Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию

Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
Мягков отказывается от роли, Гундарева уходит с репетиции спектакля «Кабала святош», Апексимова восстанавливается по суду, но не может встретиться с Табаковым. Что же на самом деле происходит в старейшем театре страны и как видит в нем свое будущее известный актер и режиссер, ставший худруком прославленной сцены?

- Первый тайм вы уже отыграли, Олег Павлович?

 — Можно сказать и так.

- И одно лишь сумели понять?

 — Да, вынужден констатировать: по внешнему кругу за год моей работы во МХАТе сделано не слишком много, хотя? Отменены коррупция, алкоголизм, срач, грязь, произведен ремонт закулисных помещений, части сцены и административного корпуса, построен гараж.

- Почему-то мне казалось, что вас во МХАТ приглашали не на роль завхоза?

 — Какая странная и дилетантская постановка вопроса! Когда ты наводишь порядок в собственной квартире, о чистоте сортира, полагаю, не забываешь? Почему же считаешь, что в театре может вонять нечистотами? Или, по-твоему, это помогает решению творческих задач? Кстати, и в подвале на улице Чаплыгина нам пришлось начинать с разбора завалов – в буквальном смысле слова. Чтобы открыть театр-студию, мы выгребали из использовавшегося под угольный склад подвала груды мусора, украшенного пирамидками фекалий. А куда деваться?

- Любишь кататься — люби и саночки?

 — Во-во! Какая разница, назовут меня завхозом или прорабом, если я понимаю, что нужно предварительно сделать, дабы люди хоть немного подготовили души к творческому акту?
Но ты прервал меня, не дав закончить рассказ о главных достижениях на посту завхоза. В вопросах собственности я навел относительный порядок. Прежнего бардака с арендой принадлежащей МХАТу недвижимости уже нет.

- Бардака, допущенного Олегом Ефремовым?

 — Эта тема для меня — табу. Ты же знаешь формулу: о покойниках или хорошо, или ничего.

- Выбираете ничего?

 — Именно так?

- Вы не считаете себя должным Олегу Николаевичу?

 — Должным — нет. Есть моральная память, но это другое. Вот надгробный памятник к годовщине смерти поставить не успели, но закончим, скоро закончим.  Однако продолжу список добрых дел завхоза.

- Задело вас, Олег Павлович, задело!

 — Дай договорить! Впервые за 102 года существования МХАТа у театра появилась третья сцена. Экспериментальная, небольшая, на 140 мест, но - новая! Кстати, о новом. Я без жалости расстаюсь со старыми традициями, если они отжили свое. Например, в театре было принято под Новый год выдавать премию в соответствии с табелью о рангах: народный — получи побольше, заслуженный — бери поменьше. Я эту схему поломал, решив, что оценивать людей надо по объему вложенного труда. Поэтому сто тысяч рублей достались тому артисту, который при прежнем раскладе и на половину этой суммы претендовать не мог.
Мало того, теперь трижды в год перед праздниками люди будут, как в советские времена, получать подарочные продовольственные наборы: палка колбасы, поллитровка, коробка конфет, банка икры, кофе, шпроты.

- Задабриваете подчиненных?

 — Не-е-е-ет! Зачем мне это? Что мне от них надо?

- Чтобы не бузили.

 — И так не бузят.

- Даже когда увольняете неугодных?

 — Наверное, время перейти к художественной стороне вопроса? Да, труппа сокращена с 86 артистов до 67.

- За счет тех самых алкоголиков, которых вы упоминали вначале?

 — За разный счет. Без меры употреблявшие господа-актеры восприняли мои слова о борьбе с пьянством всерьез и прекратили распивать на рабочем месте. За весь сезон не было ни одного случая нарушения трудовой дисциплины, что, скажем откровенно, для МХАТа событие «историческое».
Думаю, в театре ко мне вообще отнеслись серьезно. Я ведь офицер из ведомства Сергея Шойгу.

- Ликвидатор?

