ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народный артист РСФСР

Владимир Васильевич Готовцев

Портретное фойе

(8.1.1885 — 30.4.1976, Москва)

Актер. Народный артист РСФСР (1948).

Окончил Московский университет. Учился в театральной школе Адашева. В 1908 г. вступил в МХТ (филиальное отделение). Если не состоялась работа Готовцева в “Месяце в деревне”, где Станиславский подумывал о Беляеве как о роли для этого талантливого ученика с подвижным темпераментом и со счастливыми внешними данными, то в “Братьях Карамазовых” Немирович-Данченко, приметивший его в “народной сцене” “Анатэмы” (“очень мил, прост, обаятелен и славный такой русачок”), рискнул дать ему роль Алеши и не изменил своего отношения к актеру, не имевшему успеха на премьере (“нахожу, что Готовцев идет той же правильной дорогой и заслуживает лучшей участи”). Угадывая в молодом актере волю к неподдельной жизни на сцене, Станиславский назвал его в числе тех, кого хотел знакомить со своими записками — первыми очерками “системы”(1911). Он ценил также его опыты спектаклей “для народа” (“Борис Годунов” силами сельских учителей и крестьян в Бурмакине, 1911). Вступив в Первую студию при ее создании, Готовцев продолжал играть на большой сцене (вводы — начальник станции и Яша, “Вишневый сад”, Федотик, “Три сестры”, Боркин, “Иванов”, Живновский, “Смерть Пазухина”; в “Ревизоре” 1921 года — почтмейстер). С 1924 г. и до его закрытия — актер МХАТ‑2 (сэр Тоби в “Двенадцатой ночи”, Грабец в “Балладине”, Петруччио в “Укрощении строптивой”, Петр I в пьесе А. Н. Толстого, Варравин в “Деле” и др.). Здесь выработалась своеобразная монументальность его манеры, яркая четкость при малоподвижности рисунка роли. С 1936 г. снова в труппе МХАТ, где чаще всего играл вводы (Медведев, “На дне”; Симеонов-Пищик, “Вишневый сад”; Бартоло, “Женитьба Фигаро”; губернатор, “Мертвые души”; контр-адмирал Белобров, “Офицер флота”). Его удачей стала роль генерала Пантелеева в “Победителях” (1947). С 1959 г. ушел на пенсию. Преподавал в ГИТИСе. 

Инна Соловьёва