Алексей Александрович Стахович

Имена

(21.1.1856, Петербург — 11.3.1919, Москва)

Адъютант московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича; вышел в отставку в 1907 г. в чине генерал-майора. Пайщик-меценат Художественного театра, член его дирекции с 1907 г., актер труппы с 1911 г. (начал с дублирования Станиславского в роли Абрезкова, “Живой труп”, и графа Любина, “Провинциалка”; Степан Верховенский в “Николае Ставрогине”, 1913). Пользовался доверием и дружбой Станиславского. Принимал участие в работах Второй студии (дядя Мика в “Зеленом кольце” Гиппиус, 1916). Вел в школе театра класс манер, выправки, светского поведения (“maintien”). Ему посвящен цикл стихов Цветаевой. Покончил самоубийством после революции. Свои воспоминания о нем Станиславский записал, по-видимому, вскоре после его смерти (выступал с ними на 10 летнем юбилее Второй студии 27 декабря 1926); здесь рассказывается об их знакомстве, произошедшем за кулисами Охотничьего клуба во время спектакля “Уриэль Акоста”, на котором присутствовали вел. кн. Сергей Александрович с женою, и продолжившемся при устройстве спектакля-дивертисмента, поставленного Станиславским и Немировичем-Данченко 11 февраля 1898 г. во дворце великого князя. В имение Стаховича — Пальну, расположенную близ Ясной Поляны, Станиславский ездил за этнографическим материалом к “Власти тьмы” (1902). Заканчивая рассказ, К. С. говорил: “Очутившись после дворца в своей собственной кухне, вдали от детей, лишенный всего имущества, потерявший здоровье, почувствовавший старость, усомнившись в своих силах для дальнейшей работы, он боялся стать в тягость другим, впал в тяжелую меланхолию и мечтал о смерти как об единственном выходе. Он жил как артист и эстет, а умер как военный, который не хотел сдаться”.

И. Соловьёва