 — Оздоровитель. Понадобилась санация, и позвали специалиста. Я отменил в театре демократию. Никаких художественных и прочих советов. Как говорила героиня Булгакова из «Театрального романа», «глупостев не допускаем и против властей не бунтуем».

- Диктатура?

 — Скорее просвещенный абсолютизм. Я ведь ничего не должен никому из работающих в театре. Они не звали меня на царствие, я не вел с ними предварительных переговоров, не давал обещаний. И не стал бы обещать что-либо, поскольку пришел восстанавливать до удивления разваленное хозяйство. Год понадобился, чтобы оценить масштаб разрушений. В итоге за сезон мы успели выпустить всего четыре спектакля. Кроме «Сирано де Бержерака», начатого еще при Олеге Ефремове, это «Венецианский антиквар», «Лесная песня», «Девушки битлов» и «№ 13».

- Из всего названного публика «на ура» приняла только комедию, поставленную Владимиром Машковым.

 — Заметь: я умышленно ничего не комментирую, а лишь перечисляю. Итак, почва подготовлена, и за полтора месяца в начале следующего сезона состоятся сразу три премьеры: «Кабала святош», «Антигона», «Ю». Плюс к этому — капитальный ввод новых актеров в «Чайку», на мой взгляд, самую значительную из постановок Олега Николаевича. Да и вообще: «Чайка» есть «Чайка».

- Давайте тогда договаривать до конца. Каких актеров собираетесь вводить, чьими силами премьеры организовывать? Небось ропщут во МХАТе: чужаки наступают!

 — Когда смотрю на распределение ролей и не вижу в Художественном театре артистов, способных сыграть то, что мне нужно, приходится обращаться за помощью со стороны. А что делать?

- Товарищ Сталин говорил: «Нет у меня других писателей». Представьте и вы, товарищ Табаков, будто нет у вас других актеров, кроме 67 оставшихся.

 — Кстати, и это не окончательный отбор или, как модно сейчас говорить, селекция. Состав труппы определится через год.

- Старичкам место найдется?

 — Останутся люди, востребованные вне зависимости от возраста. Все будет определять репертуар.

- И что он определит, к примеру, для Станислава Любшина, Андрея Мягкова?

 — Первый уже репетирует в «Ю», второй от предложенной работы пока отказался. Если и дальше будут следовать отказы со стороны Мягкова, это, наверное, станет поводом для серьезных размышлений с моей стороны. Я не собираюсь никого уговаривать. Как говорится, свято место пусто не бывает.

- Словом, отряд не заметит потери бойца, пополнив ряды из резерва ставки, то бишь из все той же «Табакерки»?

 — Не исключаю, что и так.

- Но уже и сегодня МХАТ знаете, как расшифровывают? Московская художественная академическая… Угадайте, что дальше, Олег Павлович. 

 — Табакерка?! Еще раз объясняю: мне много раз задавали вопрос, зачем я полез сюда, во МХАТ. После некоторых размышлений я сформулировал ответ: подлее было бы отказаться. Когда со мной заключали контракт на пять лет, я оговорил условие: первые полтора года будут неким испытательным сроком, по истечении которого мне предстоит определиться, приношу я театру пользу или вред. На сегодня могу сказать: да, мой приход во благо. Я не уйду отсюда в начале 2002 года. Все, ребята, извините, остаюсь на пять лет.

- Прекрасно! Но вы не ответили на мой вопрос. Давайте пройдемся по персоналиям. Последние премьеры минувшего сезона – «Девушки битлов» и «№ 13» сработаны Владимиром Машковым и Александром Мариным, учениками вашей «Табакерки», так? В ближайших премьерах нового года главные роли достались кому? В «Кабале святош» вам, а в «Антигоне»… Договаривайте, Олег Павлович. 

 — Моей жене, Марине Зудиной. Ну и что с того? А вы знаете, сколько в начале века понадобилось времени, чтобы труппа этого театра обрела право называться великой? Шесть лет! Значит, впереди у меня четыре года. Даю слово, что оставлю своему последователю хорошую труппу, лучшую в России. Я это сделаю! Гарантирую!

