Василий Васильевич Лужский
Заслуженный деятель искусств РФ
(31.12.1869, Шуя — 2.7.1931, Москва)
Настоящая фамилия Калужский.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).
Один из основателей Художественного театра, в труппе его оставался до конца жизни.
Родом из купеческой семьи. Учился в школе при Обществе искусства и литературы, играть здесь начал с сезона 1890/91 г. (Карп в «Лесе» Островского, 3-й мужик в «Плодах просвещения» Толстого) и сыграл 44 роли. Некоторые из этих работ были повторены на сцене МХТ: сэр Тоби, «Двенадцатая ночь», 1899. В первый сезон играл Ивана Петровича Шуйского («Царь Федор Иоаннович»), Сорина («Чайка»), Креона («Антигона»), принца Мароккского («Венецианский купец»); был первым исполнителем Серебрякова («Дядя Ваня»), Андрея («Три сестры»), Бессеменова («Мещане»). Бубнова («На дне»), Лебедева («Иванов»), Чепурного («Дети солнца»); играл в «Одиноких» старика Фокерата. Он любил сценическую яркую определенность, даже преувеличенность (свойства, которые ему подчас приходилось умерять). Среди его крупных работ — Федор Павлович в «Братьях Карамазовых». Из сделанного актером после революции наиболее заметен Бартоло («Безумный день, или Женитьба Фигаро»); играл Манюкина в «Унтиловске». Всего в Художественном театре сыграл 64 роли.
Еще в Обществе искусства и литературы занялся режиссурой (среди его постановок здесь — «Горячее сердце»); был сорежиссером 23 спектаклей МХТ. Талантливо проявлял себя Лужский в постановке народных сцен (наибольшую славу ему принесла картина «Мокрое» в «Братьях Карамазовых» и картина в суде, которая заканчивает «Живой труп», а также массовые сцены в «Анатэме»; принимал участие в постановке народной драмы «Пугачевщина»). Его самостоятельные режиссерские пробы оставались, однако, проходными и нуждались в доработке («Иван Мироныч», где Лужский играл заглавную роль; «Стены»). Успехом пользовался спектакль «Продавцы славы», поставленный им с Н. М. Горчаковым (Лужский играл здесь господина Башле). Режиссировал во Второй студии («Узор из роз»); в Музыкальной студии (Комической опере), созданной Немировичем-Данченко, участвовал в постановке «Дочери Анго» и «Периколы». В работах Комической оперы нашел себе применение свойственный Лужскому талант юмористической импровизации, шутливого экспромта (сыграл в «Периколе» вице-короля).
В воспоминаниях Станиславского, знавшего Лужского с юных лет, есть размышления о том, что блестящий дар имитатора, которым был наделен артист, на первых порах мешал ему найти самого себя, свою индивидуальность. В дальнейшем талант Лужского определился как талант психологической характерности: Немирович-Данченко в нем и как исполнителе, и как сорежиссере ценил «острую наблюдательность, богатство жизненной фантазии, типичных житейских подробностей в отдельных фигурах, в обстановке, в эпохе и яркое умение находить простые и в то же время сценические мизансцены. Этот дар расцвел в Василии Васильевиче, несомненно, под влиянием блестящих работ Станиславского».
Среди заслуг Лужского перед театром — сотрудничество с художниками; на его даче в Иванькове проходила работа над эскизами и макетами.
Административные способности с первых лет жизни театра делали Лужского непременным участником внутренних органов руководства. Вклад Лужского в дело МХТ, как находил Станиславский, не был достаточно оценен. Оттого он стал «актером, мало в себе уверенным и вечно сомневающимся». Накопившаяся горечь чувствуется в его дневниках, до сих пор не опубликованных.
И. Соловьёва.
Настоящая фамилия Калужский.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).
Один из основателей Художественного театра, в труппе его оставался до конца жизни.
Родом из купеческой семьи. Учился в школе при Обществе искусства и литературы, играть здесь начал с сезона 1890/91 г. (Карп в «Лесе» Островского, 3-й мужик в «Плодах просвещения» Толстого) и сыграл 44 роли. Некоторые из этих работ были повторены на сцене МХТ: сэр Тоби, «Двенадцатая ночь», 1899. В первый сезон играл Ивана Петровича Шуйского («Царь Федор Иоаннович»), Сорина («Чайка»), Креона («Антигона»), принца Мароккского («Венецианский купец»); был первым исполнителем Серебрякова («Дядя Ваня»), Андрея («Три сестры»), Бессеменова («Мещане»). Бубнова («На дне»), Лебедева («Иванов»), Чепурного («Дети солнца»); играл в «Одиноких» старика Фокерата. Он любил сценическую яркую определенность, даже преувеличенность (свойства, которые ему подчас приходилось умерять). Среди его крупных работ — Федор Павлович в «Братьях Карамазовых». Из сделанного актером после революции наиболее заметен Бартоло («Безумный день, или Женитьба Фигаро»); играл Манюкина в «Унтиловске». Всего в Художественном театре сыграл 64 роли.
