ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Заслуженный артист РСФСР

Анатолий Всеволодович Вербицкий

Портретное фойе

(3.2.1926, Москва — 4.7.1977)

Актер. Девятиклассником в первую осень войны начал работать в МХАТ, эвакуированном в Саратов, — сначала в столярных мастерских, потом как участник массовых сцен в “Царе Федоре Иоанновиче”, “Анне Карениной”, “Кремлевских курантах”. Продолжая работать в театре, окончил Школу-студию (1947, первый выпуск). К нему располагали превосходные внешние данные, легкая возбудимость, наследственная культура (он был сыном актера В. А. Вербицкого, в год его прихода еще игравшего в МХАТ). Вербицкий был участником обеих работ, которыми заявляли о себе в Художественном театре вчерашние ученики Школы-студии: Уолтер Гей (“Домби и сын”), Нил (“Мещане”). Трогательный, ясный, добрый спектакль по Диккенсу обещал молодым исполнителям счастливую судьбу и мог бы стать для них тем, чем для прошлых поколений были “Чайка” или “Сверчок на печи”. Однако МХАТ, как и вся русская театральная культура, в послевоенные годы испытал искореживающий идеологический нажим. Вербицкий получал роли в пьесах, которые только эксплуатировали яркую эмоциональность и прекрасную внешность, но не давали материала для творческого движения (2‑й мичман и 1‑й мичман в “Разломе”, Тимур в “Залпе «Авроры»”, Поповский в “Ломоносове”, Ахунбаев в “За власть Советов!”, Валуев, Браницкий, Барант в “Лермонтове”). С середины 50-х гг. ситуация изменилась и в репертуар Вербицкого вошли роли, для которых он был исходно предназначен, — Орсино (“Двенадцатая ночь”), Паншин (“Дворянское гнездо”), Вронский (“Анна Каренина”), Алеша (“Братья Карамазовы”), Шервинский (“Дни Турбиных”), Елецкий (“Нахлебник”). Наибольшей его удачей был романтический Незнамов в “Без вины виноватых” (1963). Ни одна из этих работ, впрочем, не стала художественным событием. Как у многих его однокурсников, актерская судьба, внешне благополучная, была надломлена. Вербицкий умер пятидесяти лет.

Фильмография