Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Табаков больше не играет в поддавки

Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Сегодня Камергерский переулок станет звездным как никогда. Концентрация звездного свечения достигнет предела, потому что первый драмтеатр страны — МХАТ им. Чехова — открывает свой сезон. Накануне его художественный руководитель и директор в одном лице Олег Табаков дал интервью обозревателю «МК». Судя по всему, реформатор Табаков настроен более чем решительно.

- Олег Павлович, с каким настроением начинаете новый сезон?

 — Когда первоочередные дела сделаны, начинается этап рутинной работы. Из прежнего репертуара осталось 7 названий, было 20 с лишним. Остается только то, что востребовано зрителем — может быть, 4-5 спектаклей. Это нормально для живого, возвращающего себе рабочую форму театра. Шедевры не планируются, но планируется — Островский, Булгаков, Мольер, Шеридан, Салтыков-Щедрин, Ибсен, Платонов, Достоевский. Поскольку я человек того поколения, для которого Вторая мировая война — часть жизни и эмоциональной памяти, то несколько работ будет посвящено войне. Будет и новая драматургия — братья Дурненковы, братья Пресняковы, Жеребцов.

- Но в связи с сокращением старых спектаклей может образоваться безработица среди старого состава МХАТовцев.

 — Нет. Труппа занята довольно ровно. Я придумал новые работы для Ии Савиной, Нины Гуляевой. Театр помнит о тех, кто отдал ему годы и годы.

- А Татьяна Лаврова?

 — Болеет.

- Вернется ли в театр после болезни Вячеслав Невинный, не работавший весь прошлый сезон?

 — А как же! Он еще в больнице, где продолжается реабилитационный период. Слава едва ли не единственный человек в театре, с кем у меня еще есть и человеческие отношения. С другой стороны, к концу нового сезона я думаю прийти к трехступенчатой труппе.

- Что это значит?

 — Это все то, что существует в «Комеди Франсез» уже 200 лет, — основная часть труппы, переменная ее часть и вспомогательный состав. Это вовсе не означает, что разрыв в оплате труда будет каким-то сверхъестественным. Человек из вспомогательного состава вполне может зарабатывать больше того, кто занят в основном, согласно своему трудовому вкладу в театральное дело за месяц. Но это должно быть юридически обосновано и проведено через Федеральное агентство. Так же, как и законным должно быть использование наемного труда актеров, привлекаемых во МХАТ из других театров. А также оплата труда актеров МХАТа, привлекаемых в другие театры, в антрепризы, на телевидение. 

- То есть вы будете брать актера в аренду?

 — Да - и «брать» и «сдавать». Если мы приглашаем актрису из театра Фоменко, обязательно будем покупать тот рабочий день, на который изымаем ее из труппы. Это даст возможность сохранить актеру достоинство, не прибегать к обману и унижению для сокрытия своих сторонних заработков.

- А будут ли во МХАТе, по аналогии с «Комеди Франсез», введены штрафы?

 — Поскольку денежное возмещение за актерский труд, на мой взгляд, еще пока недостаточно велико, повременим с этой частью. Но в принципе это тоже будет.

- Олег Павлович, кого из артистов других московских театров вы еще переманили во МХАТ? Или перекупили?

 — Никого не перекупил и не переманил. Авангард Леонтьев из «Современника» уже перешел к нам и сейчас будет играть Дергачева в «Последней жертве», Гаева в «Вишневом саде», а потом Счастливцева в «Лесе». Да, в «Современнике» он получал больше, но и Алла Покровская в школе-студии, где преподает, получает немалые деньги. Так что я их не перекупил. Это называется заинтересовал работой.

И дальше я буду продолжать звать необходимых этому театру актеров. Потому что моя задача создать качественную труппу. Если я не останусь на этом месте еще один срок — то тогда, скажи, зачем все это? Пожаротушительные, спасательные, ремонтные работы проведены. А если говорить о настоящих художественных проблемах, то главным остается создание ансамбля, где люди говорят на одном языке. Во МХАТ пришли студенты школы-студии. Мало этого, я беру несколько человек лишь на один сезон, и это связано с моим недостаточным знанием этих актеров и необходимостью проверки их в деле.

- Правда ли, что в новом сезоне не будет работать знаменитый толстяк — актер Семчев, который в прошлом сезоне порывался несколько раз подать заявление?

 — Неправда. Просто он набрал так много сторонней работы, что мы с ним пришли к выводу — пришло время свести ее до минимума и сосредоточиться на работе в театре, заняться усовершенствованием самого себя. Он человек талантливый, и его последняя работа в «Белой гвардии» в полной мере это показала. Он не только будет работать, он уже репетирует Оргона в «Тартюфе». В сентябре у него пять спектаклей, в октябре будет больше.

