ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Вахтанг Леванович Мчеделов

Портретное фойе

(6.8.1884, Батум — 19.5.1924, Москва)

Настоящая фамилия Мчедлишвили.

Режиссер, педагог.

С 1904 г. сначала сотрудник и помощник режиссера, а потом режиссер Художественного театра. Преподавал в частной Школе драматического искусства Николая Массалитинова, Николая Александрова и Николая Подгорного, которую в театральной Москве было принято называть “Школой трех Николаев” (кроме них мастерство актера преподавали также Н. Н. Литовцева. Е. П. Муратова, В. В. Лужский). Сюда, где был строгий конкурс, стремились попасть молодые люди, влюбленные в Художественный театр и мечтающие о сцене. По воспоминаниям В. А. Вербицкого, “из педагогов самым популярным был В. Л. Мчеделов. Он любил молодежь, и она платила ему тем же. Он отдавал нам больше времени, чем другие учителя, и мы это ценили. Он умел подойти к нам, умел сойти с пьедестала учителя, стать нашим старшим товарищем, сделаться первым среди равных, и наши сердца открылись ему”.
В 1916 г. школа была закрыта за неимением средств. В этот критический момент Мчеделов на собранные среди артистов и учеников деньги решил организовать новую студию, назвав ее Второй студией МХТ. Эту идею поддержал Станиславский. Для открытия студии Мчеделов выбрал пьесу Зинаиды Гиппиус “Зеленое кольцо”. В. А. Вербицкий впоследствии писал: “Помню, как бесновался зрительный зал, уже минут пять непрерывно вызывавший режиссера пьесы, который, по своей исключительной скромности, спрятался в одном из многочисленных потайных уголков нашего старого Милютинского особняка” (Вторая студия первоначально находилась в Милютинском переулке, близ Мясницкой улицы).
Мчеделов был неизменным помощником постановщиков МХТ, обеспечивая контакт с монтировочной частью. Принимал участие в работах над “Розой и Крестом”. Его самостоятельной работой стало возобновление “Синей птицы” в 1921 г. (в основном силами молодежи Второй студии). Как многие ученики Станиславского, в начале 20-х гг. связал себя с экспериментальными начинаниями (в театре “Комедия”, совместно с В. Г. Сахновским; в “Габиме”; в созданной им Грузинской театральной студии). В театральном музее в Тбилиси хранятся его мемуары.

В. Виленкин