Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

В молодости никто, кроме мамы и «Мосфильма», не помог мне

Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
В среду руководителю МХТ имени Чехова и «Табакерки» народному артисту России Олегу Павловичу Табакову исполняется семьдесят лет. Специальный корреспондент"Известий Артур Соломонов провел с Олегом Табаковым один день перед юбилеем.

«Надо же на что-то покупать рыбок»

известия: В России в подавляющем большинстве актеры живут за чертой бедности. Чего не скажешь о тех, кто играет в двух театрах, которыми вы руководите.

Олег Табаков: Я так много наслушался словоблудия о гражданственности, инакомыслии, сопротивлении власти и так далее, что твердо знаю: те, кто много разговаривает в этом русле, мало или совсем мало делают. Я предпочитаю дело. То есть делаю то, что подсказывает мне мой жизненный опыт. Потому что я помню, как в молодости мне отчаянно нужны были деньги и как никто, кроме моей мамы и «Мосфильма», не помог мне (смеется).

Я нередко вижу либо ханжество, либо некоторую интеллектуальную жуликоватость моих коллег, которые делают вид, что так заняты принятием решений на горних высях, что нет им дела до презренной прозы, в которой прозябают их ведомые.

известия: В связи с таким пристальным вниманием к этой «прозе» у вас не изменилось отношение к вашему молодому герою из фильма «Шумный день», который саблей крушил мебель, выражая презрение к мещанскому покою и уюту?

Табаков: Я думаю, что сейчас, в данной ситуации, он бы поступал так же, как я. Именно это во мне говорит, а не что другое. Надо же на что-то покупать рыбок. Разве это не важно?

«Дастин Хоффман приходил ко мне учиться»

Десять часов утра. Из подъезда дома на улице Расплетина выходит Олег Табаков с сыном Павлом. На этот раз прогулка будет короткой — у отца много дел, и Табаков-младший относится к этому с пониманием. Павел слегка стесняется фотокорреспондента, который вращается вокруг него, но стойко выдерживает испытание. Попрощавшись с Павлом, мы направляемся в больницу, где врачи должны провести экстренную проверку состояния здоровья худрука МХТ. Табаков сетует, что дотянул с этим до последнего дня — завтра он отбывает в Венгрию на съемки. Не было времени: на плечах Табакова два театра, съемки, он занят в спектаклях МХТ и «Табакерки», а вчера был конкурс в Школе-студии МХАТ. Табаков долгое время был ректором этого вуза.

известия: Я слышал, что, когда вы приезжаете преподавать в Америку, к вам приходят учиться как молодые актеры, так и те, кто уже давно играет на сцене.

Табаков: У американцев, в отличие от нас, есть наивная вера в то, что они всему могут научиться. Давно я подрабатывал тем, что вел курсы в американских университетах. И на занятиях появился Мюррей Абрахам, который играл Сальери в фильме «Амадей» Милоша Формана. Прошли сутки — и появился Дастин Хоффман. Эта почти святая вера — я хочу, я могу, я буду — производит очень сильное впечатление. Американцев как учеников я бы поставил почти вровень с русскими. В американской школе, где я впервые преподавал, среди прочих были двое парней из Техаса — одному шестнадцать лет, другой еще моложе. И были еще два профессиональных актера — одному шестьдесят семь, а другому — под шестьдесят. И эти четверо были самыми лучшими учениками (смеется). Конечно, это можно объяснить нашей пословицей «Что старый, что малый» — но дело не только в этом.

Подъезжаем к клинике, Олег Павлович уходит диагностироваться, а мы с шофером Дмитрием выходим покурить. Я интересуюсь, нужно ли проходить какой-то конкурс, чтобы стать шофером Олега Табакова? Не по актерскому мастерству, но все же? Он отвечает обстоятельно: «Я возил народных артистов, им нравилось. Меня порекомендовали Олегу Павловичу, он две недели присматривался — и взял. У нас такое правило — мы возим народных на спектакль, увозим домой после спектакля, ну когда им нужно в больницу или еще куда. Конечно, актеры вроде Семчева или Пореченкова добираются сами — молодые еще. С моим напарником мы возим Олега Павловича через два дня». — «Как его зовут?» — «Тоже Дима. Чтобы Олег Павлович не путался» (смеется). Олег Павлович возвращается и оповещает, что вроде бы все в порядке, врачи результатами довольны. Я интересуюсь, не продолжает ли он курить трубку.

Табаков: Не разрешают, но я порой так, как соску… Но на сцене — бывает, есть два спектакля, где я курю. Так что — балуюсь.

известия: После инфаркта, который у вас случился в 29 лет, вы эту привычку не бросили хоть на время?

Табаков: Нет, по молодости лет.

известия: На вас не произвело впечатления слово «инфаркт»?

