ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

«Мне не очень интересно нравиться»

Анна Наринская, Коммерсантъ — Weekend, 20.04.2007
- Расскажи про свой новый спектакль.
 — Ничего рассказывать не буду. Я уже не раз сталкивался с тем, что журналисты искажают мои слова, трактуют их как хотят, а выходит, что я за них отвечаю. Особенно обидно, когда эти слова — о спектакле, который еще никто не видел. (О спектакле «Человек-подушка» — на странице 24)
 — Ты звучишь как-то озлобленно…
 — Да вовсе нет. Просто теперь я научился разбираться в истинных причинах человеческих поступков и смог дистанцироваться от критики — что плохой, что хорошей. Пойми — дело не в том, что меня злит, когда меня сейчас ругают, а в том, что когда меня хвалили, то чаще всего хвалили так, что вешаться хотелось.
 — Но все-таки раньше тебя практически только хвалили… У тебя нет ощущения, что ситуация перевернулась и из всеобщего любимца ты превратился во всеобщего нелюбимца?
 — Ну, прямо уж и всеобщего? По аншлагам на моих спектаклях я бы этого не сказал. Но некоторое изменение градуса в отношении ко мне я, да, ощущаю, и это меня не беспокоит. Это вполне естественный процесс. Например, ты - вот ты с кем-то живешь. Сначала ты в него влюблена, а потом ты начинаешь думать: «Нет, что-то мне в нем не нравится…»
 — Уши.
 — Да, уши. И вот ты злишься: «Как же я могла выйти замуж за человека с такими ушами?» Вы разойдетесь, а потом встретитесь снова, и ты подумаешь: какой же он все-таки неплохой. Мой нынешний гораздо хуже. У него и уши не те, и нос, и жопа толстая.
 — А может, просто завидуют?
 — Знаешь, я к этому даже не хочу подключаться. Какой толк размышлять о том, как мы отражаемся в информационном пространстве. Это чужие сны. Это все не про нас, а про каких-то наших виртуальных двойников. Ведь та страна, которая предстает перед нами из чтения газет, не имеет никакого отношения к стране, в которой мы живем реально. Те люди, которых показывают по ТВ, не имеют никакого отношения к реальности.
 — Но ты не отказываешься принимать участие во всем этом «нереальном». Ведешь программу на ТВ3, будешь вести еще одну на СТС. 
 — Я веду просветительские программы. И там и там. Я рассказываю зрителям про хорошее кино. Тут ко мне тут подошла школьная учительница и сказала, что после того, как ее ученики посмотрят передачу «Другое кино», которую я веду на ТВ3, ей многие вещи не надо им объяснять — они сами все понимают. Очень приятно было.
Тут главное не становиться медиафигурой в том смысле, что исчезает фигура, остается только медиа. Я - реальный человек. Во всяком случае стараюсь им быть. Я занимаюсь своим делом. Я не живу напоказ. Я какой есть, такой есть. Мне вообще не очень интересно нравиться. Я сделал несколько таких спектаклей, которые все что угодно, но не для того, чтобы понравиться. Они для того, чтобы людей торкнуло. И я понимаю, что, посмотрев эти спектакли, зрители будут находиться в конфликте со мной. Ну и пусть. Этот конфликт будет их провоцировать на размышления о жизни. Для этого все и задумывалось.
 — Вот уже лет десять принято с удовлетворением повторять, что в России, во всяком случае в Москве,- театральный бум. Ты тоже так считаешь?
 — Да. И вот почему — потому что театр остается местом привычного времяпрепровождения. Но вот что важно и интересно: сейчас в театр пришла совершенно другая публика. На мой взгляд, эта публика похожа на матросов 1917 года. Они ощущают себя хозяевами жизни и требуют развлечений. В Художественном театре, например, администраторы находятся в перманентном обмороке — им звонят и говорят: «У вас представления по каким сеансам идут?» — «У нас спектакль».- « Ну да, спектакль. Так какие сеансы?»
И вот после третьего звонка красивые девушки на красивых высоких каблуках цокают в первый ряд — то есть у них очень дорогие билеты — и начинают громко выяснять, где тут их место. А в это время на сцене уже играют артисты.
То есть у этой публики нет понимания самого механизма, устройства такого впечатления, как театр. Они не понимают, как это работает. Они садятся на это свое дорогое место, начинают писать эсэмэс, и только к концу первого акта они бросают взгляд на сцену. Только «первый акт» теперь уже никто не говорит — все говорят «первое отделение».
