ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народная артистка СССР

Анастасия Павловна Георгиевская

Портретное фойе

(25.10.1914, Орел — 12.9.1990, Москва)

Народная артистка СССР (1968).

Окончила ГИТИС в 1935г., в труппе МХАТ с 1936 г. Она начинала ярко и приметно: после ввода на роль девчонки Глаши в «Грозе» в том же 1938 г. сыграла монашенку Таисию в «Достигаеве и других», обратив на себя внимание редкостным сочетанием открытого темперамента и острой характерности. Немирович-Данченко создал с нею роль Наташи в «Трех сестрах» (в первичном распределении о Георгиевской речи не было — названы были Андровская и Бендина); режиссер нашел решение жесткое, краски, почти нарушавшие общий колорит: в Наташе — Георгиевской была наглая яркость жизни (зерно — «явилась и зажгла»), неистребимая, покоряющая вера в себя и в свое право теснить сестер.

Немирович-Данченко в 1942 г. прочил ей роль Улиты в «Лесе», но вплоть до 1948 г. у нее не было новых самостоятельных работ (из вводов существенны Анна в «На дне», Карпухина в «Дядюшкином сне», Христина Архиповна в «Платоне Кречете», эпизоды в «массовке» «Кремлевских курантов»). На какое-то время за ней закрепились роли, требовавшие «народных» черточек, как их понимали Вирта или Софронов (Лукерья, «Хлеб наш насущный», 1948; Домна, «Сердце не прощает», 1954).

Среди ее более поздних работ — Ксения в «Егоре Булычове» (1963), Обноскина в «Селе Степанчикове» (1970), Клава в «Сталеварах» (1972), Мотрошилова в «Заседании парткома» (1975), сиделка в «Все кончено» (1979), Манефа в «На всякого мудреца довольно простоты» (1985), Дарья в «Прощании с Матёрой» (1988).

В ряде случаев дарование артистки использовалось слишком «прикладно»; после роли в «Трех сестрах» Георгиевская доказала истинный масштаб его лишь в «Господах Головлевых» (1984): мрачная и парадоксально лиричная, исповедальная нота поставила ее Арину Петровну вровень с другим шедевром этого спектакля — с Иудушкой в исполнении Смоктуновского.

И. Соловьёва