Табаков: Ты знаешь, не произвело.

«На Михаила Афанасьевича цветков не хватило»

Следующий пункт — Новодевичье кладбище. Олег Павлович каждый год приходит сюда по окончании сезона: «Для актеров сезон — основная единица измерения жизни. Когда один сезон ушел, а другой еще впереди, я прихожу к своему учителю, Василию Осиповичу Топоркову». Мы выходим, и даже тут, у входа на Новодевичье, неудержимы проявления любви народной к Табакову. Мужчина высовывается из машины и радостно кричит: «Олегу Табакову привет!» Табаков отвечает на приветствие, покупает в магазине цветы, а на выходе — другая поклонница, пожилая дама: «Олег Павлович, здоровья вам, и Мариночке, и Пашеньке». Табаков благодарит, и мы под легко накрапывающим дождем идем к могиле Никиты Сергеевича Хрущева. Олег Павлович кладет две гвоздики: «Этот человек дал возможность опубликовать „Один день Ивана Денисовича“, и после этого для меня началась другая реальность. А потом он разрешил „Современнику“ родиться. Я дружил с его дочерью, с его зятем Аджубеем. Конечно, не потому, что они имели отношение к генсеку, мне просто нравились эти люди».

Пока мы идем от могилы Хрущева к месту, где похоронен учитель Табакова Василий Осипович Топорков, Олег Павлович рассказывает о своих ушедших близких: «В детстве самым моим любимым и любящим меня человеком была бабушка. Она стала первой потерей в моей жизни. Страшная беда, которая началась с войной, закончилась смертью бабушки — она умерла после победы. И когда это случилось, я понял, что самая счастливая пора моей жизни закончилась. Все, точка. А потом и баба Аня умерла. Но это все для моих близких людей, для моей семьи, было естественной частью жизни — и рождение, и смерть, и похороны, и наше горе. Как праздновали Пасху или Рождество, так и хоронили своих умерших — это нормальная составляющая жизни, или бытия».

известия: А ваш старший сын Антон застал бабушку?

Табаков: Конечно. Ему любви досталось много. Моя мама его опекала и обожала. А незадолго до того как у меня появились дети, наша соседка по коммунальной квартире из Саратова, Марья Николаевна, решила приехать ко мне. Она и была второй бабушкой Антона, и очень много любви в него вложила. Помню, с ней еще до рождения Антона такой инцидент произошел. Она была верующим человеком и собралась помирать. Купила саван, тапочки, позвала меня и говорит: «Вот книжка сберегательная, похоронишь меня». Я обиделся: «Я вас и за свои деньги похороню» (смеется). А в это время, буквально в эти дни, моя первая женя Люся родила дочку Сашу. И Марья Николаевна встала, бросила умирать и жила еще восемь с половиной лет. Отвела мою дочь во второй класс и померла. Это был один из самых сильных жизненных уроков.

Мы подходим к могилам учителя Табакова, Станиславского, Ефремова и Чехова.

Олег Павлович кладет цветы. Оглядывается назад, на могилу Булгакова, и отмечает: «На Михаила Афанасьевича цветков не хватило». — «МХАТ вообще к нему всегда был несправедлив».

известия: У вас остались друзья, которые были с вами в детстве, юности — и дальше?

Табаков: Умерли. Двое таких у меня было — Миша Свердлов, который умер в Израиле, так и не реализовав свой актерский и режиссерский талант. И Славка Нефедов, который окончил Щепкинское, потом работал в провинции и наконец — в московском театре «Вернисаж». Он тоже помер два года назад.

известия: Помните свою первую встречу с Топорковым?

Табаков: Он сидел за столом, в центре приемной комиссии, было очень жарко — и он часто обмахивался ярким шелковым платком.

известия: Он, конечно, потом бывал на ваших спектаклях.

Табаков: Я видел, что он радовался за меня. Первый мой спектакль большого, я бы сказал, концертного успеха — «Третье желание», комедия, поставленная Женей Евстигнеевым. Тогда я и понял, что в комедии хлеб мне обеспечен. Я играл образцового мещанина, маляра. Там была сцена, на которую зритель реагировал очень бурно, — когда я в течение получаса выпивал бутылку коньяка. Я придумал себе такую репризу: когда в очередной раз выпивал, то говорил: «Причина та же». На какое-то время эта фраза даже вошла в обиход в Москве… Василий Осипович пришел и по-отечески, серьезно, меня журил: «Ты что сразу все карты выдаешь? Надо потихоньку разворачивать образ».

Очень мудрые слова говорил. Основной учитель ремесла моего, которым я на жизнь зарабатываю, — конечно, Василий Осипович. Мне кажется, ученик должен удивленно смотреть на учителя: «Как он это сделал?» Вот так я и глядел на моего учителя. Ведь сейчас в Москве, дай бог, пять человек, которые могут научить актерскому мастерству.

