Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН

Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
ТЯЖЕЛО ПИСАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ, О КОТОРОМ В ЭТОМ ГОДУ ПИСАЛИ И ГОВОРИЛИ ЕДВА ЛИ НЕ ВСЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПРИЧИНА, КОНЕЧНО, БЫЛА БОЛЕЕ ЧЕМ ВЕСКАЯ — 70-ЛЕТИЕ НАРОДНОГО МАТРОСКИНА СТРАНЫ. НО О ГЛАВНОМ ОБЛОМОВЕ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ ВОТ УЖЕ ЦЕЛУЮ ПЯТИЛЕТКУ ПИШУТ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ О ДРУГИХ. ОЛЕГ ПАЛЫЧ ВЕДЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ РУКОВОДИТЕЛЬ ДВУХ ПОПУЛЯРНЫХ ТЕАТРОВ. А СТАЛО БЫТЬ, И ПОВОД ЖУРНАЛИСТАМ ВЗЯТЬСЯ ЗА ПЕРО ОН АПРИОРИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЧАЩЕ. 

Так, в апреле, без преувеличения, вся общественность Москвы с замиранием сердца ждала решения ФАКК (Федерального агентства по культуре и кинематографии) о судьбе художественного руководителя МХТ (тогда еще МХАТа): оставят на посту или «попросят».

«Я не скажу, что умный, но хитрый», — говорит о себе Табаков. Назвав свое выступление в ФАКК «апрельскими тезисами», он, как ловкий стратег, избрал своей тактикой нападение: «Если сочтете мою работу хорошей, выдвину несколько условий, без которых невозможно работать. Четыре с половиной года назад я был такой возможности лишен… За кресло свое не держусь: моя основная профессия — актер, удовлетворить свое тщеславие я всегда смогу».

Табакову дали второй срок. Впрочем, не хотел бы остаться сам — вряд ли кто-то смог бы его уговорить. Но зря что ли он все первые пять лет прикладывал усилия к тому, чтобы в Художественном ставила «сборная молодых режиссеров России»? Напрасно ли все еще борется за качественный состав труппы, желая сделать из нее number one? При этом количество его, кажется, всерьез интересует только в отношении зрителей. Пять лет назад посещаемость театра составляла менее 50%, сегодня — более 90. А то, что в прошлом сезоне поставлено 11 спектаклей? Так ведь три (один даже не был выпущен!) было снято с репертуара самим руководителем. Закон театра вообще и МХТ в частности по Табакову: «Чтобы было видно, слышно, ясно и чтобы дух захватывало». На том и стоит. 

«Каждый должен носить свой чемодан, и тогда, может быть, у нас что-нибудь получится», — любит повторять Олег Палыч. Возглавив МХАТ пять лет назад, после смерти Ефремова, Табаков, к примеру, сразу дал себе зарок: «Ничего в этом театре режиссировать не буду». Хотя, шутка ли сказать, у него, ставящего актерскую службу превыше всего и любящего игру больше остального, 40 режиссерских работ в России и за рубежом. При этом, однако, 115 ролей в кино, 100 — в театре. И совершенно не поддающиеся подсчету радиопостановки.

Когда-то Василий Аксенов написал в «Ожоге»:"В своем кабинете сидел директор театра Олег Табаков… Нынешний директор популярного театра родился актером. Сцены ему для игры не хватало, он играл везде: дома, в кругу семьи; в министерстве, в кругу бюрократов; наедине с собой. Когда же нечего было играть, он просто смотрел на собеседника со своей неподражаемой улыбкой, которая, казалось бы, говорила: «Я про вас многое, многое знаю, как и вы, должно быть, про меня».

Сложно сказать, сколько в этом абзаце правды, а сколько художественного вымысла. Одно ясно наверняка. Табаков гордо, с честью носит свой чемодан. И умудряется пополнять его не только все новыми и новыми ролями (в этом году было «Возвращение» в МХТ, телесериал «Есенин», кинопроект «Статский советник», на подходе — «Родственники» венгерского классика Иштвана Сабо и картина о Хансе Кристиане Андерсене российского мэтра Эльдара Рязанова), но и материальным их эквивалентом.

Десять лет назад Олег Палыч откровенничал: «Вероятно, я сегодня один из немногих, в кого готовы вкладывать деньги. А почему это происходит? Ну, может, чувствуют, что дело того стоит, бизнесмены ведь привыкли рассчитывать. Мне вообще стали платить больше — сейчас, когда это уже не так важно: мне ведь в этом году исполняется 60. Вот если б в молодости большие деньги!..» Но в пору его молодости родина актеров не баловала. Хотя Табаков и в застойные советские времена умудрялся прилично зарабатывать и никогда не скрывал, почему в отпуске предпочитает трудиться. Он преподавал, ставил, снимался. И даже сейчас не лукавит, говоря об американском кино: «Работаешь неделю, а зарабатываешь на год».

«Еще в 70-е годы я получал в Германии по 1000 марок за съемку. 500 полагалось отдать государству, а 500 я мог тратить на жизнь, это были большие деньги». Спустя много лет часть именно этих, не потраченных на жизнь денег будет вложена в строительство «Подвала на Чаплыгина» (почему-то худруку совсем не нравится полюбившееся театралам название «Табакерка»).

В этом году Табаков жил привычной для него активной жизнью. Все знают — энергии ему не занимать, многих молодых за пояс заткнет. Прошедшим театральным сезоном он, правда, остался недоволен — многое осуществить не удалось, а от этого устаешь сильнее. Тем не менее событий было предостаточно.

МХТ получил грант, указ о выделении которого был подписан Владимиром Путиным. Коллективу Театра п/р О. П. Табакова был наконец представлен макет нового здания на углу ул. Гиляровского и Садового кольца. В дни Великой Победы состоялась премьера документального фильма «Дорога к Сталинграду», посвященного отцу Табакова — Павлу Кондратьевичу, который во время Великой Отечественной войны был начальником военно-санитарного поезда № 87. В Раменском открыли бронзовый памятник Олегу Пал… Простите… Коту Матроскину из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

«Помните: „Давай возьмем корову в аренду“? Матроскин — часть моей жизненной философии. Трезвость взгляда на жизнь присуща и ему и мне. То есть я очень практичный Олег Павлович Матроскин».

Он участвовал в представлении «Подари мне жизнь», придуманном Чулпан Хаматовой и Диной Корзун, чтобы помочь детям, больным раком; критиковал министра культуры Соколова; встречался с Президентом России; был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и эстонским орденом «Крест Маарьямаа»…

Но кульминационным событием года стал, несомненно, 70-летний юбилей, который праздновался два месяца. Сначала было столпотворение в Камергерском, где из дарителей выстроилась длиннющая очередь. Потом — недельные гастроли и встречи с близкими людьми в родном Саратове. И, наконец, веселый капустник в МХТ, подготовленный благодарными учениками мастера. «Я люблю подарки», — хитро улыбаясь, сказал тогда Табаков. И призвал народ уже сейчас начать готовиться к 75-летию. Время пошло!