ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
заслуженный деятель искусств РСФСР

Александр Леонидович Вишневский

Портретное фойе

(20.1.1861, Таганрог — 27.2.1943, Ташкент)

Настоящая фамилия Вишневецкий. 

Актер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933).

С 1883 г. играл в провинции, где занимал амплуа первого любовника; обладал импозантной внешностью, красивым голосом, славился темпераментом и умением быть на сцене значительным; постоянный партнер Г. Н. Федотовой в ее гастролях. В МХТ был приглашен при его создании и остался тут до конца своих дней. В день открытия МХТ играл Бориса Годунова (“Царь Федор Иоаннович”,1898; роль Годунова ему поручали затем в “Смерти Иоанна Грозного”,1899, и в трагедии Пушкина,1907); в первом сезоне играл также Антонио в “Венецианском купце”, Гальвика в “Счастье Греты”, асессора Бракка в “Эдде Габлер”. Соученик Чехова по Таганрогской гимназии; исполнял в его пьесах роли Дорна (“Чайка”,1898), Войницкого (“Дядя Ваня”,1899), Кулыгина (“Три сестры”, 1901). В Художественном театре наибольший успех сопутствовал ему, когда он ярко схватывал характерность (как в роли Татарина в “На дне”,1902, оставшейся его шедевром). Среди других ролей — Марк Антоний в “Юлии Цезаре” Шекспира (1903), Енс Спир в “Драме жизни” Гамсуна (1907), Давид Лейзер в “Анатэме” Л. Н. Андреева (1909), Фредриксен в “У жизни в лапах” Гамсуна (1911), граф д’Альбафьорита в “Хозяйке гостиницы” Гольдони (1914), Лавров в “Осенних скрипках” Сургучева (1915), Берлюро в “Продавцах славы” Паньоля и Нивуа (1926), председатель суда в “Воскресении” по Л. Н. Толстому (1930), Захаров в “Страхе” Афиногенова (1931). Вишневскому нередко поручались организационные и финансовые заботы театра (например, на него легли хлопоты по первым зарубежным гастролям МХТ в 1906 г.). Оставил мемуары — “Клочки воспоминаний”. Л. ,1928.