ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Заслуженный деятель искусств РФ

Вадим Васильевич Шверубович

Портретное фойе

(28.7.1901, Москва —13.6.1981, Москва)

Сотрудник постановочной части МХАТ, педагог.

3аслуженный деятель искусств РСФСР (1948).

Сын В. И. Качалова и Н. Н. Литовцевой, Шверубович был в детстве и отрочестве любимым воспитанником Л. А. Сулержицкого, от которого, как и от родителей, на всю жизнь воспринял благородство принципов, способность брать на себя обязанности других, демократизм, верность своему слову. Высшего образования Шверубович не успел получить в силу обстоятельств: ушел в 18 лет добровольцем в Белую армию, а после тифа начал работать как помреж и сотрудник постановочной части «качаловской группы», гастролировавшей с 1919 по 1922 г. по югу России, а затем за границей. Те же обязанности были на него возложены Станиславским и во время зарубежных гастролей воссоединившегося в Москве Художественного театра (1922-1924).

С 1932 г. Шверубович — заместитель заведующего, а затем заведующий постановочной частью МХАТ (в 1926-1930 — зав. постановочной частью Ленинградской академической драмы, в 1930-1932 гг. — Студии Малого театра). Оба основателя, как и все «старики» МХАТ, видели в Шверубовиче одного из тех строителей театра, которым он обязан мировой славой. К этому были все основания. И. Я. Гремиславский и Шверубович превратили постановочную часть театра из вспомогательно-служебной в творческую, а постановочную технику возвели в степень искусства.

Как работник МХАТ Шверубович с начала Отечественной войны имел бронь, но ушел в ополчение. Под Вязьмой попал в плен. Его дальнейшая эпопея включает побег из лагеря, переход через Сен-Готар в Италию, где его спрятали в одном из горных монастырей монахи-бенедиктинцы, участие в итальянском антифашистском Сопротивлении на севере страны. После победы он работал в резервации бывших военнопленных в Модене, где его по запросам отца разыскали; он получил бумаги для возвращения на родину, но с пограничной станции был немедленно отправлен в другой лагерь — советский. Ограбленный до нитки, в рубище из мешковины, истекающий кровью от дизентерии и побоев, он был чудом вновь найден и после десятидневного допроса на Лубянке вернулся наконец домой и на работу в МХАТ. 

С 1946 г. начал театрально-педагогическую деятельность в Школе-студии, где с 1954 г. возглавил постановочный факультет после кончины его основателя Гремиславского. Он был одним из создателей вышедшего из недр Школы-студии театра «Современник».

Незаурядный литературный дар Шверубовича открылся в мемуарных книгах «О людях, о театре и о себе» (1976) и «В старом Художественном театре» (посмертное издание, 1990). Автобиография как бы сливается здесь воедино с биографией Художественного театра. Подкупает живость намеренно «нелитературного», «разговорного» повествования. Уникально его проникновение во внутренний творческий мир Качалова. Перу Шверубовича принадлежит едва ли не самый живой портрет Станиславского: всего на нескольких страницах книги — восприятие духовной квинтэссенции и мирового значения его знаменитой «системы».


В. Виленкин