- Знаете, Олег Павлович, я сегодня утром прилетел из Киева. Вы, кстати, когда в последний раз там были?

 — Года, наверное, три назад.

- Значит, не видели памятника, поставленного героям комедии «За двумя зайцами». А я как узрел Голохвастова, так сразу о вас, Олег Павлович, подумал. Трудно, наверное, на двух стульях сидеть?

 — У меня способностей много! Давай проанализируем. Начнем с Подвала.

- В смысле — с «Табакерки»?

 — Ну да.

- А почему вы, кстати, этого слова избегаете? Из скромности?

 — Нет, просто не люблю. Не нравится.

- Слияние двух театров возможно?

 — Исключено, ибо будет противоречить движению обоих. В итоге получится такая несвежая окрошка. Итак, продолжаю. Подвал: двухнедельные гастроли в Новосибирске, тысяча зрителей ежедневно. Неделя в Нижнем Новгороде с переполненным залом. Неделя в Туапсе. Аншлаг! Премии «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», которые получали спектакль «Комната смеха», Миронов, Безруков, Зудина, Машков, Германова. Нормально?

- Да, если не учитывать, что во время всех этих триумфальных гастролей худрука МХАТа не было в театре, переживающем, по вашим же словам, трудные времена. Еще есть кино, в котором вы снимаетесь, есть американский город Бостон, где ежегодно курс ведете. Нормально?

 — Бостон — это летом, во время отпуска. Что касается остального… Мое постоянное присутствие в театре совсем не обязательно. Я же пытаюсь вдохнуть во МХАТ жизнь, а не организовать здесь систему руководства. Кстати, ты знаешь, что заполняемость мхатовского зрительного зала в минувшем сезоне превысила 90 процентов, хотя за четыре месяца 2000 года, то есть до моего прихода сюда, не дотягивала и до пятидесяти?

- Полагаете, ваша заслуга?

 — Наверное, сработал обыкновенный обывательский интерес: умер заслуженный человек, на его место пришел другой. Любопытно ведь поглазеть, что у него получится. Я нарочно снижаю планку рассуждений. Вероятно, есть и иные причины, заставляющие зрителя платить по 750 рублей за «№ 13», по 500 рублей за «Амадея», но я не хочу об этом рассуждать. Скажу одно: зал должен быть и будет полон. К слову, даже предпремьерные показы «Кабалы святош» прошли при аншлагах, дав возможность театру заработать по 273 тысячи рублей за вечер. Почти по 10 тысяч у.е.

- Денежки считаете?

 — А как же! Это ведь театрально-зрелищное предприятие. Пролистай записные книжки Немировича, там через строчку речь о деньгах, об успехе, а значит, о жизни! Кстати, поразительное дело, обязательно напиши об этом: богатые люди снова стали вкладывать немалые суммы в театр.

- Хотите рекламу спонсорам сделать?

 — Нет, проблему вешаю, даю пищу для размышления. Вот как ты думаешь, почему мне дают деньги?

- Теперь, Олег Павлович, на комплимент напрашиваетесь.

 — Подожди, я ведь не кокетничаю, а рассуждать пытаюсь. Если бы дружок расщедрился, один разговор. Но он и раньше помогал. А другой дружок как не давал ничего, так и не дает. Не в том вопрос. Серьезный капитал вдруг проявил интерес. Доверяют деньги!

- Поздравляю.

 — Это в самом деле серьезно. Значит, что-то меняется в стране. Доходит до людей: все на тот свет не унесешь, пять штанов на одну ж..у не натянешь. Кстати, такая картина не только в Москве наблюдается, но и в других местах – в Нижнем, Новосибирске, Екатеринбурге. «Ветер века в наши дует паруса».

- Ура! Но можно от глобального свернуть к локальному? Вы упоминали «Кабалу святош», и я, Олег Павлович, хочу вернуться к вашему тезису о том, где должен быть командир — впереди на лихом коне или на гастролях с другим театром. Напомните, пожалуйста, когда Шапиро собирался показать премьеру «Кабалы»?

