ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

«Было предчуствие, что нас потянут в тюрьму»

Татьяна Рассказова, Финансовая Россия, 11.07.2002
Физик-электродинамик из Ростова-на-Дону стал в минувшем сезоне одним из лидеров российской театральной режиссуры. Он поставил в Москве «Пластилин» Василия Сигарева и «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла. До того, как сделаться фаворитом московской критики, Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ поработал на телевидении. Срежиссировал в общей сложности около двадцати спектаклей. Снял сериал «Ростов-папа». Поклялся извлечь Татьяну Доронину из ее театра-колумбария. Зарекся браться за классику… Впрочем, последнее обещание собирается нарушить, поскольку получил предложение от «Современника» поставить на Марину Неелову «Сладкоголосую птицу юности» Теннесси Уильямса. На театральном фестивале «Новая драма», о котором мы писали в июне, Серебренников представлял обе свои московские работы. «Пластилин» получил высшую награду (номинация «Лучший спектакль»).
 — В ситуации, когда наши драматурги увлеклись модной идеей документального театра, позаимствованной у британцев из «Ройял-Корта», хочется изловить вас на «убийстве документальности». Скажем, в «Откровенных полароидных снимках» одного из идеологов vеrbаtim-драмы Марка Равенхилла вы превращаете сюжеты о перерождении идейного экстремиста и о любви двух геев в некий карнавал с участием зайцев, Красной Шапочки и Серого Волка. Вся «документальность» улетучивается —остается условный инфантильный театр.
 — За «Снимки…» меня много раз упрекали в избыточной гламурности. Но, я думаю, это всего лишь попытка понравиться публике. В ней нет ничего дешевого, ничего отвратительного. Просто пьеса содержит столько шоковых элементов, что желание режиссера их адаптировать, облечь в «съедобную» визуальную оболочку, мне кажется только похвальным. Чтобы зритель проглотил эту пилюлю, она должна быть залита глазурью. В пьесе заложен целый арсенал всевозможных бомб, и если они будут непрерывно взрываться над зрительской головой, он убежит из театра со словами: «Зачем мне это надо?»
 — Все же в «Снимках…» есть, мне кажется, серьезная нерадостная мысль, что сделайся ты яппи, давя свои истинные чувства, или живи любовью — результат один: каждый обречен на одиночество. Увы, этот месседж не вполне последовательно проведен режиссерски.
 — Тем не менее вы его считали. Я не хотел делать печальный спектакль. Мне нравится, что эта мысль возникает у людей, которые веселятся — пребывают, казалось бы, в состоянии праздника. Кстати, не люблю, когда артисты плачут на сцене, потому что уверен: плакать должен зритель.
 — Вы как-то просчитываете успех, дозируете его предполагаемые составляющие? Ведь, например, ненормативная лексика, присутствующая в тех же «Снимках…», давно десакрализована современной литературой, и, я думаю, культурного шока не производит. Гей-тема —тоже не откровение. ..
 — «Откровенные полароидные снимки» — спектакль не про геев, я вам даже скажу, что зрители этой категории уходят после него разочарованными. Это пьеса о товарно-денежных отношениях между людьми, в том числе в сфере чувств. Зрители-геи надеются увидеть картинки счастья, идиллии, а выясняется, что это история про любовников, которые не способны здесь и сейчас произнести: «Я тебя люблю» — а могут сделать это только за гробом, когда уже ничего невозможно вернуть.
Что касается успеха, то его просчитать нереально.
 — То есть успех «Пластилина» был для вас неожиданным?
 — Мягко говоря. Поначалу возникло предчувствие, что нас просто потянут в тюрьму. Мы репетировали с настроением, что сыграем один спектакль — и нас разгонят. А актеры говорили: «Слушай, ты нас собрал, потому что мы совсем уже отребье?»
 — То есть?
 — Просто от «Пластилина» отказалось пять режиссеров, я был шестым. И я понимал, что это не та пьеса, которой нужно дебютировать в Москве, поскольку ею все может и закончиться. («Пластилин» — спектакль о подростке, который подвергается психическому и физическому насилию со стороны чудовищной среды. Пьеса написана современным языком, без эвфемизмов, поставлена гротесково и не без юмора, а кончается трагически. Что не помешало режиссеру решить финал радостно — как освобождение, как начало новой счастливой жизни. — Т. Р. )
 — Скажите, кто-нибудь из представителей легендарной ростовской мафии каким-то краем причастен к вашему продвижению?
 — Неправда.
 — Я не утверждаю, а спрашиваю.
 — Слухи о ростовской мафии сильно преувеличены. Мафия —это когда люди хоть изредка собираются вместе. А ростовчане, уезжая из родного города, скажем, в Москву, друг с другом здесь практически не видятся.
 — А как насчет мафии собственно в Ростове?
