения. Сегодня мне, конечно же, очень интересен Петр Фоменко. И в этом я не оригинален. Хотя трудно быть оригинальным, когда на его спектаклях — «Одной абсолютно счастливой деревне», «Войне и мире» у меня банально текут слезы. Вообще люблю разный театр, где можно не только поплакать. В «Школу драматического искусства» приезжал Центр Гротовского и Ричардса из Понтедера — ведь от этого умереть можно! Я не знаю, как это устроено, как сделано.
— Хочется продолжить тему Васильева. Когда смотрела «Терроризм», и выходила ваша современная Медея в гриндерах, завернутая в красное стеганое одеяло, вспоминалась Валери Древиль. Это случайно?
— Неслучайно. Для меня это своеобразный парафраз. «Медея» Васильева произвела на меня очень сильное впечатление. Я долго находился под влиянием этого спектакля. Другое дело, что сделанное Васильевым и Древиль невозможно повторить. Это можно только отрефлексировать. Глупо делать вид, что на меня ничего не влияет. Влияет. В свое время на меня очень сильно повлияли спектакли Юрия Петровича Любимова, Марка Захарова. Одно из самых сильных театральных впечатлений — захаровский спектакль «Вор». Я до сих пор помню, как не мог выйти из зала, у меня подкосились ноги? Там был такой трагический Леонов. В конце зрителей просили уходить из зала не хлопая, и люди уходили в состоянии комы. Этот спектакль не имел какого-то внешнего успеха — цветов и оваций, но остался в памяти, как один из самых сильных трагических спектаклей. О нем я могу говорить часами. И я уверен — это была одна из вершин советского театра. Сейчас критерии сместились — все измеряется децибелами аплодисментов. А человек может, оказывается, уйти не хлопая, но неделю думать о том, что он видел. Актриса может не выйти на поклоны, а обнаженная, с неподвижным взглядом молча смотреть на уходящего зрителя. Хотя, конечно, театр без успеха невозможен. Я в этом убежден. И когда некоторые режиссеры говорят, что вполне могут обойтись без аплодисментов, они лукавят. Другое дело, что на этом нельзя зацикливаться. Успех, на мой взгляд, понятие внутреннего характера — насколько увиденное попало внутрь человека, повлияло на следующий день его жизни, на всю дальнейшую жизнь в целом. На меня огромное впечатление произвели когда-то «А зори здесь тихие» Любимова, «Серсо» Васильева — спектакли, которые меняли человеческую природу. А это самый главный критерий. 
— Полтора года назад в Москве прошла Олимпиада. Лавина театральной информации. Что больше всего запомнилось?
— Стрелер, Уилсон, «Зингаро», Кастеллуччи, который произвел на меня ошеломительное впечатление, снес крышу. После Олимпиады мне казалось, что все надо перетряхнуть. Очень остро чувствовалось, что была подведена черта под театром двадцатого века. К прошлому возврата нет. Дальше невозможно продолжать ставить спектакли, как ставили до Олимпиады. Необходимо начать делать что-то принципиально иное. Так всем казалось, но пока ничего не нашли…
— Сейчас много говорят о возникновении нового поколения. Как вы думаете, эти рассуждения правомерны?
— Поколений вообще не существует. Это какая-то советская привычка все сортировать, загонять в одно стойло. Поколения — это пионеротряды. Поколений нет, а есть разные, яркие, непохожие друг на друга индивидуальности, персонажи, которые просто живут и работают в одно время. Сегодняшний театральный пейзаж, допустим, состоит из таких-то персонажей. Сейчас в нашем театре есть проблема возрастных поколений. Театрами руководят достаточно пожилые люди. Я не говорю, хорошо это или плохо, каждый руководит по-разному: кто-то хорошо, кто-то менее хорошо, эффективно или менее эффективно. Мне кажется, что пора рискнуть и дать возможность наконец-то руководить театром молодому режиссеру.
— А сами согласились бы стать руководителем театра?