Еще в Обществе искусства и литературы занялся режиссурой (среди его постановок здесь — «Горячее сердце»); был сорежиссером 23 спектаклей МХТ. Талантливо проявлял себя Лужский в постановке народных сцен (наибольшую славу ему принесла картина «Мокрое» в «Братьях Карамазовых» и картина в суде, которая заканчивает «Живой труп», а также массовые сцены в «Анатэме»; принимал участие в постановке народной драмы «Пугачевщина»). Его самостоятельные режиссерские пробы оставались, однако, проходными и нуждались в доработке («Иван Мироныч», где Лужский играл заглавную роль; «Стены»). Успехом пользовался спектакль «Продавцы славы», поставленный им с Н. М. Горчаковым (Лужский играл здесь господина Башле). Режиссировал во Второй студии («Узор из роз»); в Музыкальной студии (Комической опере), созданной Немировичем-Данченко, участвовал в постановке «Дочери Анго» и «Периколы». В работах Комической оперы нашел себе применение свойственный Лужскому талант юмористической импровизации, шутливого экспромта (сыграл в «Периколе» вице-короля).
В воспоминаниях Станиславского, знавшего Лужского с юных лет, есть размышления о том, что блестящий дар имитатора, которым был наделен артист, на первых порах мешал ему найти самого себя, свою индивидуальность. В дальнейшем талант Лужского определился как талант психологической характерности: Немирович-Данченко в нем и как исполнителе, и как сорежиссере ценил «острую наблюдательность, богатство жизненной фантазии, типичных житейских подробностей в отдельных фигурах, в обстановке, в эпохе и яркое умение находить простые и в то же время сценические мизансцены. Этот дар расцвел в Василии Васильевиче, несомненно, под влиянием блестящих работ Станиславского».
Среди заслуг Лужского перед театром — сотрудничество с художниками; на его даче в Иванькове проходила работа над эскизами и макетами.
Административные способности с первых лет жизни театра делали Лужского непременным участником внутренних органов руководства. Вклад Лужского в дело МХТ, как находил Станиславский, не был достаточно оценен. Оттого он стал «актером, мало в себе уверенным и вечно сомневающимся». Накопившаяся горечь чувствуется в его дневниках, до сих пор не опубликованных.
И. Соловьёва.
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Продавцы славы | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 15 июн 1926 |
| Пугачевщина | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 19 сен 1925 |
| Будет радость | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 03 фев 1916 |
| Осенние скрипки | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 14 апр 1915 |
| Смерть Пазухина | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 03 дек 1914 |
| Николай Ставрогин | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 23 окт 1913 |
| Екатерина Ивановна | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 17 дек 1912 |
| Miserere | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 17 дек 1910 |
| Братья Карамазовы (1910) | Режиссер | Режиссер Владимир Немирович-Данченко, Василий Лужский | 12 окт 1910 |
| На всякого мудреца довольно простоты | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 11 мар 1910 |
| Анатэма | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 02 окт 1909 |
| У царских врат | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 09 мар 1909 |
| Борис Годунов (1907) | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 10 окт 1907 |
| Стены | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 02 апр 1907 |
| Бранд (1906) | режиссер | Режиссер Василий Лужский | 20 дек 1906 |
| Иван Мироныч | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 28 янв 1905 |
| Блудный сын | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 28 янв 1905 |
| Иванов (1904) | Лебедев | Режиссёр Владимир Немирович-Данченко | 19 окт 1904 |
| Мещане (1902) | режиссер | Режиссер Василий Лужский | 26 мар 1902 |
| Микаэль Крамер | Режиссёр | Режиссёр Василий Лужский | 27 окт 1901 |
| Три сестры (1901) | Постановка | Постановка Василий Лужский | 31 янв 1901 |
| Доктор Штокман | Режиссёры | Режиссёры Василий Лужский | 24 окт 1900 |
| Геншель | Режиссёры | Режиссёры Василий Лужский | 05 окт 1899 |
| Двенадцатая ночь | Режиссёры | Режиссёры Василий Лужский | 03 окт 1899 |
| Чайка (1898) | Пётр Николаевич Сорин | Режиссёры Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко | 17 дек 1898 |
| Самоуправцы | Режиссёры | Режиссёры Василий Лужский | 04 ноя 1898 |
| Царь Фёдор Иоаннович | Князь Иван Петрович Шуйский | Режиссёры Константин Станиславский, Александр Санин | 14 окт 1898 |