ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народная артистка СССР, Лауреат Сталинской премии

Анастасия Платоновна Зуева

Портретное фойе

(5.12.1896, село Спасское, Тульская губ. — 23.3.1986, Москва)

Народная артистка СССР (1957).

Училась в школе Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного, преобразованной в 1916 г. во Вторую студию. Участвовала в спектаклях Второй студии «Зеленое кольцо» Гиппиус, «Младость» Андреева,
«Сказка об Иване-дураке» М. А. Чехова по Льву Толстому; запомнилась ее зловещая старуха-хозяйка в «Истории лейтенанта Ергунова».
В МХТ играла в «Селе Степанчикове» (приживалка, сезон 1918/19), в «Ревизоре» (унтер-офицерша), вводилась на роль Тильтиля (сезон 1922/23). Вместе с остальными студийцами в 1924 г. вступила в МХАТ (Кума в «Пугачевщине» Тренева, 1925; эпизоды в «Растратчиках» Катаева, в «Бронепоезде» и «Блокаде» Вс. Иванова).
Ее репертуар украшали роли в русской классике, требовавшие точного знания национального быта и плотной характерности, чаще всего комедийной: Коробочка («Мертвые души», 1932), Домна Пантелевна («Таланты и поклонники», 1933), знахарка Зобунова и странница Феклуша («Егор Булычев и другие» и «Гроза», 1934), Глафира Фирсовна («Последняя жертва», 1946). Улита («Лес», 1948), кухарка («Плоды просвещения», 1951), Мерчуткина («Чеховские страницы», 1979) и др.
В том, как играла Островского эта верная выученица школы МХАТа, можно было угадывать дальние — «корневые» — связи с искусством Садовских, с их чувством сценического слова. Она сохраняла невозмутимый яркий юмор решения роли при драматических поворотах общего сюжета и судьбы ее персонажа (попадья, «Унтиловск», 1928; Матрена, «Воскресение», 1930; Мавра, «Земля», 1937; Марья, «Любовь Яровая», 1938: Квашня, «На дне», 1941; Анфиса, «Три сестры», 1958). Среди ее ролей — Авдотья Ивановна («Зеленая улица», 1948), Луша («Илья Головин», 1949), Пошлепкина («Ревизор», 1967), мать Альдонсы («Дульсинея Тобосская», 1971), Манефа («На всякого мудреца…», 1973), Варвара Антоновна («Уходя, оглянись!», 1976).
Актерский дар 3уевой вдохновил Бориса Пастернака на знаменитые строки («талант единственная новость, которая всегда нова»).
3уева оставила мемуары.

И. Соловьева