 — Там нет мафии; вообще это город, которому не нужна культура…
 — То есть как?
 — Ну просто Ростов как бы вне ее: он торговый, промышленный, рыночный такой. Там цирк любят, оперетту.
 — Но вы ведь что-то там ставили.
 — Да, ставил. Но по большому счету это не было востребовано. Я делал радикальные постановки, на которые приходило пятнадцать человек. Они восторгались, писали хорошие статьи, но собственно публики количественно «хватало» зала на два-три — дальше учителя приводили школьников. Когда я поставил в ТЮЗе один из лучших своих спектаклей «Женитьбу», то вышли положительные рецензии, спектакль был показан на фестивале, а дальше — в театр пошли ПТУ N 15, ПТУ N 20, учащиеся 8-го класса. Мне дирекция говорит: «Почему у вас „Женитьба“» идет три часа? Дети через 45 минут уже хотят писать. Сократить до двух часов!" Я был в шоке. Короче говоря, Ростов — замечательный город, там хорошо что-то начать. Но продолжить лучше в другом месте.
 — Недавно в прессе весьма решительно прозвучала точка зрения, что неплохо было бы закрыть посредственные театры, которые пожирают госдотации (чуть ли не по миллиону в год). Скажите, вы за зачистку культурного пространства или против?
 — За зачистку. Но существует, например, дикая история с театром Анатолия Васильева: у него хотят отобрать здание. Это же какой-то нонсенс. Знаете, Юрию Михайловичу Лужкову надо памятник поставить за то, что построил этому режиссеру театр.
 — Ага. И тут же этот памятник снести, потому что этот же самый мэр норовит и отобрать здание за неэффективную эксплуатацию. 
 — Я думаю, это недоразумение, я не верю. И убежден, что художник такого класса, как Васильев, имеет право на авторскую лабораторию — от него глупо требовать кассовых сборов. Москва потому и считается культурной столицей, что может себе позволить этот уникальный театр. Это делает Россию супертеатральной державой.
Я-то говорю о другой зачистке. Существует проблема смены поколений, необходимости прихода молодых актеров и режиссеров в «уставшие» театры. Наверное, целесообразно, чтобы, например, Центр драматургии и режиссуры Казанцева или любой другой креативный коллектив все-таки имел площадку, а не ютился в арендуемых помещениях. При этом я не знаю, как можно сказать уважаемым людям, которые потратили всю жизнь на свой театр: вы старые, уходите. Другое дело — открытые площадки, это очень здравая идея.
 — Что имеется в виду?
 — Создание свободных сцен, на которых разные труппы смогут осуществлять свои проекты. По-моему, время репертуарного театра неминуемо уходит. 
 — Резюмируем: вы не за революцию, а за эволюцию. 
 — Да, я за эволюцию — революции у нас не приносят достойных плодов.
 — Если вы за эволюцию, то, наверное, скажете, что художнику не следует быть скандалистом. Но как тогда вы добиваетесь своей цели в конфликтных ситуациях?
 — Я не люблю скандалов и, как японец, никогда не говорю «нет». Я всегда буду улыбаться (так что человек ни за что не поймет, что я его уже видеть не могу), буду говорить «хорошо», «ага», «угу». Но это не означает согласия. 
 — Поскольку вы не состоите ни в какой труппе, то можете считаться независимым художником. Но от кого или от чего все-таки зависите?
 — От работодателя, естественно. Мне важно, чтобы предложение, которое он мне делает, было интересным и с финансовой точки зрения, и с творческой.
 — Никакой метафизики —одна прагматика…
 — В контрактах о метафизике ничего не говорится.И кстати, ни в одном из них не записано, что спектакль должен быть успешным. Тем не менее успеха хотят все. А успех — понятие, конечно, метафизическое. Вот я и завишу от успеха, завишу от здоровья, от настроения тех, кто рядом.
