ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Заслуженная артистка РСФСР

Елизавета Сергеевна Телешева

Портретное фойе

(26.1.1892, Москва — 9.7.1943, Москва)

Актриса, режиссер, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1933).

Училась на Курсах драмы А. И. Адашева, играла на дачных сценах (Салтыковка, 1913— 1914). С 1 сентября 1916 г. артистка МХТ и Второй студии, вместе с остальными студийцами вступила в МХАТ в 1924 г., оставалась там до конца жизни (первый выход на сцену — Неродившаяся душа в “Синей птице”, сезон 1916/17). Вводилась на роли Екатерины I (“Елизавета Петровна”), графини де Линьер (“Сестры Жерар”), графини Чарской (“Воскресение”), губернаторши (“Мертвые души”), графини Вронской (“Анна Каренина”). Во Второй студии исполняла роли Лебедевой (“Зеленое кольцо”), игуменьи (“Некуда”), Беатрис (“Дама-невидимка”). Вместе со своими товарищами по студии Судаковым, Вершиловым, Горчаковым выдвинулась как режиссер. В МХАТ принимала участие в создании спектаклей “Безумный день, или Женитьба Фигаро”, “Сестры Жерар”, “Реклама”, “Три толстяка”, “Мертвые души”, “Горе от ума” (1938), “Последняя жертва”. Режиссерские работы во Второй студии: “Разбойники” (совместно с И. Я. Судаковым и Б. И. Вершиловым), “Гроза” (совместно с И. Я. Судаковым). Ей принадлежала постановка “Бесприданницы” в Театре б. Корш (1932). С 1933 по 1938 г. одновременно с работой в МХАТ работала в ЦТКА (поставила здесь спектакли “Мещане”,1935, и “Васса Железнова”,1936).
Педагогической деятельностью занималась с 1916 г. в школе при Второй студии, а позднее — в студии под руководством Н. П. Хмелева, в ГИТИСе, во ВГИКе. И как режиссер, и как педагог она обладала особой пытливостью к личности актера, умением помочь исполнителю “выносить” и “родить” смутно возникший в душе образ. Делала попытки теоретически определить основы искусства МХАТ (составляла вопросник, проводила анкетирование среди деятелей театра, 1936).