— Смотря каким и на каких условиях. Я бы не хотел руководить мертвым организмом. К примеру, театром с огромной труппой, откуда невозможно никого уволить. Не хочется обслуживать плохих артистов. Должна быть своя команда. Обычный традиционный, стационарный театр, на мой взгляд, безнадежно устарел, как творчески так и организационно.
Мне интересно работать в различных проектах, но, видимо, так устроена жизнь, что все-таки тянет создать какую-то свою территорию. Сейчас мы видим очень плодотворный путь у Петра Наумовича Фоменко, который работает со своими учениками. Конечно, можно сказать, что и этот путь не совершенен и, может быть, в случае с Фоменко он исчерпаем. Ведь и его ученики, эти замечательные актеры, которых я очень люблю, так или иначе заражаются этим актерским каботинством — всем тем, что разрушает театр. Но все равно других вариантов, путей нет. Надо собирать свою команду, делать спектакли только с людьми, которые любят тебя, понимают тебя.
— А набрать свой курс хотите?
— У меня нет права, нет специальности, режиссерского образования. Но мне было бы очень интересно.
— Кирилл, за последний месяц вы выпустили две премьеры в двух крупнейших московских театрах; неоднократно возникает ситуация, когда утром вы в театре на репетиции, вечером летите на гастроли с другим спектаклем куда-нибудь, этак в Ханты-Мансийск, а назавтра снова на репетиции, после предпремьерного прогона, ближе к полуночи, едете монтировать фильм? Не устаете от такого бешеного ритма?
— Мне все вокруг говорят: «Тебе надо отдохнуть?» И я всегда привожу пример: балерина. Она ежедневно круглыми сутками стоит у станка — до пота, крови, мозолей. Это ее работа. А работа режиссера — делать спектакли. Нельзя делать спектакль раз в жизни (хотя, наверно, можно и так)… Жизнь — понятие круглосуточное. Нельзя разделить: сейчас я живу, а сейчас отдыхаю. Мне, к примеру, трудно что-то делать после перерыва. Ощущение, что ты сбросил накопленное и начинаешь все заново с белого листа бумаги. А когда ты находишься в постоянной работе, развиваются те мышцы, которые нужны. Многие писатели заставляют себя писать каждый день. Вспомните Толстого, Олешу? «Не дня без строчки» — это по сути верно.
Пресса
«Дети зубров твоих не хотят вымирать…», Галина Гусева, Театрон, 24.05.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Анатолий Смелянский: «Началось новое удушение», Роман Супер, радио «Свобода», 13.12.2015
5 спектаклей Кирилла Серебренникова о России, Алексей Киселев , teatrall.ru, 16.09.2015
Вечная память, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 27.04.2015
Идиоты и мученики Кирилла Серебренникова, Наталия Григорьева, Аргументы и факты, 7.09.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Кирилл Серебренников: «Нужно все было начать с нуля», Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.07.2013
Когда умирают стены, Татьяна Ратькина, Русский журнал, 24.04.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Немировичем будешь?, Олег Зинцов, Ведомости, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Время — честный человек, Елена Дьякова, Новая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
«Сосать деревяшку на сцене не очень удобно», Алексей Крижевский, Газета.ru, 17.01.2013
Кирилл Серебренников и тайная комната, Алла Шендерова, Ваш досуг, 14.01.2013
По обе стороны системы Станиславского, Алексей Филиппов, Независимая газета, 12.10.2012
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Прошаренный, Захар Прилепин, Итоги, 1.10.2012
Сколько раз ни скажи: «Святые традиции»…, Елена Дьякова, Новая газета, 17.09.2012
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Времена не изменились, Дина Годер, Московские новости, 4.07.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Кирилл Серебренников в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 17.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Новые люди, Вадим Рутковский, GQ, 25.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009
Гамлет на пустом месте, Роман Должанский, Коммерсант, 5.03.2009
Пустота, ошибка, пыль…, сюжет телеканала Настроение, ТВ Центр, 3.03.2009
Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009
Необыкновенный концерт, Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009
Гамлет с мечом джедая, Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009
И Киже с ними, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2009
На сцене МХТ — «Подпоручик Киже», сюжет телепрограммы «Вести», 27.02.2009