А моя актерская родословная ведется от Владимира Николаевича Давыдова, знаменитого актера Малого театра, — он был учителем Топоркова. А Давыдов считал своим учителем Михаила Семеновича Щепкина. Так что мои ученики остаются последними в этой цепи.

известия: Может, кто-то из них, например Евгений Миронов, еще наберет курс актеров когда-нибудь?

Табаков: Когда он наконец переиграет все главные роли в спектаклях мирового репертуара, думаю, он придет к педагогике.

«Я не рефлектирующий, а скорее, бульдозер»

Мы едем к одному из самых важных театральных домов в жизни Табакова — «Современнику». Табаков просит остановить машину у входа.

известия: Вы часто проезжаете мимо этого здания. Есть ностальгия?

Табаков: Нет.

известия: Так не может быть.

Табаков: Может. Если ностальгия и есть, то с оттенком печали по поводу нереализованности намерений. Я ведь вообще человек не рефлектирующий, а скорее, бульдозер. И нынче главное, связывающее меня с этим театром, — это Валька Гафт. Он ведь с моего курса, или я с его курса… И всякий раз, когда я вижу его, радуюсь. Еще — Галя Волчек, которую я люблю. Все равно люблю.

На этом похвальное слово театру, где Олег Павлович проработал больше двадцати лет, закончилось, и мы поехали к театру на Чаплыгина, знаменитой «Табакерке». К этому зданию Олег Павлович подходит с гораздо большей охотой и бодростью: он ведь отец-основатель, хозяин. Все здесь поначалу было в его ведении — и хозяйственные дела, и художественные. Мы останавливаемся у входа в «Табакерку».

Табаков: Жители этого дома поначалу вели себя достаточно враждебно к нашему театру. Подвал им нужен был для иных целей, ведь здесь живут состоятельные люди. Было много протестов, судебных исков.

известия: Как вы пытаетесь погасить ревность ваших учеников к Художественному театру, к тому, что вы теперь занимаетесь все-таки преимущественно им?

Табаков: Я умудряюсь довольно разумно эту ревность канализировать. Ведь когда мне досталось это наследство, оно было в руинах. В зале было сорок — сорок два процента зрителей. И поначалу я сделал так, что спектакли МХАТа шли в пятницу-субботу-воскресенье, а в остальные дни на этой сцене играл «подвал». И в результате зрители подвала стали обновленной аудиторией МХАТа. 

известия: Я помню, как на прошлом сборе вашей труппы в «Табакерке», когда речь зашла о новом спектакле и о возможности кого-то пригласить, ваши актеры кричали: «Не надо нам приглашенных! Справимся сами!»

Табаков: Они ведь небезосновательно ощущают себя мощной командой: Смоляков, Хомяков, Мохов, Беляев, Егоров, Безруков. Есть в другом театре такое же созвездие, принадлежащее этому поколению? Олег Ефремов лет двенадцать назад впервые сделал мне предложение объединить мой театр и МХАТ. Мы тогда с ним сидели в кафе «Ностальгия» и обсуждали его предложение. Я пришел к своим и рассказал об этом. Они категорически отказались.

известия: А потом вы решили с ними уже не советоваться.

Табаков: Да, потом принял решение единолично.

Известия: Вы не делите эти два театра на прошлое и настоящее?

Табаков: Нет. Могу только повторить: я в МХТ человек из ведомства Шойгу (смеется).

«Я научился не засыпать на симфонических концертах»

Наш дальнейший маршрут — к дому на Большой Молчановке, где Табаков, когда был студентом, прожил три года. По пути проезжаем небольшое здание, и Табаков рассказывает, что"здесь была Тургеневская библиотека, где мы готовились к экзаменам. Вообще, этот район очень много значит в моей жизни. Недалеко отсюда мы с Мариной расписались. Около метро «Чистые пруды» находится Дом пионеров, с которого моя студия начиналась. И в этом дворце пионеров работала мама экс-главы администрации президента Волошина. Он даже говорил, что хотел поступать в мою студию. Вот как переплетаются пути-дороги.

Олег Павлович указывает шоферу, куда ехать. Ищем дом. Табаков останавливает машину, оглядывается, задумывается. «Ой, беда!» — «Что такое, Олег Павлович?» — «Дома нет…» Выскальзывает из машины, озирается. «А, вот он! Ну слава богу, а то я уж думал… Кошмар. Чего ты смеешься? Вот так и сходят с ума…» Выходим из машины около небольшого сталинского дома. В одну из квартир на предпоследнем этаже дома номер восемнадцать переехал Табаков, когда учился на третьем курсе.