- На какую актерскую ставку может рассчитывать во МХАТе молодой актер?

 — Давай посмотрим. Год работающая актриса получает, например, 17 тысяч, а два года — 27-28. А есть, кто получает 37 тысяч рублей. Это не фиксированная заработная плата, а та сумма, что оценивает трудовой вклад артиста в дело. И это не черный нал, а заработанные театром деньги, получаемые в кассе бухгалтерии. 

- Четыре года назад, заступив на пост худрука МХАТа, вы перевернули судьбу актрисы из третьего состава — Ольги Барнет. Сейчас она звезда. Намерены ли вы повторить столь удачный опыт с другими подзабытыми артистами?

 — Да, продолжится эта тема. Во всяком случае, я прилагаю к этому конкретные усилия. Но сложность моего положения заключается в том, что я сам не ставлю спектаклей во МХАТе, а молодые режиссеры, работающие у нас успешно, в первую очередь заботятся о своих спектаклях, а не решают проблемы формирования труппы. Но в этом сезоне я уже более жестко, более директивно и волевым усилием буду участвовать в распределении ролей. Меня не устраивает отсутствие заботы о той самой труппе, про которую мы говорим. Чтобы ее сформировать, надо людям дать возможности.

- Кстати, о молодой режиссуре. Кто будет ставить в этом сезоне?

 — Нина Чусова, Юрий Бутусов, Дмитрий Черников. Черников будет делать, по всей вероятности, одну из пьес, шедшую в Художественном театре, — «Школу злословия». С Бутусовым пьесу обсуждаем.

- Два неприятных вопроса, которые обсуждает театральная Москва и в особенности труппа МХАТа. Первый — артисты «Табакерки» крайне много заняты во МХАТе, тем самым теснят местных коллег.

 — Это не так. К сожалению, многие места в этой труппе, которые мне видятся, пока вакантны. Я привлекаю артистов из подвала только в том случае, если они несомненно более верны назначению на роль. К тому моменту, когда я пришел во МХАТ, труппа была не сбалансирована, не сформирована. А теперь, когда за последние два года мы имеем зримые успехи, я, формируя кастинг, не могу выставлять не первый состав. Я отказался играть в поддавки. Отказался от компромиссного распределения ролей.

- И второй вопрос — ваша супруга, актриса «Табакерки» Марина Зудина, только в этом сезоне сыграла две главные роли. Во МХАТе нет героинь?

 — Если было бы верно то, что говорят, то она бы в «Белой гвардии» играла Елену Тальберг. Елену же играет Наталья Рогожкина. А «Дядя Ваня» — это спектакль не МХАТа, а «Табакерки». В «Последней жертве» Зудина назначена на главную роль режиссером Ереминым, хотя я предлагал ему альтернативные варианты. И потом, зачем ее сюда тащить, у нее в «Табакерке» все в порядке.

- Что будет в новом сезоне делать Олег Павлович Табаков?

 — Много играть. Я назначен на роль Тартюфа. Наверное, буду занят еще в одном спектакле — каком, не скажу. И еще одна затея, которая у меня носит характер сердечной привязанности, — давно есть потребность сыграть странную бессюжетную историю: разговор человека моего возраста с ребенком — о жизни, о мире, о войне. Я уже начинал эту работу с Дуней Смирновой, но у нас не сложилось. Теперь, я думаю, эту работу сделает Женя Гришковец. Замысел мой, а режиссером будет Кама Гинкас.

- Какова будет цена на билеты и их доступность разным категориям населения?

 — Нельзя назвать средние цены. Средние на разные спектакли разные. «№ 13» — 500 рублей, «Последняя жертва», «Белая гвардия» — 270-300, «Вишневый сад» чуть меньше. А на новой сцене никогда не будет дороже 200 рублей. Мы будем учитывать возможности, которые дает Интернет. Обязательно я хочу вместе с Федеральным агентством создать программу «ФАК — МХАТ — студенчеству Москвы» — для МГУ, физтеха, МВТУ имени Баумана, МАИ. Все это я делал вместе с Леонидом Эрманом в 70-е годы в «Современнике», когда стал его директором. Помимо этого в театре появится процентов 5 так называемых социальных билетов — для пенсионеров.

И единственное, чем я недоволен, — не удалось провести техническое перевооружение театра. Но Администрация Президента и Федеральное агентство по культуре и кинематографии поддерживает меня в том, чтобы дать возможность театру в техническом отношении выйти на европейский уровень.