 — Да, это моя последняя слабина, допущенная лишь по той причине, что я исполняю в спектакле главную роль.

- Расшифруйте, что за слабина?

 — В момент, когда должна была состояться премьера, «Кабала» оказалась не готова. Не работали в должном режиме цеха, свет, возникли проблемы с декорациями, костюмами. Стояла дилемма: или домино посыплется, или откладываем премьеру на три месяца. Я выбрал второе, поступив абсурдно с точки зрения обывателя: руководитель театра пожертвовал спектаклем, в котором у него главная роль.

- Вы не упомянули еще одно обстоятельство: из «Кабалы» ушла Наталья Гундарева. Не захотела играть.

 — Да, она отказалась от сотрудничества с нами, видимо, разочаровавшись во мне, театре, смысле предложенной работы. Оставляю это без комментариев, замечу лишь, что поступок актрисы сказался на сроках выпуска спектакля, но не изменил моего нежного отношения к Гундаревой, которой искренне желаю скорейшего выздоровления. 
А премьера все равно состоится, но осенью, в сентябре.

- Слушаю вас, Олег Павлович, и думаю: а может, не стоит так тужиться МХАТу и вам заодно с ним? Может, честнее признаться: это театр с великой историей и посредственным настоящим?

 — Повторяю: когда уйду отсюда, оставлю за собой лучшую труппу России! Лучшую!

- Разогнав для этого существующую?

 — Это вообще не тема для меня — разогнать, не разогнать.

- Зато наверняка тема для тех, кто сегодня служит во МХАТе. 

 — Вот пусть обиженные и обращаются к вам, а вы их печатайте.

- Значит, обиженные есть?

 — У них спрашивайте.

- Спрашивал. Например, у Апексимовой.

 — Ей-то с чего быть недовольной? Ее вместе с командой по суду восстановили на работе. Естественно, они ничего не делают, но деньги им регулярно перечисляются.

- Ирина сожалеет, что не может пообщаться с вами, своим учителем.

 — Я не поддерживаю никаких отношений с людьми, которые таким образом возвращаются в театр.

- Ждете, пока они добровольно уйдут?

 — Конечно. И дело не в суммах, которые им переводятся. «Богат я, казны не считаю, и все не скудеет добро». Тут вопрос принципа. Я от учеников не отрекаюсь и не злюсь, когда они уходят от меня. Я их всех люблю. Но предательства не прощаю.
А знаешь, как получили свои первые московские квартиры Володя Машков и Женя Миронов?

- Наверное, кот Матроскин сходил на прием к столичному мэру?

 — Еще проще! Когда Саша Марин с моей помощью добыл новую квартиру, он в знак благодарности переписал на меня прежнюю, двухкомнатную, а я разменял ее на две однокомнатные и отдал Володе с Женей. Пойми, я не хвастаюсь и говорю об этом только потому, что ты задел вопросом. Я никогда ничего не жду за свою любовь. Кстати, это относится и ко МХАТу. Считаю долгом отплатить за то добро, которое сделали Художественный театр и его Школа-студия, дав мне ремесло, профессию. 

- И все же, Олег Павлович, наверняка за год хотя бы раз мелькнула мыслишка: зря ввязался.

 — Я, как тебе сказать?.. мужского пола с внятно выраженными признаками оного. Конечно, бывало трудно. Например, мы восемь с половиной месяцев репетировали «Кабалу». Такое в первый раз в моей жизни. И в последний. Больше подобного не допущу. Однако выматывающее ожидание премьеры не имеет никакого отношения к сомнениям в правильности прихода во МХАТ. Чтобы вздохнуть полной грудью после «Кабалы», мне нужно было выпить двести граммов, лечь на диван и уснуть.

- И часто вам приходилось силы с помощью водки восстанавливать?

 — Бывало, бывало.

- Так, глядишь, и сопьетесь.

 — Нет, и тут я не продолжу традицию МХАТа. Не доставлю радости недругам. Не дождетесь!