Табаков: Моей однокурсницей в Школе-студии МХАТ была Сусанна Павловна Серова. Я часто бывал в этом гостеприимном доме, и в трудный для меня момент внучка художника Серова, Ольга Александровна Серова-Хортик, отвезла меня на Молчановку. И здесь я прожил три года. Здесь я и стал обретать человеческий облик. Я прошел в Музее имени Пушкина как бы ликбез в отношении всего, что касается живописи, ваяния и зодчества. Стал посещать Большой зал консерватории. Там я, будучи приведен Ольгой Александровной Серовой на первый свой симфонический концерт, проспал значительную его часть. И постепенно научился не засыпать.

Олег Павлович призывает нас сесть в машину, поскольку из окон уже начали выглядывать любопытствующие: Олег Табаков, довольно громко рассказывающий о своем прошлом, привлек внимание. Мы направляемся в МХТ, но продолжаем разговор о доме, где только что были.

известия: Сколько вы не были здесь?

Табаков: Пятьдесят лет. (Смеется.)

известия: Почему смеетесь?

Табаков: А как всерьез произносить такие цифры? Как кто-то правильно заметил, драма не в том, что мы старимся, а в том, что в душе остаемся молодыми. Что такое старость? Это оскудение мышц, а душа ведь не стареет.

известия: Олег Павлович, мы проезжаем мимо другого МХАТа — имени Горького, театра Татьяны Дорониной.

Табаков: Мы Леонтьевский переулок проезжаем, дом Константина Сергеевича Станиславского. Это более важно.

«Обещал — значит должен»

У шлагбаума в Камергерском переулке машину останавливает охранник. Лицо его сурово. «Куда едете»? — «Новенький, что ли?» — интересуется шофер. Пока охранник готовится обижаться, Олег Павлович выглядывает из окна: «Меня зовут Олег Табаков». Охранник бежит поднимать шлагбаум, и мы въезжаем в Камергерский. Табаков выходит из машины и останавливается у главного входа в МХТ. 

Табаков: С переходом во МХАТ у меня не было выбора. Если бы я мог назвать человека, который мог бы сделать это лучше меня, я б назвал. И поверьте — я бы денег значительно больше заработал. Американцы, европейцы платят за кино хорошо. Конечно, я понимаю, что нанес урон театру на Чаплыгина, нашему «подвалу». Но все равно помогаю. И достаточно интересно сформировал сезон будущий. 

Мы входим через служебный вход, и тут Табакова ловит его пресс-секретарь и обсыпает вопросами-упреками: «Олег Павлович, я так мучаюсь, чтобы организовать вам интервью с центральными газетами, вы от всех отказываетесь, а тут я вдруг узнаю, что вы дали интервью газете с ничтожным тиражом, какого-то маленького городка» — «Я дал интервью только одному журналисту из провинциальной газеты» — «Не царское это дело — давать интервью провинциальной газете», — стонет царедворец. «Обещал — значит должен». Табаков направляется к своему кабинету, секретарь — рядом: «Готовится передача к юбилею Валентина Гафта» — «Это обязательно. Сегодня после спектакля пусть приедут» — «Зачем после спектакля, почти ночью? Может быть, в антракте?» — «Можно и в антракте» — «Конечно. Вы Тартюфа играете. Парик снимем — и все… А в американское посольство пойдете?» — «А что там?» — «Первого июля, день национальной независимости…» — «У них четвертого, не путайте» — «А прием первого…» — «Сообразим». Мы входим в кабинет худрука МХТ. 

Табаков вдруг свистит оглушительно — вызывает секретаря. Влетает женщина. «Оля, сколько завтра идет репетиция?» — «Полтора часа» — «Сколько идет показ на третьем курсе?» — «Два сорок» — «Я, наверное, посплю перед спектаклем. Часика полтора, в гримерке».

Идем в гримерку Табакова. По пути он звонит сыну Антону: «Сынка, сегодня вечером сядем где-нибудь и попьем чаю». В гримерке — широкая кровать, холодильник, о котором Табаков с любовью говорит «Там — все мое!»

известия: Что это за фотография, где вы в женском платье на какой-то вечеринке?

Табаков: Это юбилей Вальки Гафта. Я решил его разыграть, а он долго не мог понять, что происходит: откуда эта девушка взялась, из какого эпизода его юности (смеется).

известия: Как вам удается заснуть посреди дня на час-полтора?

Табаков: Опыт. Я пришел на радио, когда мне было двадцать, и там работал с Пляттом, Весником, Дудником, Грибовым, Яншиным, Плотниковым… Это были допущенные к кормушке люди. Основные свои деньги я заработал на радио. И когда было тридцать минут записи без меня, я за ширмой на полу устраивался поспать. Откемарил — и снова за работу…

Я оставляю Табакова в гримерке — сон перед спектаклем это святое. Через несколько часов у него спектакль — он играет Тартюфа, а Марина Зудина — Эльмиру.