И вот с этой публикой надо входить в коммуникацию. Уходить в оппозицию к ней бессмысленно. С этими людьми надо строить взаимоотношения. Сейчас существует могучий социальный заказ на развлечение. Сверху спустили директиву — жить стало лучше, жить стало веселей. Насчет лучше… ну, может быть, в Москве кто-нибудь и почувствовал, что лучше. Но они теперь хотят, чтобы и веселей.
 — И ты делаешь веселей?
 — У меня нет такой цели. Но иногда я веселю. Потому что чувствую ответственность. Зрители должны прийти. Они должны не уйти. Они должны, желательно, прийти в театр еще раз. Как их заставить? Надо делать шаги по направлению к зрителю. Но при этом надо пытаться учить их какому-то языку, ощущению театра. Тому, которое имеешь сам.
 — Но все-таки ты работаешь на то, что театральная премьера стала частью модного пэкиджа? Типа ужинать надо в таком-то ресторане, ездить надо на такой-то курорт и еще надо присутствовать на премьере Серебренникова?
 — Нет, на это специально не работаю, но я этому рад. Рад тому, что на мои спектакли ходят модные люди. Актуальные.
 — А кто сейчас актуален?
 — Ну, скажем, олигархи.
 — Все еще?
 — Да, все еще. Это время все еще — про них. 
 — В чем же прелесть их присутствия на твоих спектаклях?
 — А это, по крайней мере, образованная публика. Это не нервные и запуганные невротики-менагеры. Эти олигархи читают книжки, они путешествуют, они размышляют. Они девушек своих воспитали, чтобы не топали к своему месту после третьего звонка. Другое дело, что они создали себе совершенно ирреальный мир. Вот этот мир, лежащий внутри Садового кольца и вдоль Рублевки,- это ирреальность. Они себе ее создали и счастливы в ней. И мне кажется, задача театра, как шута, как паяца, который должен королю говорить правду, что-то такое им показывать, чтобы они не забывали, что скоро к ним с вилами придут, если они не будут думать о народе, если они не сделают что-нибудь, чтобы расстояние между ними и очень бедными сократилось, то придут сюда черные люди с вилами и все на фиг разнесут. Задача театра говорить: “Memento mori”. Хотя бы иногда. При этом театра не может быть без взаимоотношений с властью — всегда он существовал на деньги короля. Это парадокс театра — «это» делается на деньги короля, но «это» говорит королю правду.
 — Разве говорит?
 — Говорит. Может, и не полную правду, но говорит. Нужно говорить, несмотря ни на что. Но ужас ситуации ведь вот в чем: сейчас ведь никакой официальной цензуры нет — никто ничего не кладет не полку, сейчас цензура изначальная. Она в головах у творцов. Мы все знаем, что надо сделать, чтобы «прошло». Мы все знаем, как надо снять фильм и поставить спектакль, чтобы кто-нибудь, не дай бог, чего-нибудь не эдакого не сказал. То есть цензура происходит уже на стадии замысла. Официальный театр зачастую лжив, или равнодушен, или испуган. Неиспуганный театр сидит в подвале. Но он мало коммуницирует с публикой. А театр, который получает большие дотации, испуган, что больше их получать не будет. Поэтому он зачастую не может позволить себе решительного высказывания. 
 — И как ты в такой ситуации?
 — Я работаю в Художественном театре, в «Современнике», где что-то можно делать. Хотя суть происходящего, конечно, не только в испуганности театра. Дело еще в специфике времени. У нас в стране сейчас цементируется некая структура, иерархия. И в ней искусство комфортно занимает определенный этаж. Оно не революционно ни по форме, ни по содержанию. Вопрос «как?» никого не интересует. Наоборот, обществом правит ностальгия. Поэтому все и ведут разговоры о великом советском театре. А мне с этим трудно взаимодействовать. Я интересуюсь исключительно будущим. Мне интересно «как?». И мне интересны инновационные технологии. И я ищу, где все это можно пробовать. По моей теории, делать это надо в репертуарных театрах, чтобы их развивать изнутри. Чтобы как-то эту ситуацию менять. Чтобы развивать артистов. Чтобы развивать драматургию. Но изнутри. А не где-то там со стороны. Потому что этого со стороны — его нету. Моя главная точка расхождения с «Новой драмой», с этими прекрасными людьми, в том, что я считаю, что тогда, когда была необходимость в новой крови, в новых кадрах, надо было не сидеть в глухой оппозиции, а идти в эти государственные большие театры и менять их изнутри.
 — Вроде того, как в советское время многие считали, что КПСС надо было менять изнутри?