Я не хочу общаться с уродами, не хочу находиться в состоянии психологического дискомфорта —это сильно выбивает. Хочу общаться с любимыми людьми
Пресса
«Дети зубров твоих не хотят вымирать…», Галина Гусева, Театрон, 24.05.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Анатолий Смелянский: «Началось новое удушение», Роман Супер, радио «Свобода», 13.12.2015
5 спектаклей Кирилла Серебренникова о России, Алексей Киселев , teatrall.ru, 16.09.2015
Вечная память, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 27.04.2015
Идиоты и мученики Кирилла Серебренникова, Наталия Григорьева, Аргументы и факты, 7.09.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Кирилл Серебренников: «Нужно все было начать с нуля», Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.07.2013
Когда умирают стены, Татьяна Ратькина, Русский журнал, 24.04.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Немировичем будешь?, Олег Зинцов, Ведомости, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Время — честный человек, Елена Дьякова, Новая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
«Сосать деревяшку на сцене не очень удобно», Алексей Крижевский, Газета.ru, 17.01.2013
Кирилл Серебренников и тайная комната, Алла Шендерова, Ваш досуг, 14.01.2013
По обе стороны системы Станиславского, Алексей Филиппов, Независимая газета, 12.10.2012
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Прошаренный, Захар Прилепин, Итоги, 1.10.2012
Сколько раз ни скажи: «Святые традиции»…, Елена Дьякова, Новая газета, 17.09.2012
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Времена не изменились, Дина Годер, Московские новости, 4.07.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Кирилл Серебренников в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 17.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Новые люди, Вадим Рутковский, GQ, 25.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009
Гамлет на пустом месте, Роман Должанский, Коммерсант, 5.03.2009
Пустота, ошибка, пыль…, сюжет телеканала Настроение, ТВ Центр, 3.03.2009
Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009
Необыкновенный концерт, Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009
Гамлет с мечом джедая, Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009
И Киже с ними, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2009
На сцене МХТ — «Подпоручик Киже», сюжет телепрограммы «Вести», 27.02.2009
Кирилл Серебренников представляет: «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009
Материализация пустоты, Роман Должанский, Коммерсант Weekend, 27.02.2009
Интервью: Кирилл Серебренников, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009
Мистерия, переходящая в фарс, Евгения Кривицкая, Культура, 25.10.2007
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Трудно быть магом, Татьяна Давыдова, Московские новости, 19.10.2007
Покаянный канон после Освенцима, Елена Дьякова, Новая газета, 18.10.2007
Ритуал присяги — перелом мозга, Екатерина Васенина, Новая газета, 18.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
В Москве завершилась «Территория»: итоги фестиваля, Светлана Смирнова, Агентство национальных новостей, 17.10.2007
Конец света, но для нас не опасный, Петр Поспелов, Ведомости, 17.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
Маятник Курентзиса, Илья Овчинников, Газета.ру (Gzt.Ru), 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
«Мистерион» — точное завершение «Территории», Анна Самусенко, Радио «Культура», 16.10.2007
Заключительный аккорд фестиваля «Территория», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
В Москве завершился театральный фестиваль «Территория», Александра Акчурина, Новая газета, 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Конец света, Вечерняя Москва, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Корона российской поэзии, Марыся Никитюк, 24.UA, 8.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Художники занялись телом, Юлия Стрижекурова, Московский Комсомолец, 4.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
Фестиваль-школа, Радио «Культура», 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Режиссер Кирилл Серебренников: «Мне всегда нужен конфликт», Веста Боровикова, Новые известия, 3.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Вчера детей душили, душили…, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
«Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ — Weekend, 20.04.2007
Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
«Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007
Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007
Лия Ахеджакова: «Ухожу в партизаны», Валерий Выжутович, Российская газета, 13.04.2007
Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Зритель как заказчик, Кирилл Серебренников, Новое время (The new times), 26.03.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Театральный чужак в киношной тусовке, Петр Вайль, Радио «Свобода», 31.12.2006
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Баловник судьбы, Афиша, 4.12.2006
Фальстаф, Екатерина Бирюкова, Афиша, 30.11.2006
Перформанс выше Шекспира, Любовь Лебедина, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Мариинский театр (Санкт-Петербург) — Гастроли в Москве, Михаил Фихтенгольц, TimeOut-Москва, 30.10.2006
Чего-то нет, чего-то жаль?, Катерина Антонова, Театрал, 27.10.2006
Русское кино покоряет Рим, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 23.10.2006
Неожиданная «Жертва», Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Рим обзавелся кинофестивалем, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 13.10.2006
Пиджак для Цезаря, Российская газета, 4.10.2006
Даешь шекспиризацию страны!, Алена Карась, Российская газета, 4.10.2006
Кирилл Серебренников: «Сейчас время вездесущих», Маргарита Удовиченко, Финанс, 2.10.2006
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
Голая пионерка, Елена Ковальская, Афиша, 7.03.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
И. О. судьбы, Полина Богданова, Газета «Культура», 10.07.2003
Кирилл Серебренников: Non stop, Анна Шалашова, «Театральная жизнь» № 2, 02.2003
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
«Было предчуствие, что нас потянут в тюрьму», Татьяна Рассказова, Финансовая Россия, 11.07.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Ненормативная премьера, Алексей Филиппов, Известия, 27.04.2002
Подделка боли и тоски, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.04.2002
Фотки на память, Виктория Никифорова, Ведомости, 10.04.2002
Художник на плохой натуре, Григорий Заславский, Русский журнал, 9.04.2002
Беги, Кира, беги., Антон Красовский, Независимая газета, 9.04.2002
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Гей, маргиналы!, Марина Давыдова, Время новостей, 8.04.2002
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001
Дождались?, Екатерина Васенина, «Новая газета», 21.05.2001