Кирилл Серебренников представляет: «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009
Материализация пустоты, Роман Должанский, Коммерсант Weekend, 27.02.2009
Интервью: Кирилл Серебренников, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009
Мистерия, переходящая в фарс, Евгения Кривицкая, Культура, 25.10.2007
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Трудно быть магом, Татьяна Давыдова, Московские новости, 19.10.2007
Покаянный канон после Освенцима, Елена Дьякова, Новая газета, 18.10.2007
Ритуал присяги — перелом мозга, Екатерина Васенина, Новая газета, 18.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
В Москве завершилась «Территория»: итоги фестиваля, Светлана Смирнова, Агентство национальных новостей, 17.10.2007
Конец света, но для нас не опасный, Петр Поспелов, Ведомости, 17.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
Маятник Курентзиса, Илья Овчинников, Газета.ру (Gzt.Ru), 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
«Мистерион» — точное завершение «Территории», Анна Самусенко, Радио «Культура», 16.10.2007
Заключительный аккорд фестиваля «Территория», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
В Москве завершился театральный фестиваль «Территория», Александра Акчурина, Новая газета, 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Конец света, Вечерняя Москва, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Корона российской поэзии, Марыся Никитюк, 24.UA, 8.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Художники занялись телом, Юлия Стрижекурова, Московский Комсомолец, 4.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
Фестиваль-школа, Радио «Культура», 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Режиссер Кирилл Серебренников: «Мне всегда нужен конфликт», Веста Боровикова, Новые известия, 3.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Вчера детей душили, душили…, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
«Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ — Weekend, 20.04.2007
Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
«Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007
Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007
Лия Ахеджакова: «Ухожу в партизаны», Валерий Выжутович, Российская газета, 13.04.2007
Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Зритель как заказчик, Кирилл Серебренников, Новое время (The new times), 26.03.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Театральный чужак в киношной тусовке, Петр Вайль, Радио «Свобода», 31.12.2006
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Баловник судьбы, Афиша, 4.12.2006
Фальстаф, Екатерина Бирюкова, Афиша, 30.11.2006
Перформанс выше Шекспира, Любовь Лебедина, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Мариинский театр (Санкт-Петербург) — Гастроли в Москве, Михаил Фихтенгольц, TimeOut-Москва, 30.10.2006
Чего-то нет, чего-то жаль?, Катерина Антонова, Театрал, 27.10.2006
Русское кино покоряет Рим, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 23.10.2006
Неожиданная «Жертва», Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Рим обзавелся кинофестивалем, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 13.10.2006
Пиджак для Цезаря, Российская газета, 4.10.2006
Даешь шекспиризацию страны!, Алена Карась, Российская газета, 4.10.2006
Кирилл Серебренников: «Сейчас время вездесущих», Маргарита Удовиченко, Финанс, 2.10.2006
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
Голая пионерка, Елена Ковальская, Афиша, 7.03.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
И. О. судьбы, Полина Богданова, Газета «Культура», 10.07.2003
Кирилл Серебренников: Non stop, Анна Шалашова, «Театральная жизнь» № 2, 02.2003
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
«Было предчуствие, что нас потянут в тюрьму», Татьяна Рассказова, Финансовая Россия, 11.07.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Ненормативная премьера, Алексей Филиппов, Известия, 27.04.2002
Подделка боли и тоски, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.04.2002
Фотки на память, Виктория Никифорова, Ведомости, 10.04.2002
Художник на плохой натуре, Григорий Заславский, Русский журнал, 9.04.2002
Беги, Кира, беги., Антон Красовский, Независимая газета, 9.04.2002
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Гей, маргиналы!, Марина Давыдова, Время новостей, 8.04.2002
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001
Дождались?, Екатерина Васенина, «Новая газета», 21.05.2001