 — Ну, рыбка моя, я, к примеру, не знаю, как в России организовать сегодня совсем новый театр. Это можно еще как-то было сделать в начале девяностых. А сегодня это очень трудно сделать по финансовым соображениям. А существующие театры изменить изнутри возможно.
 — Но в больших театрах цензура еще жестче. Там присутствует еще и «коммерческая цензура».
 — Конечно, надо сделать так, чтобы все продалось. Но, с другой стороны, если я делаю спектакль в зале на тысячу человек, а приходит сто, то какого хера я его там делаю? Поэтому я все же развлекаю, а иногда слишком все разжевываю — бываю излишне нарративным. Это проблема формата.
 — По-моему, формат — это и есть главная новая цензура. Раньше худсовет говорил: «Что вы, батенька, это не пройдет», а теперь говорят: «Ты что, братан, это не в формате»…
 — Точно. «Неформат» сегодня значит, что ответственные за коммерцию люди не знают, как «это» продавать. Но театр — живое дело. Он может просто понравиться публике на одном представлении и благодаря «сарафанному радио» сам себе рекрутировать зрителя. И эта возможность и дает мне главный адреналин в моей работе. Связанный с вечным вопросом: «А как это примет публика?» Нельзя без этого. Это ужас, это проклятие, но без этого нельзя. Провальный спектакль никому не нужен.
 — Массовый театр сегодня предлагает публике вполне умные спектакли. Твои, например. Ты не думаешь, что, как следствие, «театр в подвале» загнется?
 — Театр в подвале не загнется, потому что всегда найдутся люди, которые скажут: «А есть ли где-нибудь что-то новое, необычное, где матом ругаются, где жопу показывают?» — и отправятся туда.
 — Жопу показывают сегодня чуть ли не в каждом спектакле.
 — Нет, не в каждом, только в моих. 
 — Кстати, зачем?
 — Во-первых, я человек веселый и люблю пошутить. А во-вторых, зритель приходит в театр очень расслабленным, очень вальяжным. Вот он сел в кресло — развлекайте меня. А тут его бабах по голове. И он начинает коммуницировать. Шучу.
Но вообще-то посмотри, какая ты странная. Я все время пытаюсь сказать тебе что-нибудь о гражданской позиции театра, а ты все-время заставляешь говорить меня о его консюмеристской стороне.
 — Ну, скажи о гражданской позиции. ..
 — Скажу. Нету у современного русского театра этой позиции. Гражданская позиция театра заключается в проявлении правды и в остром чувстве лжи и фальши. В проявлении правды. Театр — это такая пилюля, которая приводит в шевеление весь организм. И если ты входишь в резонанс с действием, если оно захватывает тебя эмоционально и интеллектуально, то оно толкнет тебя на размышления о собственной жизни. Для этого вообще театр и есть. Театр, чтобы развлекать,- он мне не интересен. А вот, развлекая, просвещать, образовывать, воспитывать, менять жизнь — вот это здорово.
 — По-моему, это звучит слишком прекраснодушно
 — Почему? Я вижу, как меняются люди, например, на спектакле «Голая пионерка». Как они приходят одни, а уходят другие. Физически другие. Я вижу, как люди плачут, как с них спадают маски, в которых они пришли Одна женщина после спектакля записала в своем блоге: «Да, этот спектакль произвел на меня сильнейшее впечатление, но не хочу, чтобы мой ребенок про это знал. Я ему буду врать». Вот тебе страшная правда времени. Вот тебе «возвышающий обман», который будто бы дороже «тьмы низких истин». А ведь вроде бы пора понять, что обман возвышать не может.
Пресса
«Дети зубров твоих не хотят вымирать…», Галина Гусева, Театрон, 24.05.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Анатолий Смелянский: «Началось новое удушение», Роман Супер, радио «Свобода», 13.12.2015
5 спектаклей Кирилла Серебренникова о России, Алексей Киселев , teatrall.ru, 16.09.2015
Вечная память, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 27.04.2015
Идиоты и мученики Кирилла Серебренникова, Наталия Григорьева, Аргументы и факты, 7.09.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Кирилл Серебренников: «Нужно все было начать с нуля», Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.07.2013
Когда умирают стены, Татьяна Ратькина, Русский журнал, 24.04.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Немировичем будешь?, Олег Зинцов, Ведомости, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Время — честный человек, Елена Дьякова, Новая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
«Сосать деревяшку на сцене не очень удобно», Алексей Крижевский, Газета.ru, 17.01.2013
Кирилл Серебренников и тайная комната, Алла Шендерова, Ваш досуг, 14.01.2013
По обе стороны системы Станиславского, Алексей Филиппов, Независимая газета, 12.10.2012
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Прошаренный, Захар Прилепин, Итоги, 1.10.2012
Сколько раз ни скажи: «Святые традиции»…, Елена Дьякова, Новая газета, 17.09.2012
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Времена не изменились, Дина Годер, Московские новости, 4.07.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Кирилл Серебренников в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 17.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Новые люди, Вадим Рутковский, GQ, 25.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009
Гамлет на пустом месте, Роман Должанский, Коммерсант, 5.03.2009
Пустота, ошибка, пыль…, сюжет телеканала Настроение, ТВ Центр, 3.03.2009
Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009
Необыкновенный концерт, Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009
Гамлет с мечом джедая, Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009
И Киже с ними, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2009
На сцене МХТ — «Подпоручик Киже», сюжет телепрограммы «Вести», 27.02.2009
Кирилл Серебренников представляет: «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009
Материализация пустоты, Роман Должанский, Коммерсант Weekend, 27.02.2009
Интервью: Кирилл Серебренников, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009
Мистерия, переходящая в фарс, Евгения Кривицкая, Культура, 25.10.2007
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Трудно быть магом, Татьяна Давыдова, Московские новости, 19.10.2007
Покаянный канон после Освенцима, Елена Дьякова, Новая газета, 18.10.2007
Ритуал присяги — перелом мозга, Екатерина Васенина, Новая газета, 18.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
В Москве завершилась «Территория»: итоги фестиваля, Светлана Смирнова, Агентство национальных новостей, 17.10.2007
Конец света, но для нас не опасный, Петр Поспелов, Ведомости, 17.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
Маятник Курентзиса, Илья Овчинников, Газета.ру (Gzt.Ru), 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
«Мистерион» — точное завершение «Территории», Анна Самусенко, Радио «Культура», 16.10.2007
Заключительный аккорд фестиваля «Территория», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
В Москве завершился театральный фестиваль «Территория», Александра Акчурина, Новая газета, 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Конец света, Вечерняя Москва, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Корона российской поэзии, Марыся Никитюк, 24.UA, 8.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Художники занялись телом, Юлия Стрижекурова, Московский Комсомолец, 4.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
Фестиваль-школа, Радио «Культура», 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Режиссер Кирилл Серебренников: «Мне всегда нужен конфликт», Веста Боровикова, Новые известия, 3.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Вчера детей душили, душили…, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
«Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ — Weekend, 20.04.2007
Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
«Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007
Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007
Лия Ахеджакова: «Ухожу в партизаны», Валерий Выжутович, Российская газета, 13.04.2007
Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Зритель как заказчик, Кирилл Серебренников, Новое время (The new times), 26.03.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Театральный чужак в киношной тусовке, Петр Вайль, Радио «Свобода», 31.12.2006
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Баловник судьбы, Афиша, 4.12.2006
Фальстаф, Екатерина Бирюкова, Афиша, 30.11.2006
Перформанс выше Шекспира, Любовь Лебедина, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Мариинский театр (Санкт-Петербург) — Гастроли в Москве, Михаил Фихтенгольц, TimeOut-Москва, 30.10.2006
Чего-то нет, чего-то жаль?, Катерина Антонова, Театрал, 27.10.2006
Русское кино покоряет Рим, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 23.10.2006
Неожиданная «Жертва», Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Рим обзавелся кинофестивалем, Андрей Попов, Трибуна.Ru, 13.10.2006
Пиджак для Цезаря, Российская газета, 4.10.2006
Даешь шекспиризацию страны!, Алена Карась, Российская газета, 4.10.2006
Кирилл Серебренников: «Сейчас время вездесущих», Маргарита Удовиченко, Финанс, 2.10.2006
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
Голая пионерка, Елена Ковальская, Афиша, 7.03.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
И. О. судьбы, Полина Богданова, Газета «Культура», 10.07.2003
Кирилл Серебренников: Non stop, Анна Шалашова, «Театральная жизнь» № 2, 02.2003
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
«Было предчуствие, что нас потянут в тюрьму», Татьяна Рассказова, Финансовая Россия, 11.07.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Ненормативная премьера, Алексей Филиппов, Известия, 27.04.2002
Подделка боли и тоски, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.04.2002
Фотки на память, Виктория Никифорова, Ведомости, 10.04.2002
Художник на плохой натуре, Григорий Заславский, Русский журнал, 9.04.2002
Беги, Кира, беги., Антон Красовский, Независимая газета, 9.04.2002
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Гей, маргиналы!, Марина Давыдова, Время новостей, 8.04.2002
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001
Дождались?, Екатерина Васенина, «Новая газета», 21.05.2001